Суббота, 14.09.2024
Журнал Первый
К новым рубежам →

Компас в жизни

13 июля 2023

Сопричастность судьбе Отечества – это ответственность за его настоящее и будущее

28 июня в Самарском многонациональном регионе праздновался Курбан-байрам – одно из главных религиозных торжеств, напоминающее мусульманам о преданности Всевышнему и важности уважения к ближнему, помощи друг другу. А четырьмя днями ранее в 34-й раз в парке имени Юрия Гагарина прошел ежегодный Сабантуй, в организации которого много лет участвует Самарская областная татарская национально-культурная автономия. О том, что нас объединяет и разъединяет, как семья, окружение и достойные примеры формируют взгляд ребенка на окружающий мир и как этот мир беречь и сохранять, «Первому» рассказал руководитель Самарской татарской национально-культурной автономии Анвер Горланов.

Алена ПАВИЧЕВА, Дмитрий НЕДЫХАЛОВ (фото)

Мусульманская семья основана на принципах ответственности всех членов семьи друг перед другом, но наибольшая лежит на муже и отце. Кто в вашем детстве прививал общепринятые нормы исламской нравственности?

— В моем детстве национальный вопрос (как у всех, наверное, в СССР) вообще не стоял. Мы все учились в одном классе: евреи, украинцы, чуваши, татары, русские… Мы не знали, кто из нас какой национальности. Для детей не существует границ. Мы с ребятами просто дружили, ходили друг к другу в гости, гуляли, играли. А те, кто чаще прибегал к нам домой, знали даже татарские слова.

Мои прабабушка и прадедушка родом из села Старый Атлаш Старокулаткинского района Ульяновской области. В нашей семье было семеро детей, на лето нас из города отправляли в село. Там по-русски вообще никто не разговаривал, только по-татарски. Мы, конечно, приспосабливались, объяснялись, детям это дается легко. Когда они совсем состарились, их перевезли к нам, в Куйбышев. Они были очень набожными, и, хотя не особо распространялись на тему религии, мы знали все праздники, пытались, насколько могли, с ними держать пост. Помню, я все просил деда объяснить мне, что же написано в Коране именно по-арабски, но он как-то сразу переводил его на татарский и не мог взять в толк, чего же я хочу. Молиться нас никто не заставлял, не было показной неистовой веры, но был пример – достоинства и спокойного благородства.

На нашей улице жил первый имам мечети Ибрагим Ганиев. Кстати, 30 июня 2023 года исполнилось 55 лет со дня его смерти. Он каждый вечер приходил к прадеду, и они долго беседовали, каждый раз о чем-то новом. И о том, как на земле появилась жизнь, и о первооткрывателях, и как жилось им самим. Жилось несладко: имам когда-то отбывал срок, прадеда в свое время раскулачили и вместе с семьей сослали в Архангельскую область, потом он прошел советско-финскую, Великую Отечественную войну, и его амнистировали. Это все я осмыслил и переосмыслил позже, тогда же мне было больше всего интересно, как мои предки работали – возили по Волге в Астрахань кожсырье, сдавали на фабрику, а оттуда брали мануфактуру и везли назад, в свои магазины. Была у них коммерческая жилка. Главное, что во всем этом сквозила такая доброта, взаимопонимание, дружба… Такими же были отношения с соседями – никто никогда не обзывался, не обижал даже словом.

Что касается отца – своего я потерял рано, в 3 года. «Папа» по-татарски звучит как «эти», и мне старшие сказали называть дедушку «большим папой» – «Зур эти», а бабушку – «большой бабушкой», или «Зур эби». Это не подлежало обсуждению, прадед и дед были для меня непререкаемым авторитетом. Вообще, в воспитании мусульманских семей уважение и почтение к старшим стоит на первом месте. Если взрослые собирались за столом, мы даже представить не могли, что можно запросто, как сегодня, к ним подсесть.

— Что изменилось, когда вы стали взрослеть?

— Я учился в школе №70, главными нашими воспитателями были, конечно, педагоги, и на национальных вопросах тоже никто внимание не заострял. Моей любимой учительницей была классный руководитель, благодаря которой я полюбил географию. А наш учитель физики когда-то преподавал моей маме, когда она училась в торговом техникуме. Однажды я нашел ее выпускную фотографию и принес ему. Петр Васильевич приятно удивился и немного изменил отношение ко мне, стал немного больше уделять внимания, и я, соответственно, иначе стал относиться к его предмету.

Коммунистические времена были вне религии. В школе мы были прежде всего октябрятами, пионерами, комсомольцами и свято верили, что впереди – светлое будущее, у нас были свои планы: окончить школу, учиться, работать. Мы жили на Чернореченской рядом с военным городком. Сыновья военнослужащих пошли по их стопам в военные училища, дети заводчан – в инженеры, в политехнический, авиационный институты. Я уехал в Москву, в институт восточных языков, но быстро понял, что арабская филология – не мое, хотелось быть ближе к реалиям. Отслужил в Звездном городке, отучился в Московском институте торговли. Ни в вузе, ни в армии, несмотря на наш многонациональный состав, не было не то что оскорблений, но даже шуток, которые могли бы задеть. Мы делали общее дело, отвечали все за одного. Мы – граждане одной страны, единое целое, и в этом ее сила. Я вырос с этим, впитал с молоком матери и убежден в этом до сих пор.

