Морское братство

2 октября 2023

Офицер ВМФ Семен Акаев остается верным профессии и службе Родине

Известный писатель Виктор Конецкий любил повторять: «Кто в море не бывал, тот Бога не знавал». Капитан спасательных судов, он тепло писал о людях, которые окружали его в море, ведь военморы и «на гражданке» остаются верными своим идеалам. Генеральный директор ООО «Автоматик-Сервис» Семен Акаев 15 лет назад уволился из рядов элитных войск Военно-Морского флота. Но жизнь «на воде» продолжается: с 2016 года он возглавляет судоремонтную компанию, которая успешно выполняет заказы по всей стране. При этом капитан-лейтенант запаса ВМФ Семен Акаев подчеркивает, что, хотя его жизненные принципы соответствуют военным установкам, все же в первооснове они морскими узлами связаны с воспитанием в семье.

Людмила КРУГЛОВА

Морские узы

— Семен Александрович, кому вы отводите главную роль в формировании личности человека?

— У нас династия офицеров военно-морского флота: я и один из старших братьев – военные уже в третьем поколении. Мое становление начиналось в Магадане, где я родился. Яркое детское впечатление: когда подводники приходили с дежурства, на берегу их встречали с оркестром, с цветами – был праздник. Отсюда ощущение и романтики, и предназначения. Дедушка по отцовской линии, Али Ахматович Акаев, во время второй мировой войны служил на Дальнем Востоке. Демобилизовавшись, вернулся в Самару, познакомился с бабушкой, они уехали на Сахалин, а спустя годы вновь вернулись в Самару. Мой отец Александр Алиевич Акаев по окончании речного училища по распределению оказался в Магадане: служил механиком на судне, затем командиром части на подлодке, потом был переведен в советскую Прибалтику, где преподавал в учебном центре. После увольнения тоже вернулся в Самару. В детстве, когда меня спрашивали, кем я хочу быть, я с гордостью отвечал: «Моряком, как папа!» Других целей у меня не было. Тогда я еще не понимал, что отец не просто моряк, а военный морской офицер.

— Почему вы выбрали судоремонтное направление?

— Опять же семейное дело. Сам я служил на подлодке. Уволившись в запас, хотел попробовать себя в других сферах, но вода «затянула» обратно. Отец после увольнения работал в судоремонте и со временем приобщил меня к делу. Открыть свое предприятие помог старший брат, Иван, тоже бывший офицер ВМФ, ныне в Санкт-Петербурге занимается производством в сфере электрооборудования, мы продолжаем сотрудничать. Средний брат, Евгений, живет в Прибалтике, занимается ремонтом корпусных судов, также считается специалистом высокого уровня в своей сфере.

Получается, вам повезло с родней и с нуля поднимать дело не пришлось?

— Все относительно. Деятельность начал с самого простого: был обычным ремонтником, за два года освоил все направления, набрался опыта. Большой плюс, что начинал под присмотром наставника, своего отца. Он профессиональный куратор, его опыт обучения молодых речников помог в подготовке специалистов, которых мы принимали на работу. Вместе с отцом мы были приглашены для организации участка по ремонту судовой автоматики на Тольяттинском судоремонтном заводе, который до сих пор действует. Плодотворное сотрудничество с тольяттинцами продолжается, но мы создали свою организацию и обслуживаем свои проекты по всей стране. При большом объеме работы я продолжаю оставаться действующим инженером по наладке. Когда есть срочные заказы, сам выезжаю на объект в любой регион.

Скорая помощь на воде

Ваша компания уже семь лет работает в сфере ремонта судов. Как идет развитие предприятия?

— Мы занимаемся ремонтом, монтажно-наладочными работами судового электрооборудования и всех ответственных узлов судовой автоматики: рулевой гидравлической машины, судовых котлоагрегатов, автоматики судовых дизелей, тахогенераторов типа МЭТ, коммуникационной аппаратуры и так далее. Специализация интересная, тем более что сейчас разработчики предлагают новые технологии судоремонта, которые мы изучаем и по возможности внедряем в практику. Наша компания обслуживает флот по всей Волге, хотя главные заказы обусловлены потребностями нефтяной отрасли и преобладающее большинство проектов связано с ремонтом нефтеналивных судов, толкачей, буксиров. Наш основной заказчик – ЗАО «СК «БашВолготанкер» и ООО «Темп+». Участвуем в судоремонтах в Ленинградской области, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Севастополе, Калининграде. Соседние регионы – Башкортостан, Татарстан, Саратовская область – это, по сути, наш домашний контент. Можем выехать в течение дня, выполнить работу и вернуться. Иногда участвуем в судостроении, но, к сожалению, в настоящее время отрасль переживает не лучшие времена. Судостроители приглашают на некоторые объекты, например, сделать электрику для среднего или маломерного судна.

