Передовая инженерная аэрокосмическая школа Самарского университета имени Королёва готовит уникальные междисциплинарные команды специалистов для аэрокосмической отрасли
Экономике страны сегодня как никогда нужны высококвалифицированные инженерные кадры новой формации, способные решать сложные задачи для обеспечения технологического суверенитета России. ПИАШ Самарского университета имени Королёва активно развивает образовательные программы на основе передовых технологий и запросов отрасли. О том, как идет масштабная подготовка специалистов с практическими навыками, кто уже стал индустриальным партнером ПИАШ, «Первому» рассказал директор Передовой инженерной аэрокосмической школы «Интегрированные технологии в создании аэрокосмической техники» Иван Ткаченко.
Оксана ФЕДОРОВА, фото предоставлено Самарским университетом имени Королёва
— Когда и как была создана ПИАШ, какие цели изначально перед ней ставились?
— Школа была создана в прошлом году, а появиться ей помог федеральный проект «Передовые инженерные школы» (ПИШ). Его ключевая идея – объединить науку и производство, нацелить университеты на решение конкретных задач в интересах индустриальных партнеров, а также на подготовку специалистов, способных эффективно решать такие задачи.
Этот проект был инициирован президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Стартовал он весной 2022 года, а летом провели конкурсный отбор: из 89 вузов по всей стране отбирали 30 лучших, которым предстояло создать передовые инженерные школы (ПИШ). Проект Самарского университета имени Королёва охватывал космическое машиностроение, авиационное двигателестроение и информационные технологии.
Организаторы постарались рассредоточить ПИШ по всей территории Российской Федерации, и нам повезло – в Самаре прошли отбор сразу два проекта передовых инженерных школ, сразу два университета победили в этом конкурсе: Самарский университет им. Королёва и Самарский государственный медицинский университет. Итоги конкурса были подведены в июле 2022 года, а 1 сентября наша школа официально начала работу – приступили к обучению первые студенты.
Сегодня перед нашей школой стоят две задачи. Первая – это разработка комплексных решений, ускоряющих процессы создания и модернизации изделий аэрокосмической техники. Вторая – подготовка инженерных кадров новой формации, владеющих наукоемкими и мультидисциплинарными технологиями.
— Как в ПИАШ организован учебный процесс? В чем его принципиальное отличие от традиционных подходов в подготовке инженеров?
— Одной из главных идей проекта как раз и служит поиск новой модели инженерного образования. Мы базировались на лучших традициях российского инженерного образования. Но при этом изначально искали форматы, отличные от классического образования, которое преподавали студентам на протяжении, скажем, последних 20-30 лет. И такие форматы находятся. Если коротко, это очень тесная работа с индустрией, выстраивание связи между студентами и будущими работодателями уже в процессе обучения.
Помните классический пример? Выпускник приходит на работу, а ему говорят: забудь все, чему учился. Так вот одна из главных задач проекта – сломать такое представление о выпускниках. И в первую очередь – за счет знакомства работодателя и студента с первых курсов обучения.
Самый верный подход – погрузить студента в индустриальную среду. Однако в силу ряда ограничений и специфики предприятий такое не всегда возможно. Выход из этого положения есть – киберфизические фабрики, которые мы создаем на базе ПИАШ и университета в целом. Это производства нового типа, которые, с одной стороны, оснащаются высокотехнологичным производственным оборудованием, а с другой – все то, что невозможно воспроизвести в полном объеме, мы воплощаем с помощью имитационного моделирования и VR/AR-технологий. Таким образом обучающиеся получают полное представление о технологическом процессе на предприятии.
Еще мы используем всевозможные форматы вовлечения студентов в творческую, инновационную и, в первую очередь, научную деятельность. Студенты привлекаются к научной деятельности сразу после поступления, причем научные проекты выполняются по заказу и под контролем индустриальных партнеров. То есть при этом решаются реальные производственные или научно-исследовательские задачи.
— Сколько лет отводится на обучение в ПИАШ?
— Проект передовых инженерных школ ориентирован на быстрый результат, чтобы насытить экономику страны высококвалифицированными кадрами новой формации. И в рамках государственных стандартов, которые регламентируют нашу работу, это формат обучения в магистратуре, то есть двухлетнее обучение. За это время нужно сформировать у выпускников компетенции, которые сегодня востребованы в первую очередь индустриальными партнерами.
Нам сразу стало ясно, что двух лет для этого катастрофически мало. Поэтому мы предлагаем программы бакалавриата, которые тесно связаны с программой магистратуры, при этом студенты бакалавриата поступают на программы ПИАШ не с первого, а с третьего курса. То есть два года занимает базовая подготовка, а по окончании второго курса у студентов есть выбор: пойти по классическому треку и получить традиционное инженерное образование, также сейчас очень востребованное в стране, или перейти на интересный и необычный трек, связанный с обучением в Передовой инженерной аэрокосмической школе. То есть проучиться в таком формате третий и четвертый год, а затем поступить в магистратуру или же отправиться на работу с дипломом бакалавра.
— Как происходит отбор в передовую инженерную аэрокосмическую школу?
— Завершился основной прием, в этом году по восьми образовательным программам у нас будут обучаться 220 студентов. Мы отбираем их на конкурсной основе. Основные учитываемые компетенции – балл по основной образовательной программе, уровень знания английского языка. И главную оценку дают индустриальные партнеры. Они оценивают мотивационные письма студентов – о том, почему именно этот студент должен учиться в передовой инженерной школе и почему именно на том направлении, какое он выбрал, что нового и интересного он может привнести именно в эту индустрию.
