В самарском колледже успешно реализуются инновационные технологии наставничества
Самарский колледж сервиса производственного оборудования имени Героя Российской Федерации Е.В.Золотухина традиционно находится на передовых позициях в системе среднего профессионального образования Самарской области. В 2022 году методика колледжа «Инновационная целевая модель подготовки кадров технического профиля для образовательных учреждений СПО на основе наставничества «педагог-студент» – «педагог-педагог» стала участником форума «Сильные идеи для нового времени». Среди 20000 тысяч проектов инновация вошла в ТОП-1000, а также стала победителем региональной сессии форума Агентства стратегических инициатив.
Людмила МАРТОВА
Анализ проблемы обеспечения учебных заведений кадрами технического профиля свидетельствует, что наиболее продуктивно работают преподаватели, являющиеся выпускниками учреждения, в котором продолжают профессиональную деятельность: адаптационный период сокращен и профессиональное самоопределение уже сформировано. Наставническая практика на основе модели «педагог-студент» – «педагог-педагог», которая уже 10 лет действует в колледже, как раз способствует закреплению кадров еще на этапе получения профессии.
На последнем курсе обучения наставники начинают построение индивидуального трека студента, который впоследствии продолжит профессиональную деятельность в колледже. Наставники передают опыт, используя индивидуальные беседы, совместные посещения занятий в качестве первого погружения в профессию, организовывают занятия в рамках сообщества «Профессионал», проводят тренинги по теоретическому курсу обучения, для последующего применения на практике. Студенты могут получить профессию по программе дополнительного образования «Педагогика и методика профессионального образования» и, завершив обучение, иметь два диплома с гарантированным трудоустройством в родном колледже.
Следующий этап стартует после официального трудоустройства выпускника в колледж. Молодой специалист в сопровождении наставника погружается в профессию, посещая Школу молодого педагога, обучающие семинары и мастер-классы, участвует в психологических тренингах, позволяющих сократить адаптационный период. Наставляемый посещает уроки наставника, вместе они готовят учебно-планирующую и методическую документацию, посещают занятия друг друга. Именно эта методика «Инновационная целевая модель подготовки кадров технического профиля для образовательных учреждений СПО на основе наставничества «педагог-студент» – «педагог-педагог» в 2022 году одержала победу на уровне региона и вошла в ТОП -1000 лучших российских проектов в сфере наставничества.
Эффективно использовать инновацию позволяет наличие в колледже современных мастерских и передовых методических разработок. И, безусловно, профессиональная команда.
Доля молодых преподавателей в колледже – 26% общей численности педагогического состава, в колледже работают восемь мастеров производственного обучения и четыре педагога специальных дисциплин, что на 100% закрывает кадровую потребность колледжа в преподавателях данного профиля. За 10 лет первые наставляемые студенты выросли до квалифицированных специалистов и сами стали наставниками. Среди них – мастера производственного обучения Максим Рогов и Сергей Мартынов, призеры регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года». Их студенты не раз становились победителями региональных и всероссийских чемпионатов профессионального мастерства. Максим Сергеевич является менеджером компетенции Самарской области по компетенции «Сварочные технологии» конкурса профессионального мастерства «Профессионалы» и регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». С каждым годом система наставничества в колледже совершенствуется, что подтверждается результатами, достигнутыми на региональном и всероссийском уровне.
Владимир Бодров,
директор ГАПОУ СКСПО, отличник ПТО РСФСР, заслуженный учитель РФ:
— Одна из важных проблем современного профессионального образования – нехватка преподавателей технического профиля. Образовательные учреждения СПО испытывают дефицит молодых преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Чтобы решить проблему кадрового дефицита в системе среднего профессионального образования, нужен молодой успешный потенциал. Мы разработали универсальный механизм наставничества, который за 10 лет показал эффективность при подготовке кадров. Сегодня наши методисты с успехом транслируют опыт наставничества на областной и всероссийский уровень.