— Как вам удалось диверсифицировать сферу деятельности во многие регионы? И как бы вы представили свою команду?

— Завоевать доверие партнеров и расширить географию судоремонта удалось за счет профессионализма, работоспособности, гибкого подхода к обслуживанию плавательных средств. Наши специалисты – универсалы в разных областях: наладчики, инженеры, техники. Инженеры определяют дефекты оборудования, способны отремонтировать неисправности и затем произвести наладку и пуск оборудования. Когда мы заходили в тот или иной регион, о нас узнавали новые компании, и мы начинали совместную работу. Свою роль сыграло морское братство, моряки, так или иначе, знают друг о друге. Например, в Салехарде или Омске тоже работают бывшие офицеры военно-морского флота, разумеется, они нас привлекают к сотрудничеству. Мы обслуживаем по преимуществу домашний регион. Для расширения деятельности нужны кадры, специалистов не хватает, это общая проблема, которая касается не только Самары. Работа на воде имеет свои особенности, сомневаюсь, что даже хороший профессионал на суше может с ходу освоить нашу специфику.

Сколько судов можно отремонтировать за год?

— У нас в среднем около 30 судов в год. Ситуации бывают разные, в том числе и форс-мажорные: в 2020 году мы подготовили 11 судов к выпуску в навигацию за месяц! Во время подготовки судов работаем по 14 часов. Главные критерии – качество, сроки, экстренность оказания помощи. Если судно вовремя не может идти, это означает срыв поставок, штрафы и так далее. Поэтому при необходимости стараемся обслуживать водный транспорт даже в выходные дни, по сути, работаем, как скорая помощь на воде, бригада экстренного реагирования. Это, кстати, одно из преимуществ нашей компании.

— А что еще можно назвать в качестве плюсов?

— Мобильность и географическая возможность обслуживания флота. Кроме того, мы можем дистанционно помогать судовым специалистам в устранении незначительных неисправностей. Важно, что мы не стоим на месте и постоянно развиваемся. Приоритетную задачу – качество при выполнении заказов – решаем в полной мере.

Офицеры готовы к рискам

— Особую роль в своей судьбе вы отводите службе на флоте. Где проходило ваше профессиональное становление?

— После окончания школы поступил в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени В.И.Ленина, которое в 1998 году было преобразовано в Военно-морской инженерный институт. Наше знаменитое учебное заведение находится в городе Пушкин, и я, благополучно завершив обучение, в 2000 году был направлен на службу в Видяево Мурманской области. Дивизия обеспечивала патрулирование морских рубежей Российской Федерации. Основная задача нашей подлодки «Нижний Новгород» – вести боевое дежурство на северных рубежах страны, в районе Баренцева моря. За время службы я также был прикомандирован на другие объекты (подлодки «Кострома», «Псков»), где выполнял боевые задачи. К сожалению, в нашей дивизии именно тогда произошла трагедия с гибелью подлодки «Курск».

Понимание того, что на подлодке ты рискуешь всегда, какие мысли рождало у молодого офицера?

— Офицеры готовы к рискам. Человек, который надел погоны, в любой момент должен быть готов отдать жизнь за право жить другим людям. Мы все понимали, что экипаж – одна семья, либо выживают вместе, либо погибают.

Получается, военная служба настолько меняет человека, что чувство долга преобладает над инстинктом самосохранения?

— Не совсем так. Конечно, в военном вузе у нас было соответствующее воспитание. Но знания получают все курсанты, а в экстремальной ситуации личные качества каждого человека проявляются по-разному. Поэтому основа патриотизма, характер, сила духа – все это закладывается в семье, армия лишь дополняет базовые качества. В нашем доме обстановка была такова: ты будешь офицером, а значит, защитником своего государства. Перед глазами был пример отца, он жил и вел себя как патриот. Говорил: «Ты надел погоны, принял присягу на верность своему государству, и выполнять воинский долг – твоя святая обязанность».

Во время службы вам никогда не было страшно?

— Трудные моменты в нашей службе – не редкость, даже при подготовке в учебном центре мы проходили серьезные испытания. К примеру, учебная отработка «выход через торпедный аппарат». Если ты испугаешься, то человек, который идет позади тебя, может не выбраться. Ты можешь погубить товарища. Вот этот страх – не погубить другого человека – он у меня был. Но я его гасил внутри себя. Однажды молодой контрактник пренебрег требованиями безопасности и прибыл на боевой пост без индивидуального средства защиты, а в отсеке началось задымление. Мне пришлось отдать ему свой ПДА (портативно-дыхательный аппарат), потому что как старший на тот момент в отсеке я должен отвечать за всех. Неисправность была устранена вовремя, со мной ничего не случилось. Там все решали секунды. Но беспечность молодого моряка могла стоить мне жизни.

