В 2023 году Самарское художественное училище отмечает 50 лет со дня основания
За свою полувековую историю училище выпустило более двух тысяч студентов, многие из которых стали известными художниками, дизайнерами, художниками театра, преподавателями. В 2004 году Самарскому художественному училищу было присвоено имя Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, связанного корнями с Самарой и оказавшего большое влияние на развитие образования в сфере изобразительного искусства. Продолжая традиции великой русской культуры, училище прочно стоит на фундаменте классического академического обучения, которое служит хорошей базой для настоящего живописца.
Лилия МЕЛЬНИКОВА, искусствовед, преподаватель СХУ им. К.С.Петрова-Водкина, член Союза художников России
Истоки и традиции
Художественное образование в Самаре начало развиваться с 90-х годов ХIХ века. Выпускник Петербургской академии художеств, ученик знаменитого педагога П.Чистякова, «императорский художник первой степени» Федор Емельянович Буров открыл на собственные средства «Классы живописи и рисования» для неимущих детей, где обучались в том числе и Г.Подбельский, и К.Петров-Водкин. В 1918 году при Самарском Пролеткульте был организован отдел ИЗО с живописными, рисовальными и скульптурными студиями. Студийцы занимались устройством праздников, оформлением клубов и общественных организаций, выполняли декоративно-художественное убранство города. В 1921 году в Самаре открыли ВХУТЕМАС, а в 1924-м – художественно-педагогический техникум, который просуществовал до 1930 года.
В начале 1960-х годов в городе работала только одна художественная школа, созданная Г.Е.Зингером, бывшим морским офицером, страстным любителем искусства. Во многом благодаря его усилиям в 1973 году в Самаре было открыто художественное училище, и он стал его первым директором. На два отделения – живописно-педагогическое и декоративно-оформительское – поступили 45 человек. Преподавали здесь члены Союза художников В.Сушко, В.Кныжов, Е.Березин, В.Герасимов, Ю.Филиппов, творчество которых хорошо известно самарским любителям изобразительного искусства.
Художественная жизнь страны, стремление творческой интеллигенции откликаться на актуальные проблемы современности и сказать свое слово в мировом искусстве всегда искали ответа на вопрос о преемственности между поколениями художников, поставленный еще Императорской академией художеств. Традиционные формы обучения, при которых знания и навыки передаются непосредственно от учителя к ученику, продолжают сохраняться и сейчас. Основная задача обучения – дать студентам полноценную академическую подготовку, не уступающую по своей широте лучшим художественным заведениям страны, а также приобщить учеников к сокровищам национальной художественной школы и мировой культуры Запада и Востока.
В училище поощряется стремление студентов найти себя и предоставляется свобода творчества, за исключением тех случаев, когда они могут погрешить против эстетических принципов. Художник – как Эолова арфа, поющая при малейшем дыхании ветра, он должен быть поэтом, мечтателем, философом. Способность к художественному творчеству – прирожденный дар, который необходимо развивать, но вполне выразить свое дарование может лишь тот, кто владеет техникой своего искусства. Как писал И.Е.Репин: «Горе художнику, если его художественные вкусы и требования превышают его технические средства выражения».
Школа мастерства
Сегодня СХУ готовит специалистов в области дизайна, станковой и театрально-декорационной живописи. Преподаватели училища – дипломированные специалисты, выпускники лучших художественных институтов страны, большинство из них являются членами Союза художников России, что, безусловно, повышает престиж учебного заведения.
За годы обучения студенты овладевают знаниями в области рисунка, живописи, композиции, компьютерного и графического дизайна, копирования и цветоведения, истории искусств и основ архитектуры, шрифта и фотодела, черчения и перспективы. Кроме того, студенты изучают предметы общеобразовательного цикла: историю, экономику, философию, естественнонаучные дисциплины – и получают законченное среднее образование. Особое внимание отводится изучению педагогики и методики преподавания ИЗО, психологии и эстетики. Знания и умения студентов закрепляются педагогической практикой в художественных школах и лицеях города. Училище располагает обширной библиотекой, которой практически со дня основания заведует Т.И.Степанова, компьютерным классом, а также офортной мастерской, где ребята приобретают практические навыки в области станковой печатной графики.
