Уроки мастерства

19 июля 2023

Школа-интернат совершенствует профессиональную среду

Одной из инноваций отечественного образования является подготовка кадров, педагогов и специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, которые позволяют качественно выполнить государственный социальный заказ на образование. Миссия 2023 года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Директор школы-интерната №115 Самары Сергей Санников подчеркивает важность развития наставничества как инструмента, способствующего реализации творческого потенциала молодого педагога. На это нацеливает национальный проект «Образование».

Людмила МАРТОВА

С 2005 года школа-интернат осуще-ствляет педагогическое сопровождение психологической практики студентов факультета психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета. По словам директора школы Сергея Санникова, студенты 5 курса, которые проходили в школе педагогическую практику, были мотивированы на успех, уверены в своих знаниях. В общении с ними можно было актуализировать свои теоретические знания и навыки информационно-коммуникативных технологий.

К сожалению, изменения в высшем образовании (а именно переход со специалитета на бакалавриат) не лучшим образом сказались на подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности.

«Студенты, которые обучаются по программе бакалавриата, приходят на практику эмоционально напряженными, неуверенными. У них имеются проблемы во взаимодействии с детьми, в проведении диагностики, применении современных технологий. Выпускники вузов, получившие квалификацию «бакалавр», в большей степени нуждаются в наставниках», – отмечает Сергей Вячеславович. – Наставничество, по сути, становится пролонгированным обучением студента-выпускника в условиях его профессиональной деятельности».

Наставничество позволяет молодому специалисту успешно адаптироваться в школьном коллективе, неформально строить общение с наставником. Постоянный диалог опытного и начинающего педагогов – это особый вид повышения квалификации, при котором молодой специалист постоянно погружен в среду профессионального научения.

«Неформальное общение бывшего студента-практиканта и куратора педагогической практики мотивирует молодого специалиста на профессионально-личностное саморазвитие, а опытного педагога – на повышение компетенции в области цифровых технологий, – поясняет директор школы. – В данном случае процесс наставничества характеризуется как реверсивный, двухвекторный: педагог-наставник, обучая, сам повышает уровень своей профессиональной компетенции».

В школе-интернате №115 активно развивается форма наставничества «учитель – учитель», которая нацелена на успешное закрепление молодого специалиста в школе, повышение его профессионального уровня.

В процессе деятельности опытные «мастера» ориентируют начинающего педагога на творческое использование в работе передового педагогического опыта. Наставническую деятельность в отношении 10 молодых специалистов реализуют три опытных педагога. Уже есть первые успехи наставляемых: в 2022 году лауреатом областного конкурса профессионального мастерства в номинации «Педагог-психолог» стала Людмила Алексеевна Кудисова, а в 2023 году Людмила Алексеевна награждена дипломом за II место в региональном конкурсе «Мастерство юного медиатора» (номинация «Профессионал»).

Реализуя проект «Современная школа», школа-интернат постоянно совершенствует свою профессиональную среду, что позволяет осуществлять актуальные педагогические задачи в области образования детей с интеллектуальной недостаточностью и расстройствами аутистического спектра на высоком уровне.

Сергей Санников, директор ГБОУ школы-интерната №115 г.о. Самара:

В Министерстве просвещения России обсуждается подготовка кадров в системе высшего образования, за основу которой будут взяты интересы национальной экономики. Министерство считает, что отказ от Болонской системы и переход на программы специалитета способен усилить качество подготовки педагогов по всей стране. Это значит, что скоро к нам на практику придут студенты, мотивированные на профессиональное саморазвитие, вместе с ними будет развиваться современная система наставничества, а наша школа внесет пусть небольшой, но достойный вклад в создание новой уникальной системы отечественного образования.

Обсуждение закрыто.