Какие качества, приобретенные в армии, помогают в бизнесе?

— Ответственность, требовательность, стараюсь не отступать от своих принципов. Дав слово, держу, договоренности стараюсь выполнять. Конечно, в основе всего – интерес к своему делу. На подлодке я служил командиром электротехнической группы, и мне было интересно понять, как работает система. В принципе, оборудование было идентично тому, которое мы теперь ремонтируем. Хочется расширить знания по ремонту современного судового оборудования. У нас есть новые суда, которые находятся на гарантийном обслуживании завода-изготовителя, но срок закончится, и тогда их надо будет ремонтировать. Поэтому мы вплотную осваиваем новации, чтобы повысить технологический уровень судоремонта и быть готовыми к решению новых задач.

В планах – участие в судостроении

— Какие перспективы открываются у судоремонтной компании для освоения инноваций?

— В сентябре был на 17-й Международной выставке «НЕВА-2023», которая проводится в Санкт-Петербурге с 1990 года по распоряжению Минсудпрома и Минморфлота СССР. Выставка входит в десятку крупнейших мировых форумов нашей отрасли и очень полезна для делового сотрудничества, экспертного диалога специалистов в сфере производства гражданских судов различного назначения, развития судоходства на внутренних водных путях. Поскольку мы занимаемся модернизацией флота, представилась хорошая возможность – увидеть много новых технологий: от систем навигации, автоматики нового поколения до оборудования для пожаротушения. И уже есть планы по внедрению инноваций в наш действующий флот. Конечно, нужно сотрудничать с конструкторским бюро, согласовывать эти внедрения, но делать это рано или поздно придется, так как теплоходы стареют, обслуживать оборудование становится все тяжелее. На выставке мы увидели, что многие разработчики активно внедряют отечественное оборудование, не уступающее импортным аналогам, и таким образом решают программу импортозамещения.

— Какие крупные проекты показывают динамику ООО «Автоматик-Сервис»?

— В 2018 году мы участвовали в поставке откатного затвора для Севастопольского морского завода АО «ЦС «Звездочка». Согласованные с генподрядчиком работы в объеме электротехнической части были выполнены качественно и в указанный срок. С 2019 года вплотную сотрудничаем с такими судоремонтными предприятиями, как ООО «ТСРЗ» в Тольятти, ООО «КСК» села Криуши Ульяновской области. В 2020 году на постоянной основе стали выполнять заказы судоходных компаний ЗАО «СК «БашВолготанкер» (Уфа), ООО «Темп +» (Самара), ООО «Волгофрахт» (Ульяновск). С 2021 года осуществляем ремонт и обслуживание вспомогательного флота на строительстве автомобильного мостового перехода Тольятти – Климовка Самарской области и в Нижнекамске. Также участвуем в совместных проектах по ремонту и запуску судовых агрегатов, это самарские компании ООО «ШипСервисЦентр», ООО «ВолгаФлотСервис». Нашими партнерами являются ООО «Волжская танкерная компания», ООО «Норд», ООО «Хот Арктика», АО ТК «РусГидро», ООО «СтройЭнергоМонтаж», ООО «СТАКСЕЛЬ», ФБУ «Администрация Волжского бассейна», ОО «СВ Бункер плюс». Кстати, на выставке «НЕВА-2023» нам удалось заключить ряд договоров с судоходными компаниями. В этом году при встрече мы обсуждали фронт работ с коллегами из Казани, Самары, Тольятти. Очень рад, что на форуме встретился с офицерами, в том числе с бывшим командиром экипажа, на котором я служил, оба они работают в судостроительной отрасли.

Судя по всему, перспективу кораблестроения не исключаете?

— Ведем переговоры с предприятиями об участии в серийных проектах по строительству судов различного назначения. Но цикл производства в судостроении измеряется годами, а стоимость работ – миллиардами рублей, поэтому замена флота для судовладельцев – дело трудоемкое и высокозатратное. Нам было бы интересно участвовать в судостроении, но мы исходим из существующей ситуации. Реконструкцию можно осуществить масштабно, полностью заменив механизмы и автоматику, и по времени – за один сезон. Поэтому пока в приоритете – расширение услуг за счет модернизации судов, не только автоматикой, но и дополнительными механизмами, влияющими на автоматику. Нам нравятся большие проекты, но мы должны ко всему подходить разумно. Сейчас ведем переговоры об участии в судостроении маломерных судов под «речным регистром» (ныне РКО, Российское Классификационное Общество).

