Лицом к лицу

30 ноября 2023

Начал работу Общественный совет при УФНС России по Самарской области четвертого созыва

Общественный совет вновь возглавил государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга, отличник ФНС России Александр Бахмуров, более 10 лет руководивший областным управлением ФНС. Задачи, которые он ставит на этом посту, – способствовать, чтобы работа налоговой службы была прозрачной и понятной людям, максимально открытой для населения и бизнес-сообщества.

Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ

— Вы вновь избраны председателем Общественного совета при УФНС России по Самарской области. Что это для вас – общественная нагрузка или поле для реализации ваших идей?

— Это возможность реализовать себя, мои идеи, мысли, планы. Когда ты руководитель государственной службы, ты действуешь в довольно жестких рамках инструкций, приказов. В Общественном совете есть возможность обсуждать, и мы с самого начала включились в проведение общественной и профессиональной экспертизы налогового законодательства, инноваций, которые инициировались на федеральном и региональном уровне. Главное – нельзя вмешиваться в повседневную деятельность налоговой службы. Мы не контролирующий орган, не можем давать указания, участвовать в конкретных проверках. Я против того, чтобы Общественный совет решал конкретные дела, к примеру, спор между налоговой и предприятием: для этого есть арбитражный суд, вышестоящие налоговые органы. Наша задача – обсуждение вопросов, которые затрагивают общественный интерес, разъяснительная работа: общественные приемные, личные приемы, публикации в СМИ. Мы должны сделать все возможное, чтобы налоговая служба стала более открытой и дружественной населению и бизнес-сообществу.

— Кто вошел в новый состав Общественного совета? Какие надежды на коллег вы возлагаете?

— Состав совета увеличился, сейчас в нем 17 человек, специалисты из самых разных сфер: руководители крупных предприятий и ведущих вузов, предприниматели, журналисты, представители банковской сферы, общественных объединений. Очень грамотное решение – привлечь к работе в совете в качестве эксперта Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области. Торгово-промышленная палата, Союз работодателей Самарской области – все это важные каналы связи с налогоплательщиками.

Главное, я считаю, – сохранен костяк специалистов и экспертов, плюс новая кровь влилась. Такой состав позволяет выработать определенную позицию с учетом разной профессиональной подготовки и жизненного опыта членов Общественного совета. Интерес ведь у всех общий – сильное государство. Но одни работают на производстве, другие в финансовой сфере, третьи в СМИ – в этот раз собрался очень широкий круг специалистов. А чем шире круг экспертов, тем более верное решение вырабатывается.

— Какие мероприятия уже зарекомендовали себя? Какие новые идеи войдут в план работы Общественного совета?

— Я считаю, Общественный совет должен продолжать работу на местах, встречаться с налогоплательщиками, с трудовыми коллективами, с определенными категориями граждан (студенчество, торговля, производство и т.д.). Проводить встречи с гражданами в общественной приемной, выездные заседания на крупных предприятиях, в муниципалитетах. Зачастую только таким образом можно донести до людей важную информацию и получить обратную связь. К примеру, у сотрудников налоговой службы просто не хватает времени, чтобы проводить разъяснительную работу с каждым гражданином или предпринимателем. Это не значит, что мы каждый закон должны разъяснять, но важно встречаться лицом к лицу, чтобы увидеть, какие «узкие места» появляются в отношениях между налоговой службой и налогоплательщиками.

Даже когда человек активно пользуется Интернетом, все равно по самым важным вопросам он предпочтет получить консультацию лично. И желающих прийти и задать вопросы в рамках выездных приемных не становится меньше. Кроме того, важна обратная связь: по тем вопросам и темам, которые волнуют налогоплательщиков, мы можем судить, насколько эффективна работа налоговой службы.

Как налогоплательщик могу сказать, что налоговая служба сейчас гораздо чаще идет навстречу. Сейчас налоговая служба ориентирована на налогоплательщика. Даже если человек ошибается (чаще всего неумышленно) – надо войти в курс его проблемы и помочь. Перед тобой человек, и ты работаешь для него.

— Можно ли сравнить задачи, стоявшие перед налоговой службой в начале 2000-х, с сегодняшними?

