Колоритный пленэр

19 июля 2023

Детская художественная школа воплотила в картинах многообразие народных традиций

Художественное образование постоянно ищет новые смыслы, новые задачи и новые формы работы. Так поддерживается бесконечное движение к совершенству, гарантируя высокое качество преподавания и соответствие духу времени. Пленэр как учебная дисциплина по своей сути является для художника обновляющей, трансформирующей деятельностью. А если он проходит в необычном месте, то его действие усиливается. В июне 2023 года Детская художественная школа города Новокуйбышевска вышла на очень необычный пленэр.

Елена КОНЕВА, заместитель директора МБОУ ДО «ДХШ»

Этнопарк Дружбы народов находится между Самарой и Новокуйбышевском. Именно сюда для занятий живописью приехали 130 учеников и 10 преподавателей художественной школы. Директор Этнопарка Светлана Николаевна Кондратьева, зная специфику нашей деятельности и наши нужды, как радушная хозяйка пригласила нас «порисовать». Реализация замечательной идеи стала возможной благодаря Благотворительному фонду «Виктория», его президент Людмила Андреевна Шевцова поддержала проект, и парк заполнился детьми с этюдниками и красками.

На живописной территории парка расположено двадцать подворий, которые представляют собой быт и культуру двадцати национальностей, проживающих в Самарской области. Русские, мордовские, татарские избы, киргизские, туркменские, казахские юрты, осетинская башня – разнообразные и этнически характерные постройки стали для юных художников неисчерпаемым источником вдохновения. Дети ощутили себя путешественниками, посетившими одновременно двадцать стран. Получился действительный интенсив, когда художник напитывается новыми формами, цветовыми сочетаниями, знаниями об окружающем мире, которые потом еще долго усваиваются, структурируются и влияют на дальнейшее развитие.

В программу были включены экскурсии по подворьям, а это самое настоящее погружение в культуру конкретного этноса, помогающее узнать о нравах и обычаях людей, которые живут рядом с нами. Знакомство с культурами разных народов вызывало восхищение богатством и многообразием аутентичных традиций. Некоторые из них казались близкими и понятными, как будто услышанными от своих бабушек, другие стали ярким открытием, знакомством с неповторимым опытом других народов.

Головные уборы киргизских женщин, грузинские кувшины, немецкие окна – разнообразнейшие элементы, из которых можно сложить причудливую мозаику, а можно рассматривать каждый по отдельности. Сначала звучит история, поэтичное повествование о жизни неожиданно интересных и прекрасных людей, потом мы рассматриваем окружающие нас предметы, большие дома или маленькие бусы, обереги, висящие на стенах. А потом создаем изображение: образ дома, образ народа, его психологический визуализированный портрет. И это не просто рисунок, это трактовка полученной информации, тот самый процесс творчества, который не только позволяет произвести на свет какое-то произведение, но и также меняет самого автора, наделяя его новыми возможностями. За два рабочих дня ребята создали около двухсот работ. В ход пошли все изучаемые техники: акварель, гуашь, грифель, уголь, тушь и другие.

Новый учебный год в школе откроется выставкой, посвященной этнопленэру. Столь прекрасный и объемный материал должен увидеть свет. На открытие экспозиции планируем пригласить представителей Этнопарка Дружбы народов. Чудесно будут смотреться на фоне детских этюдов люди в национальных костюмах. Они создадут глубину нашей выставки, наполнят ее движением, а все вместе станет своеобразным перфомансом, соединяющим искусство и живые образы. В планах художественной школы – создание открыток, посвященных Этнопарку. Таким образом работы детей выйдут за пределы выставочного зала, начнут свое путешествие и свою собственную историю.

Наталья Харитонова, директор МБОУ ДО «ДХШ»:

— Выездной пленэр для такого большого количества детей организован нами впервые. Мероприятие получилось масштабным, результат – огромное количество прекрасных рисунков и бесценный творческий опыт. Мы проанализируем свои впечатления, обсудим с преподавателями все нюансы проделанной работы и сделаем выводы, которые станут основой дальнейшего планирования подобных поездок. Возможно, в школе появится традиция ежегодного посещения Этнопарка, который предлагает нам уникальные условия и колоритный материал для творчества.

Обсуждение закрыто.