— Как вы считаете, должна ли госпрограмма «Сохранение национальной идентичности татарского народа», принятая в Татарстане, реализовываться и в Самарской области?

— Считаю, что нет. Я солидарен с президентом России: в первую очередь мы россияне, а потом уже этносы. Если мы пойдем по такому пути, то начнем делить территории и распадаться как государство. В Англии, например, все англичане, в США – американцы, а мы все для них – русские, неважно, казах ты или туркмен. Россия сильна патриотами, и этот патриотизм необходимо возрождать, но, к сожалению, нам не хватает идеологии. Мы, каждый на своем посту, говорим об этом соплеменникам: мы – самодостаточная страна, нам не нужны распри и междоусобицы. Недаром президент Путин заявил, что экономические показатели страны лучше ожидаемых, то есть наша экономика способна справляться с любыми вызовами.

Каждый из нас делится тем, чем наполнен, и компас в путанице жизни – наша собственная совесть. Помните притчу, в которой человек новому соседу на крыльцо ведро помоев поставил, а тот, вычистив его до блеска, насобирал самых сочных яблок и вернул? И религия не должна быть агрессивной, но каждый должен сам к этому прийти. Конечно, окружение, семья играют в этом основополагающую роль, но ведь эта мудрость может передаваться и здесь, в мечети или в храме.

— Мы ведем разговор в исторической мечети Самары, куда читать намаз собирается много молодежи. Послужила ли новая реальность, в которой сегодня живет Россия, причиной быстрого распространения в стране мусульманских ценностей?

— Скорее, показала, как люди нуждаются в нравственных ориентирах. «Живи по уставу – завоюешь честь и славу», и это касается всего. Чтобы быть честным, добропорядочным, нужно соблюдать законы, существующие в обществе. А они совпадают и с заповедями, они у нас одни и те же. Нарушая их, гибнешь, либо люди гибнут из-за тебя.

Меня спрашивают: зачем тратить десятки миллионов рублей на проведение очередного Сабантуя? Но дело в том, что через традиции мы можем лучше понять друг друга. Наши этносы веками жили бок о бок друг с другом и дружили, уважали, не воевали. Бесцельному времяпрепровождению всегда есть альтернатива, и мы хотим ее предложить молодежи. Более того, есть большой запрос – в школе «Яктылык» с углубленным изучением татарского языка и культуры с каждым годом растет очередь желающих обучать детей именно там, причем у представителей других национальностей. Уже сейчас в школе, рассчитанной на 460 человек, учится 600. Выделено дополнительное здание, которое, как нам очень хотелось бы, мы сможем как можно быстрее ввести в строй. Кстати, выпускник этой школы – двукратный обладатель Кубка Гагарина, нападающий ХК ЦСКА Тахир Мингачев, который открывал в этом году Сабантуй. Его отец работал у меня водителем «КамАЗа», и я видел, сколько сил он вкладывал в сына, чтобы тот добился успехов в хоккее. Сегодня Тахир выступает под номером 63 – в честь родного региона, и все мы, безусловно, им гордимся.

Рядом с мечетью тоже будет выстроена целая инфраструктура, рассчитанная не только на туристов, которые смогут прийти, например, на «Восточный базар», но и на маленьких самарцев – для них откроются спортивные секции по борьбе.

— Находят ли отклик ваши проекты в государственных структурах?

— Мы встречаем полное понимание губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, который, кстати, будучи мэром, помог придать Сабантую статус общегородского праздника. Нынешняя глава Самары Елена Лапушкина тоже участвует в решениях, касающихся развития наших общественных инициатив на благо города. Это направление сейчас особенно актуально в масштабах стран и закреплено в нацпроектах.

Все, что делают общественные организации, помогая государству (будь то покупка дома для ветерана войны или открытие новых общественных пространств), – тоже вклад в его развитие, укрепление экономики и повышение уровня жизни людей. Нужно только быть готовым брать на себя ответственность и принимать решения, а иногда и добиваться чего-то, стуча кулаком по столу.

Религия – не заслон от информации, которая сегодня буквально обрушивается на молодые умы. Однако в наших силах – по праву старших вкладывать в них знания и вековую мудрость, которую мы переняли от предков, примером ли, поступком ли. Не случайно же слово «образование» происходит от слова «образ» –
его создаем мы. Мне кажется, курс, взятый на индивидуализацию личности, сегодня предполагает чрезмерное внимание к вопросам частным и недостаточное – к общим, например, общей цели для страны и людей, ее населяющих. Сопричастность судьбам Отечества – это ответственность за его настоящее и будущее, поэтому за национальной, человеческой идентичностью нельзя забывать об идентичности гражданской.

Обсуждение закрыто.