Служение искусству и добру

14 августа 2023

Критерии качества – профессионализм и всестороннее развитие личности ученика

Самарское хореографическое училище работает с 2006 г, но история подготовки артистов балета в Куйбышеве началась в 1936 году. Традиции классического образования позволяют балетной школе сегодня держать высокую планку, осуществлять серьезные творческие проекты и быть актуальным учебным заведением. Будни воспитанников хореографического училища напряженны, однако они успевают участвовать в жизни региона и страны, побеждать в престижных конкурсах, прославляя Самарскую область. О целях и задачах учебного заведения, о заданном векторе развития «Первому» рассказала директор Самарского хореографического училища Вероника Блюдина.

Людмила КРУГЛОВА

— В июне с успехом прошел гала-концерт студентов и выпускников училища, посвященный Году педагога и наставника. Самарская балетная школа служит эталоном педагогической преемственности. Этот курс продолжается?

— Несомненно! В обучении балетному мастерству роль педагога и наставника первостепенна. Балетное образование в Самаре развивали выдающиеся деятели искусства, начиная с Натальи Даниловой, выпускницы Ленинградского хореографического училища, которая заложила основу непревзойденной вагановской школы. В разные годы балетную школу возглавляли незаурядные педагоги Игорь Чернышев, Алла Шелест, Валентина Пономаренко. Сегодня традиции продолжает профессионал с мировым именем, заслуженный артист РФ Юрий Петрович Бурлака, который обладает редким педагогическим талантом, прекрасно разбирается в музыке и других видах искусств, занимается сохранением классического наследия. Он многое может дать детям для их развития. Это огромная удача для учеников и всего училища. Недавно Юрий Петрович отметил свой юбилей. От всей души поздравляем его, желаем вдохновения, новых проектов и побед!

— Какие цели и задачи стоят перед хореографическим училищем?

— Главное – взят четкий курс на повышение профессионализма учеников. Мы нацелены на то, чтобы после выпуска все они могли трудоустроиться в ведущие театры оперы и балета. Начало уже положено. В прошлом году наша выпускница была принята в Академию танца Бориса Эйфмана, в этом году две ученицы стали артистками самарского театра, две – саратовского и одна приступила к работе в московском Театре Классического Балета Н.Касаткиной и В.Василева. Сверхзадача – вырастить таких профессионалов, которые были бы интересны потенциальному работодателю. Еще одна ключевая тема – продвижение бренда училища, повышение индекса его узнаваемости. Людям важно понимать, что в регионе есть профессиональное балетное образование, и оно имеет высокий рейтинг в масштабах страны. Без этого знания родители с одаренными детьми пройдут мимо или отправят ребенка в федеральные учреждения. Конечно, нам трудно конкурировать в условиях с той же Академией танца Эйфмана, где предоставляют проживание и питание. Но у нас тоже есть неплохие преференции, мы платим стипендию детям, обеспечиваем их репетиционной одеждой, предоставляем широкие возможности для развития. И, главное, у нас есть высококлассные преподаватели.

Самарское училище не имеет общежития для проживания детей? Правильно ли я вас поняла?

— К сожалению, да. Основная наша проблема – отсутствие своего помещения, общие залы для занятий и у артистов балета, и у наших детей. Поэтому с 8 утра занимаются дети, а в 10:30 балетные залы освобождаются для артистов. После этого детям нужно за пять минут переодеться и бежать в автобус, чтобы ехать в общеобразовательную школу №12, где мы арендуем помещения для проведения обычных уроков. За каждым классом закреплен воспитатель, он постоянно на связи с родителями. Сложность в том, что у нас учатся дети из отдаленных районов Самары и области, кроме того, 24 из 100 учеников – иногородние. Дети должны быть под присмотром, правильно питаться пять раз в день. Поэтому общежитие крайне необходимо, как необходим сам факт погружения детей в творческую среду, чтобы они держались вместе под покровом классического балетного искусства. Мы понимаем, что в регионе масса серьезных вопросов, на фоне которых наша задача не столь критична. Но вот для нас острее проблемы быть не может.

Реализуется ли в училище программа выявления одаренных детей?

— Поиск талантливых детей сравнивают с добычей янтаря подземным способом, до которого надо добраться, подняв более 20 метров грунта, а затем, промывая породу, отыскать действительно самородок. В Москве мы познакомились с творческой командой из Новосибирска, которая внедряет модель выявления одаренных детей, причем именно мальчиков, потому что в балете их не хватает. Они апробировали свою программу в Новосибирске, потом в академии Бориса Эйфмана и теперь внедряют в России. Мы решили стать пилотной площадкой по отработке новосибирского кейса. Нам важно помочь родителям увидеть уникальность своего ребенка, дать шанс сценически одаренным детям с соответствующими природными данными узнать о своих возможностях, а далее сделать все, чтобы ребенок раскрыл свой талант. С сентября запускаем эту модель «под задачу» и планируем, что в следующем году начнем учить не менее 20 мальчиков. Очень надеемся на поддержку министерства образования и науки СО, директоров общеобразовательных школ, только вместе мы сможем внедрить новые технологии выявления одаренных детей.