Весной и осенью учащиеся проходят пленэрную практику в городе и окрестностях, в селе Ширяево. Студенты участвуют в большом числе различных конкурсов и олимпиад по изобразительному искусству. Итогом обучения становятся написание эскиза станковой картины, эскиза оформления театрального спектакля или разработка дизайна интерьера, товарного знака, рекламной продукции. Немаловажно, что дипломные проекты выполняются для какого-либо конкретного заказчика: школы, детского сада, библиотеки, парка, кафе, магазина, различных фирм. Выпускники училища сегодня востребованы в художественных школах и школах искусств, студиях, рекламных агентствах, издательских и ювелирных фирмах, они выполняют оформление выставочных экспозиций, интерьеров и витрин. В училище стало доброй традицией устраивать выставки творческих работ студентов выпускного курса, а также персональные выставки преподавателей.
Преемственность таланта
Получив высшее образование, вернулись в альма-матер в качестве преподавателей И.Кузнецов, В.Бердникова, И.Елизарова, С.Ихсанова, А.Синявина, М.Пешкова, А.Никитина, Е.Ананьева, А.Глинский, И.Князева, И.Березин, А.Холопов, А.Чуркин. Возглавляет училище с 2002 года выпускница СХУ, художник-монументалист Галина Мисюк. В Самаре сложились творческие семейные династии выпускников училища: Бутенковы, Кухаревы, Кошевые, Шешины, Топорищевы, Рассказовы, Марисовы, Мисюк, Турутины, Маняжины, Николаевы, Бердниковы, Зайченко, Анненковы, Сморкаловы, Воротынцевы – и есть уверенность, что эта связующая нить не прервется. Ежегодно выпускники успешно сдают экзамены и продолжают образование в лучших учебных заведениях страны: институте им. И.Е.Репина, им. В.И.Сурикова, Российской академии художеств И.Глазунова, высших училищах им. Штиглица и им. Строганова. Многие стали членами Союза художников.
Училище гордится своими воспитанниками, которые живут и работают в Москве и Санкт-Петербурге. Это А.Подшивалов, Д.Уваров, А.Горланов, Н.Зайцева, Е.Скоробогачева. И конечно, преподаватели и студенты всегда в курсе творческих событий, происходящих у выпускников разных лет, связавших свою жизнь с Самарой, – Н.Ельцова, семьи Бакановых, Н.Кикина, Н.Лукашука, братьев Барановых, Ю.Малыгина, В.Свечникова, Е.Штырова и других.
Трудно переоценить заслуги Самарского художественного училища в формировании культурной среды не только Самарского края, но и России. С именем училища связаны имена известных художников, таких как Г.М.Вяльцев, Ф.А.Розов, А.М.Ковалев, Ю.И.Филиппов, В.М.Булеков, Р.Н.Баранов, В.Р.Кныжов, Г.Г.Кикин, И.Е.Комиссаров, В.В.Сушко, М.Ю.Шаньков, Е.А.Березин, Г.Г.Коновалов, Г.В.Юферев, А.А.Панов, Н.С.Панфильцев, Н.В.Хохлова – они воспитали целую плеяду талантливых мастеров изобразительного искусства.
Выдающиеся мастера прошлого, в свою очередь, передали эстафету талантливым деятелелям следующего поколения. В их числе – Ю.Скачков, Н.Ельцов, А.Баканов, Н.Лукашук, А.Горланов, В.Ненов, А.Подшивалов, А.Ежов, А.Лебедев, В.Логутов, Д.Жаднов, О.Васильева (Чулошникова), А.Сяйлев, Д.Камзина, Т.Новоселова (Иванова), Н.Зайцева, А.Коряшкин, А.Эгида (Пудикова), А.Тебякина, заслуженный работник культуры В.Башкиров, почетный работник образования И.Кузнецов, кандидат искусствоведения Е.Столярова, кандидат искусствоведения О.Петрухина (Дегтярева), доктор искусствоведения Е.Скоробогачева и многие другие.
Галина Мисюк, директор СХУ им. К.С.Петрова-Водкина, член Союза художников России:
— Самарскому художественному училищу исполнилось 50 лет. Мы пришли к юбилею с замечательными результатами, в основе которых лежит неустанный труд высококвалифицированных преподавателей. Своим примером, высокой требовательностью и доброжелательной взыскательностью они стремятся учить не только профессиональному мастерству, но и тому, как стать интеллигентными людьми, самобытными художниками, поскольку студенты должны выражать собственную индивидуальность и развивать собственный стиль. Время показало, что коллектив успешно справляется со своей миссией, а имена незаурядных художников, вышедших из стен самарского училища, известны в стране и мире.