Призвание – педагог и наставник

19 июля 2023

В коррекционной школе каждый педагог стремится стать мастером своего дела

Школа-интернат №111 для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья более полувека достойно выполняет сложную задачу по подготовке учеников к полноценной жизни. В школе учится много детей с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Раньше с такими ребятами проводилась индивидуальная работа на дому. Первой в Самарской области коррекционная школа взяла на себя ответственность – обучать детей в классах. Опыт оказался успешным. Директор самарской школы-интерната №111 Светлана Соловых подчеркивает, что эффективный результат школы стал возможен благодаря профессионализму педагогов.

Людмила МАРТОВА

Равнение на лидера

Сейчас в школе-интернате проходят обучение 300 детей. Школьный день у них очень насыщен, помимо обучения, ученики занимаются в кружках дополнительного образования различной направленности, а вечером уходят с родителями домой. Социально-психологическая реабилитация ребят с ОВЗ реализуется под чутким вниманием специалистов коррекционной педагогики, психологов, логопедов. С учениками работают опытные учителя, в том числе отличники просвещения РФ. Большинство педагогов работают не один десяток лет и вкладывают в общение с особенными детьми частицу своей души.

«Ребята, которые к нам приходят впервые, напоминают ежиков: боятся глаза поднять на чужого человека, некоторые не умеют разговаривать, – говорит Светлана Соловых. – Даже в столь юном возрасте они чувствуют неоднозначное отношение к ним общества. Подобное опасение испытывают и родители, которые зачастую остаются один на один со своей бедой. Но как приятно смотреть на тех же детей в старших классах! Они совершенно другие – открытые, непосредственные, общительные. Такие метаморфозы происходят с ребенком за несколько лет обучения в школе-интернате, ведь здесь они постигают не только общеобразовательную программу – здесь они учатся взаимодействовать с внешним миром, дружить, раскрывать творческие способности».

Светлана Викторовна отмечает: если человек отработал в школе год, значит, он останется здесь надолго. Она и сама устроилась сюда, будучи выпускницей педагогического училища. Огромное сострадание к детям с ОВЗ и стремление им помочь определило профессиональный выбор. Несколько лет работала учительницей начальных классов, потом руководила методическим объединением учителей, получила высшее образование. Уже семнадцать лет Светлана Соловых возглавляет учреждение, ее общий стаж работы в школе-интернате –
более тридцати лет.

Мастера своего дела

Старт для обучения, развития и воспитания в школе дают учителя начальных классов. Педагогами-наставниками в начальной школе заслуженно считаются Алевтина Тарасова и Альбина Морозова. Именно они стали ориентиром для молодых специалистов, которые делают первые шаги в педагогической деятельности.

Педагоги-наставники оказывают теоретическую и практическую поддержку молодым педагогам. Алевтина Алексеевна и Альбина Александровна владеют современными образовательными технологиями, эффективно применяют их на практике, имеют большой багаж знаний, соответствующих требованиям стандартов образования. Педагоги охотно делятся мастерством с коллегами: проводят открытые уроки и мастер-классы, выступают на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Учитель-дефектолог-23», «Профессиональный стандарт педагога».

В работе с детьми педагоги используют дифференцированный подход, при котором задания ученикам даются в зависимости от степени обучаемости. Педагоги-наставники умеют создать благоприятную атмосферу в классе, где ребята чувствуют себя уверенно, комфортно, защищенно. Предъявляя настойчивость в обучении детей, педагоги умеют быть внимательными и душевными. Это вызывает и огромное уважение у молодых кадров, и понимание, что с такими наставниками можно стать мастерами своего дела.

Светлана Соловых, директор ГБОУ СО «Школа-интернат №111 для детей с ОВЗ»:

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации внутренних ресурсов. Наши педагоги-наставники помогают решить эту задачу, способную оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к саморазвитию и самореализации. Таким образом мы осуществляем преемственность специалистов в коррекционной педагогике.

Обсуждение закрыто.