Помимо мотивационных писем, есть другие форматы конкурсного отбора, в том числе для прохождения стажировок – например, видеопрезентации. Такой формат позволяет комиссии, в которой обязательно участвует индустриальный партнер, оценить и профессиональные, и личностные качества студента. Конкурсные процедуры охватывают на всех этапах обучения не только обучающихся, но и профессорско-преподавательский состав.
Кстати, мы специально выделили ряд мест в программах IT-направления и отдали их студентам, которые окончили бакалавриат не по IT-специальностям, а по инженерным, машиностроительным направлениям подготовки, и увидели большой интерес с их стороны. Наши студенты института авиационной и ракетно-космической техники, института двигателей и энергетических установок с удовольствием идут на программы Передовой инженерной аэрокосмической школы.
— Каких специалистов ожидаете вы на выходе из Передовой инженерной школы?
— Говоря о специалистах, нужно в первую очередь сказать о специализации нашей школы. Каждая из 30 действующих сегодня передовых инженерных школ имеет собственную специализацию. Это и инженерия в широком смысле, и школы, которые занимаются, например, биомедицинскими технологиями в инженерии и генной инженерии, судостроением, нефтяной промышленностью, медициной…
Мы сосредоточены на аэрокосмической технике и аэрокосмической индустрии, как и следует из названия нашей школы. При этом ПИАШ действует на базе трех институтов университета: института авиационной и ракетно-космической техники, института двигателей и энергетических установок, института информатики и кибернетики. Соответственно, они готовят специалистов в области IT, инженеров, специализирующихся на проектировании, конструировании и производстве аэрокосмической техники, машиностроителей, технологов и так далее.
В чем уникальная особенность именно нашей школы? А в том, что эти компетенции мы соединяем в рамках одной образовательной программы и в рамках специально сформированных мультидисциплинарных команд, где собираются группы студентов (пять-семь человек), и в такой команде ребята, оставаясь в своих привычных направлениях, играют определенные роли: инженер-проектировщик, менеджер по качеству, IT-инженер и т.д. Задача преподавателя – предоставить студенту возможность попробовать каждую роль, чтобы он понял, на чем ему специализироваться. И впоследствии с помощью корректировки образовательной программы, формирования индивидуальной образовательной траектории он сможет нарастить компетенции, которые ему необходимы.
Из этого нестандартного подхода к обучению вытекает одна из наших задач – убедить индустриальных партнеров принимать на работу не одного человека, а всю команду. Это пока нетипичное явление, но именно оно обеспечит мультипликативный эффект. Формирование таких уникальных междисциплинарных команд специалистов также является принципиальным отличием от традиционных подходов в подготовке инженеров для высокотехнологических компаний аэрокосмической отрасли.
— Какие проблемы современного производства решают научно-исследовательские проекты, реализуемые в ПИАШ?
— В начале проектирования нашей школы (февраль 2022 года) сама жизнь подсказала наиболее острые и актуальные вопросы для отечественной аэрокосмической промышленности. Нам необходимо кратно нарастить мощности по производству той продукции, которая сегодня изготавливается практически в единичных экземплярах. Это касается и самолетов, и беспилотных летательных аппаратов, и космических аппаратов. У нас в стране все это есть и делается на самом высоком уровне. Вопрос в том, что необходимо нарастить объемы производства.
Как известно, для этого существуют два пути, интенсивный и экстенсивный. Экстенсивный путь предполагает простое масштабирование производства, увеличение персонала, материально-технической базы. Однако это далеко не всегда возможно, а главное, быстрое наращивание невозможно практически никогда.
Но есть интенсивный путь, когда мы увеличиваем производственные мощности за счет внедрения новых технологий, в первую очередь, цифровых технологий, роботизации, автоматизации производственных процессов. И это то, что мы назвали в нашем проекте интегрированными технологиями: мы соединяем технологии на стыке IT и интеллектуальных производственных технологий. Именно это дает тот серьезный эффект и качественный скачок, который позволяет нарастить производственные программы на предприятиях.
— Расскажите, кто ваши индустриальные партнеры.
— К реализации проекта присоединились Ракетно-космический центр «Прогресс» (входит в госкорпорацию «Роскосмос»), «ОДК-Кузнецов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) и «Авиакор-авиационный завод». Представители этих предприятий активно участвуют в отборе студентов, которые учатся по программам ПИАШ, обеспечивают школу оборудованием, ресурсами и базами практик, заказами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Интерес проявляют и другие предприятия – из атомной, электронной промышленности.
Помимо официальных индустриальных партнеров, в Совет ПИАШ входят также партнеры из смежных организаций, расположенных не только на территории Самарской области, из коммерческих предприятий аэрокосмической сферы – с ними также начинают выстраиваться отношения по выполнению проектов, по подготовке кадров, открытию дополнительных программ, подготовке их специалистов по нашим программам.
Мы стараемся позиционировать себя в целом в индустрии. Только за это лето участвовали в двух крупнейших выставках: «Иннопром» в Екатеринбурге и «Технопром» в Новосибирске, максимально участвуем в различных конференциях и форумах.
— Как можно стать студентом Передовой инженерной аэрокосмической школы?
— У нас есть программы и бакалавриата, и магистратуры. Программы бакалавриата рассчитаны больше на студентов Самарского университета имени Королёва, а программы магистратуры открыты для приема студентов, окончивших бакалавриат в любом другом вузе, здесь никаких ограничений нет.
Безусловно, есть вступительные испытания, как и на любую магистерскую программу. Они включают в том числе прямое общение с индустриальным партнером уже на этапе поступления, поэтому нужно быть готовым к элементам самопрезентации. Что касается специализированных качеств, наши программы ориентируются на базовый уровень инженерного образования с определенными IT-компонентами. Все остальное мы дадим в процессе обучения.