Великое наследие

11 сентября 2023

В Самарской филармонии открывается новый концертный сезон

Для музыкантов Новый год начинается осенью, с открытием нового сезона, с первого концерта. Самарская филармония приготовила для публики яркую программу. О предстоящих событиях «Первому» рассказал художественный руководитель и главный дирижер оркестра Самарской филармонии Денис Власенко.

Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ. Лена ФАЙНБЕРГ, Юрий СТРЕЛЕЦ, Александр КРЫЛОВ (фото)

— Денис Георгиевич, поздравляем вас с новым концертным сезоном. Для музыканта Новый год начинается с момента первого концерта сезона?

— Обычно – да. Но есть много музыкантов, у которых вообще не бывает отпусков и уже не совсем ясно, где заканчивается их сезон, а где начинается. Таким мне представляется, например, Валерий Гергиев, который, как мне кажется, совсем не отдыхает.

Как вы оцениваете уровень вовлеченности современного человека в классическую музыку? Не вытесняет ли «искусственный интеллект» все то музыкальное наследие, что оставили нам великие композиторы?

— Вытесняет. И не только искусственный интеллект – вся индустрия массовых развлечений и поп-музыка, которые за последние два десятилетия выросли до планетарных масштабов. С одной стороны, классическая музыка – это многовековая культура и традиция, которая на протяжении столетий развивалась в Европе, и ее так просто не вытеснишь. Все-таки корневая система у нее очень мощная, а наследие, которое нам оставили предки, – великое. Но проблема вовлеченности молодежи в этот вид искусства и, если хотите, досуга со временем становится все более острой. Каждой стране или городу, в котором есть оперный театр или филармония, приходится решать эту проблему.

Чувствуете ли вы личную ответственность за воспитание публики, например, в Самаре? Привить подрастающему поколению хороший музыкальный вкус – сложная задача.

— Я ведь недавно стал работать в Самаре и пока не чувствую этой ответственности. Я не ставлю себе задачу кого-то специально воспитывать. Я просто предлагаю свои программы, в которых будет звучать музыка под моим управлением и в том качестве и видении, которое я себе представляю. Если это будет убедительно –
хорошо. Если это будет, как вы говорите, «воспитывать» публику, я буду считать, что мы своим примером выполнили важную миссию. Но это не первостепенная наша задача. Гораздо важнее подтянуть уровень игры оркестра, делать интересные программы с талантливыми солистами, и тогда публика сама к нам потянется.

— На ваш взгляд, произведение композитора – это проповедь или исповедь?

— И так, и так. Мне кажется, что в искусстве это трудно разделить, хотя есть, на мой взгляд, более наглядные примеры: Толстой и Бетховен – это проповедь. А Достоевский и Чайковский – исповедь.

Как дирижер сколько вы можете добавить от себя в то или иное произведение?

— Ровно столько, сколько позволяет партитура. Вы обязаны передать замысел и настроение автора, заложенные в нотах, написанных в партитуре. Но пропускаете все это сквозь призму своего «я». В этом смысле партитура «пластична», так как она предназначена для всех.

— Вы согласны с мнением, что музыка способна исцелять человека?

— Согласен. Но одной музыкой не ограничиться. Это великая сила искусства.

— Дирижер – прежде всего лидер. Он должен уметь донести до коллектива свою точку зрения и уделить внимание каждому музыканту симфонического оркестра. Миссия выполнима?

— В отношениях дирижер – оркестр очень много от простых человеческих взаимоотношений. Помимо профессионального общения, многое должно сойтись на «химическом» уровне. Дирижер – первый среди равных. Поэтому он должен быть лидером среди коллег. А коллеги должны его уважать, верить ему и двигаться с ним в одном направлении.

— Что для вас как для музыканта и человека абсолютно неприемлемо в работе?

— Необязательность. Безответственность. Непунктуальность. Предательство.

— Фестивали «Самарская осень», «Транссибирский фестиваль» стали визитной карточкой Самарской филармонии. Чем будете удивлять публику в этом сезоне?

— Сегодня Транссибирский арт-Фестиваль известен не только в России, но и во всем мире. Участие Самары в столь масштабном музыкальном фестивале предоставляет самарской публике уникальную возможность услышать выступления выдающихся мастеров и насладиться их искусством. Мы рады сотрудничать с музыкантом с мировым именем Вадимом Репиным, одним из лучших скрипачей современности.

А фестиваль искусств «Самарская осень» стал одним из значимых ежегодных событий культуры Самарского региона. Он проводится с 1984 года. С течением времени концепция и формат фестиваля менялись, значительно расширились жанровые и стилистические границы, но неизменно одно: фестиваль остается подлинным праздником достижений лучших коллективов и исполнителей, которые уже получили международную оценку признанных мастеров искусств.

— Вы возглавили оркестр в марте 2023 года. Уже немало было встреч со зрителями. Если бы коллеги, друзья, знакомые из других городов и стран спросили вас, какая она, Самарская филармония, что вы ответили бы?

— Я активно общаюсь со зрителями и подписчиками в соцсетях. Считаю очень важным чувствовать их настроения и эмоции во время и после концерта. Самарская филармония – она прямо сейчас МЕНЯЮЩАЯСЯ.

Поделитесь планами на будущие сезоны: каким вы видите вектор развития филармонии?

— Наш будущий сезон уже сверстан. В нем большое количество артистов категории А, такие как Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Денис Мацуев, Вадим Репин, Борис Березовский, Вероника Джиоева и многие другие. Нас ждут гастроли в Москве. Я рад, что для реализации многих проектов нам помогают и «Филармонические сезоны», и министерство культуры Самарской области. И, конечно, внимание и забота губернатора к нашему коллективу и к нашей жизни в целом для нас очень ценны. Надеюсь, нас и дальше будут поддерживать в реализации самых амбициозных проектов Самарской филармонии. Дмитрий Игоревич прекрасно понимает, что культура – это «витрина» города, области, страны.

Обсуждение закрыто.