А как решать кадровую проблему в отрасли?

— Когда мы выбирали личный состав работников, ко мне приходили разные специалисты. Сразу было понятно, любят ли они профессию или просто хотят заработать. Те, кто любит, делают работу качественно. А если компания работает на перспективу, она обязана закладывать такое понятие, как качество. Мы приглашаем специалистов любого уровня, лишь бы они понимали сам принцип работы. Хорошо, если люди знают образ жизни на воде, но мы обучали и специалистов авиационной отрасли, и военнослужащих в отставке. Они хорошо освоили специализацию, довольны и работой, и заработками. Есть мысли о создании учебного центра, по подготовке специалистов по ремонту автоматики, которые могли бы работать в судоремонтной сфере.

Дисциплину любите?

— Люблю, но, к сожалению, на гражданке ее не хватает. Порядок люблю. И порядочность.

Идем к мечте

— Адмирал Нахимов говорил: «Выбрал профессию моряка – забудь о женитьбе». А как у вас сложилась семейная жизнь?

— С супругой мы сыграли свадьбу еще в Пушкине, во время моей учебы, и в Мурманск я приехал женатым человеком. Олеся Викторовна всегда и о всем меня поддерживала, была и остается настоящей женой офицера. Не мне судить, но взаимопонимание и доверие в нашей семье есть. У нас две дочки, старшей Александре 22 года, младшей Арине недавно исполнилось 18. Александра ведет домашнее хозяйство и помогает ухаживать за бабушкой-инвалидом, Арина учится на третьем курсе Самарского медицинского колледжа имени Ляпиной и собирается в качестве волонтера ехать в наши новые регионы – помогать медицинскому персоналу в госпиталях.

То есть младшая дочка впитала ценности семьи военных?

— Абсолютно так. Арина – активистка с яркой гражданской позицией, заместитель руководителя «Молодой Гвардии» Самарского района, общается с политическими деятелями региона, участвует в различных мероприятиях патриотической направленности. Я вижу, что ей это интересно. По возвращении из Донецкой области планирует работать в больнице, совмещая работу с учебой. Арина – человек целеустремленный, мечтает стать хорошим доктором. Медицина в нашей семье – также в третьем поколении, моя мать всю жизнь проработала медсестрой, а супруга с детства мечтала о профессии врача.

Ваша супруга не жалеет, что пришлось пожертвовать мечтой?

— Почему пожертвовать? Конечно, в свое время обстоятельства для нее складывались не в пользу медицины: Олеся была поваром на нефтерудовозе, работала в компании «Автоматик-Сервис» бухгалтером, ведь у нее экономическое образование. А сейчас воплощает детскую мечту в жизнь, учится на втором курсе медицинского института «Реавиз» и работает в городской больнице №10. Судьба привела ее в медицину. Все у нас в семье идут в направлении своей мечты. Есть позитив, настрой, мы все идем к своим целям.

А у вас есть мечта, связанная с профессией?

— В советское время Волга всегда была загружена пассажирскими и грузовыми судоперевозками. Шли большие корабли, и это было очень красиво. В девяностые начался спад речных перевозок, и сейчас былого оживления на Волге нет. Хотя большая река – это важная артерия, на Дальнем Востоке или в Сибири транспортировка грузов осуществляется речным способом. Дорог в Сибири мало, погода часто нелетная, а перевозки по воде доступны всегда и экономически выгодны. Мечтаю, чтобы наша могучая Волга, олицетворяющая державную мощь, снова была наполнена движением. Возможно, это ностальгия о былом или романтика, но такая мечта у меня есть. Не зря же говорят: река жизни.

Дарья Подъячева, помощник руководителя ООО «Автоматик-Сервис»:

— Большая удача, что наш коллектив возглавляет ответственный, отзывчивый человек, который заботится обо всех сферах производства. Человечность и доброжелательность – важные качества Семена Александровича, поэтому в коллективе психологически здоровая обстановка, люди идут на работу с удовольствием. Несмотря на дефицит кадров в отрасли, нашему руководителю удалось привлечь в компанию высококвалифицированных работников, обеспечить их не только хорошей зарплатой, но и социальными гарантиями. Наш капитан считает, что любой бизнес должен быть социально ориентированным. Забота о сотрудниках – неотъемлемая часть руководства, это и выплаты в трудных ситуациях, и подарки детям к праздникам, и наборы «Собери ребенка в школу». Такое отношение мотивирует выполнять работу на «отлично». Наша команда – это одна семья, мы делаем одно дело, стремимся к развитию, думаю, у нас все получится.

Обсуждение закрыто.