Хореографическое училище реализует различные развивающие проекты. Какие из них были значимыми в этом году?

— На мой взгляд, один из важнейших проектов реализован совместно с Благотворительным фондом «Радость». Мы сделали детский дивертисмент «Дюймовочка» в постановке заслуженной артистки Белоруссии Марины Вежновец. Впервые средства, вырученные от продажи билетов, пошли на поддержку ДШИ г. Снежное Донецкой области. Люди искусства в трудные моменты истории никогда не оставались в стороне, это балетная традиция, которую мы чтим и продолжаем.

Значимый проект 2023 года приурочен к 80-летию прорыва ленинградской блокады. При поддержке министерства культуры СО мы начали работу над танцевальным спектаклем «Светлячки жизни» (сценарист и режиссер Виктор Трегубов). Основой для сценария стали дневники артисток балета Мариинского театра Натальи Сахновской и Ольги Иордан, переживших блокаду. Сохранены бьющие по сердцу записи зрителей: «Мы вернулись, легли в свои ледяные кровати и в первый раз не думали о еде. Если они, изможденные, танцуют, значит, есть надежда жить». Считаю, что нашу постановку должны увидеть все школьники, потому что это апофеоз патриотического воспитания и силы искусства. Воспитывая наших детей, мы нацелены на то, чтобы вырастить и зрителя. Подана заявка на проведение всероссийского фестиваля танцевальных спектаклей на патриотическую тему. Мы хотим задать тренд в воспитании танцовщиков, чтобы хореографы более активно делали постановки патриотической направленности.

Получается, балетное образование выходит далеко за рамки занятий?

— Иначе и быть не может. Балет – синтетическое искусство, объединяющее музыку, танцы, изобразительное искусство. Наши выпускники – одухотворенные, образованные люди, которые разбираются в различных сферах искусств. Мы хотим, чтобы они были послами культуры. Наши ученики ежегодно обучаются в центре для одаренных детей «Сириус», по результатам конкурсного отбора участвуют во всероссийском танцевальном проекте «Большие и маленькие». Светлана Юрьевна Захарова, прима-балерина Большого театра и ведущая проекта, знает наших детей и очень тепло отзывается о Самаре и самарской школе. Также у нас налажено сотрудничество с Академией танца Бориса Эйфмана и Московской академией хореографии, где стажируются наши студенты и педагоги, а столичные профессионалы приезжают в Самару для проведения мастер-классов. В этом году мы вошли во всероссийское сообщество «Движение Первых» и по итогам первого конкурса получили грант на реализацию проекта «Амбассадоры искусства». Наши студенты станут организаторами социальных просветительских программ.

— С чем связываете планы училища?

— Легендарная балерина, которой сегодня 92 года, Валерия Иосифовна Уральская подарила мне свою книгу с автографом: «Желаю успехов в нелегком служении искусству и добру». Именно так понимаю свою миссию – каждый день наполнять ощущением служения, снова и снова решать те задачи, которые необходимы для нашего учреждения. Главная цель, конечно, – свое здание, которое позволит значительно расширить программы развития, создать своего рода танцевальную резиденцию, открытую для талантливых детей с самого раннего возраста. Наш регион справедливо стремится к лидерству, и думаю, что и училище у нас должно стать одним из лучших в стране. В этом году мы открываем новую программу «Искусство танца» (народный танец), преподавателями на курс приглашены артист ансамбля танца Сибири им. М.Годенко Андрей Кульманов, который согласился приехать в Самару и взять мужской класс, и артистка Волжского русского народного хора Ольга Александровская. Это совершенно уникальная возможность для юношей.

Мы начали формировать Попечительский совет, и большое благо, что свое согласие войти в него подтвердили Эллина Вячеславовна Азарова, Марина Геннадьевна Сидухина, Зарина Эркиновна Плукчи. Они бывают на наших мероприятиях, мы видим их искреннюю заинтересованность, а в этом году вот родился и благотворительный проект. Это очень хорошая тенденция. Балету исторически покровительствовали первые лица государства. Мне кажется, так должно быть во все времена.

Ирина Калягина,
министр культуры Самарской области:

В Самаре балетное образование развивалось под влиянием Санкт-Петербургской балетной школы. Выдающимися хореографами и педагогами были заложены основы качественного обучения и подготовки артистов балета. Юрий Петрович Бурлака – достойный продолжатель великих традиций отечественной школы балета. Нашим учащимся Самарского хореографического училища невероятно повезло, что у них есть такой наставник. Виртуозные и выразительные постановки Юрия Петровича стали настоящим украшением лучших сцен России. Работать и творить под руководством специалиста такого уровня — большая честь. В юбилейный год хочу пожелать Юрию Петровичу вдохновения, крепкого здоровья и, конечно, новых успехов в деле служения искусству.

Обсуждение закрыто.