— Это абсолютно разные вещи. В конце 1990-х – начале 2000-х, в период кланово-олигархического капитала, было очень и очень сложно. Задачей было увеличить выходы на предприятия. Не было программ, которые позволяют дистанционно провести проверку, налоговики вынуждены были выезжать на предприятия и, как правило, находили массу нарушений. На многие проверки приходилось выходить и вооруженной налоговой полиции. Теперь же идут с проверкой только к тем налогоплательщикам, у которых предполагают найти нарушения налогового законодательства на основе анализа их деятельности.

30 лет назад, когда родилась налоговая служба, в нее пришли работники финансовых органов, бухгалтеры предприятий, которые и не слышали о рыночной экономике. Законодательство писалось с нуля. Выходили указы президента, отдельные законы, использовались законы СССР, РСФСР, к каждому закону был еще десяток подзаконных актов… И все это нужно было держать в голове. Позже появился Налоговый кодекс, который уже обобщил практику.

В 2000-х началась модернизация налоговой системы: законодательства, организационной структуры, технологических процессов. Мы провели техническое перевооружение – попали в федеральный эксперимент по этому направлению, в числе первых в стране получили компьютеры. Но программ еще не было, не было единой информационной системы. Это был период накопления базы – материальной, технической, кадровой. Вместе с Владимиром Московским при поддержке Министерства налоговой службы РФ мы открыли в Самаре Институт налоговой службы. Практически все его выпускники остались работать у нас в области.

Качественно новый этап начался с приходом на должность руководителя Федеральной налоговой службы РФ Михаила Мишустина. Поменялась концепция, было заявлено, что ФНС – сервисная компания, которая осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства. Мы должны обслуживать народ, а не народ нас, и механизм этой услуги должен быть максимально комфортным.

Сегодня большинство налогоплательщиков взаимодействует с налоговыми органами в электронном виде. Любой вопрос решаем с помощью цифровых сервисов. Но есть еще люди, которым тяжело к этому адаптироваться. Я и себя отношу к старому поколению, несмотря на большой опыт и несколько образований. Я привык к бумаге.

— Недавно вы участвовали (уже во второй раз) в приеме на работу новых специалистов. Кто идет сегодня работать в налоговую инспекцию? Каким вы видите участие ветеранов налоговой службы в работе УФНС?

— Люди идут грамотные. Но есть одна особенность: почему-то это в основном женщины. Я все же считаю, что во многих случаях это мужская работа. Работа интересная, стабильная, но тяжелая. Что касается ветеранов – безусловно, они должны передавать опыт молодежи, но это прежде всего опыт общения с людьми, умение разговаривать, выслушать, найти решение в специальной литературе. У новых специалистов знания есть, в том числе знание программ, компьютеров. Но самое важное, что им нужно понимать, на мой взгляд, – что они для налогоплательщиков, а не налогоплательщики для них.

— Вы 10 лет проработали в должности руководителя УФНС по Самарской области и почти столько же работаете в Общественном совете. Получается, это дело вашей жизни?

— Даже мой день рождения совпадает с Днем работника налоговых органов РФ. Да и праздник этот был учрежден в 1997 году, когда меня назначили руководителем УФНС по Самарской области. Налоговая служба – это большая часть моей жизни. Вначале было тяжело. Уходил на работу к восьми, приходил домой затемно. Пришлось окончить экономический университет, хотя у меня уже было два высших образования. Мне повезло, что вокруг были прекрасные люди: Геннадий Васильевич Задыхин, Владимир Владимирович Московский, Антонина Алексеевна Зубкова, Иван Иванович Шмидт… Я за ними был как за каменной стеной. Работа в Общественном совете доставляет мне удовольствие. Все мы работаем на благо общества. Я вижу, что многое меняется в работе инспекции, и это дает силы и желание продолжать начатое дело.

— Что вы пожелаете сотрудникам УФНС по Самарской области и вновь избранным членам Общественного совета?

— Главное – здоровья. А здоровье может быть тогда, когда совесть чиста. Помни: как ты относишься к людям, так и они к тебе. Не стесняйся учиться, задавать вопросы и, что бы ни случилось, держи свое слово.

Обсуждение закрыто.