В Самарской области дан старт центру олимпиадной подготовки одаренных детей
По инициативе губернатора Самарской области Дмитрия Азарова в регионе активно развивает деятельность центр олимпиадной подготовки. Первым шагом к запуску нового проекта стало выступление президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Попечительского совета Образовательного центра «Сириус» о необходимости расширения подготовки одаренных детей на региональном уровне. Новое поручение реализуется на базе Самарского регионального центра для одаренных детей «Вега», который не первый год системно занимается выявлением, развитием и поддержкой талантливых учеников Самарской области. В настоящее время самарский центр входит в число ведущих центров страны, созданных по модели Образовательного центра «Сириус».
Людмила МАРТОВА, Татьяна МАЛУШКИНА (фото)
Школьный авангард
Новый формат работы регионального центра «Вега» был определен на августовском совещании работников системы образования Самарской области. А уже с 1 сентября 2023 года Центр заработал в статусе координатора олимпиадного движения в регионе. Началась активная подготовка школьников к участию в олимпиадах межрегионального, всероссийского и международного уровней. Площадкой проведения специализированных смен служит Самарский региональный центр для одаренных детей. Центр традиционно организует углубленную подготовку по химии, биологии, экологии и добивается значительных результатов по этим предметам. По итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в прошлом году девять ребят стали победителями именно по этим предметам. В качестве партнеров Центра выступает мощный школьный авангард Самары и Тольятти – базовые школы Российской академии наук: лицей авиационного профиля №135 (физика, астрономия), гимназия №1 (математика, экономика), лицей информационных технологий (информатика), гимназия №11 (английский язык, история), лицей №57 (обществознание, право). Также в числе партнеров Центра – ведущие вузы области, такие как Самарский университет, СамГМУ, СамГТУ, ТГУ, Самарский филиал МГПУ, СГСПУ.
«В арсенале профильных школ – серьезный багаж побед на олимпиадах школьников, – комментирует директор Центра Ирина Липенская. – В каждом образовательном учреждении ведется олимпиадная подготовка, но одна школа – «в поле не воин», зачастую у нее не хватает образовательных инструментов, позволяющих вывести детей на уровень столичных результатов. Наша задача состоит в том, чтобы объединить ресурсы и выдать результат выше того, который был достигнут ранее. Новый формат поможет преодолеть разобщенность в подготовке к олимпиадам, увеличить количество ребят, которые могли бы участвовать в подобных мероприятиях, а также повысить уровень олимпиадной подготовки талантливых детей в регионе».
В «веговском» формате
Региональный центр для одаренных детей работает в двух форматах, здесь постоянно учится около двухсот школьников и 120 ребят со всей области участвуют в профильных сменах. Руководитель центра олимпиадной подготовки, заместитель директора по научной работе Данил Ежов объясняет, что в связи с новым направлением формат смен «Вега» сохраняется, а вот их содержание, количество, продолжительность и критерии отбора участников изменились. В число участников Центра олимпиадной подготовки включены лучшие ученики региона, которые стали победителями и призерами регионального этапа (10-11-е классы) и муниципального этапа всероссийской олимпиады (9-е классы). В эти группы входят дети, проявившие раннюю одаренность в том или ином предмете. Они включены в процесс обучения для того, чтобы расти в творческой среде олимпиоников и в перспективе тоже стать победителями.
«До нового года в «Веге» пройдет по три профильные смены по каждому из предметов, – поясняет Данил Александрович. – В этот период планируется увеличение числа участников олимпиадной подготовки за счет новых имен, поскольку к Новому году определятся новые победители и призеры окружного и регионального этапов Всероссийской олимпиады. В конце декабря у нас состоятся интенсивы, по результатам которых сформируется сводный список детей для участия в финальном этапе. Проведем учебно-тренировочные сборы. Программа очень насыщенная, интересная, и мы рассчитываем на значимый образовательный результат».
Так Центр объединяет лучших участников олимпиадного движения Самарской области. Обучение организовано в «веговском» формате: высококвалифицированные преподаватели, высокотехнологичное оборудование, современные условия, полный пансион.
Талант попадает в цели
Ключевая задача, поставленная президентом РФ в «Сириусе», – пересмотреть систему поддержки одаренных детей в регионах и учредить стипендии, равнозначные тем, которые получают победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников в Москве. Это позволит сократить отток талантливых детей из регионов в столицу. Руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева предложила также выделять региональным центрам гранты на повышение квалификации педагогов, которые занимаются с одаренными детьми.
«Это позволит центру консолидировать лучшие кадры, здесь будут самые результативные дети и самые эффективные педагоги, – убеждена Ирина Липенская. – Сегодня у нас сильная команда преподавателей, но мы продолжаем поиск незаурядных специалистов (в том числе и за пределами Самарской области) для олимпиадного сопровождения талантливых детей. Кроме того, мы нацелены на повышение профессионального уровня молодых педагогов для того, чтобы они стали тренерами центра одаренных детей».
Для привлечения кадров в Центре делается немало. Здесь постоянно организуются встречи с российскими учеными, преподавателями крупнейших вузов страны. В их числе председатель Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников, ректор МГЮА, к.ю.н. Виктор Блажеев, член ЦПМК ВОШ, доцент МФТИ, к.ф.-м.н. Сергей Кармазин, проректор по научной работе МФТИ, к.ф.-м.н. Артем Воронов. Один из приглашенных тренеров – выпускник самарской гимназии №1 Григорий Боголепов, ранее неоднократный победитель олимпиад, а ныне наставник будущих олимпиоников.
«Даже если дети и не побеждают на олимпиаде, образовательный эффект может реализоваться в других форматах. Это большая подготовка, в которой проигравших точно нет», – подчеркивает Ирина Александровна.
В подтверждение этих слов – удачное участие воспитанника Кирилла Черникова на чемпионате высоких технологий в Нижнем Новгороде. Кирилл увлечен направлением «Искусственный интеллект» и уже является приглашенным спикером ОЦ «Сириус», общества «Знание», наставником юных дарований по модели «ученик – ученик». За такими детьми будущее, утверждает Ирина Липенская, и в Центре одаренных детей делается все возможное, для того чтобы это будущее начиналось сегодня. Новый формат подготовки ребят позволит нарастить объемный образовательный потенциал, состоящий из содержательных, управленческих, технологических, организационных решений. И, главное, этими инструментами смогут воспользоваться многие школы Самарской области и их перспективные ученики.
Виктор Акопьян, врио министра образования и науки Самарской области:
— Наша страна встала на серьезный путь высокотехнологического развития, и, как никогда, возникла необходимость в людях, способных к созданию новых интеллектуальных продуктов. Для этого нужно растить высокообразованное поколение, носителей научной мысли, людей, умеющих эту мысль воплотить в инновацию, а затем и внедрить в производство. В нашем регионе такой потенциал есть, не случайно в этом году Самара выиграла всероссийский конкурс «Столица изобретательства России-2024». Мы, организаторы новых образовательных форматов, решаем одну большую задачу – чтобы наша страна расцветала и развивалась в экономическом плане.
Всероссийская олимпиада школьников проводится в четыре этапа (школьный, муниципальный, региональный и заключительный) по 24 предметам, а ее результаты служат важнейшим независимым показателем качества образования.
Олимпиадные победы приходят не сразу. Это огромный непрерывный труд детей и педагогов в течение нескольких лет. Это поиск новых организационных форматов и методических подходов. Это преодоление высочайшего уровня межрегиональной конкуренции. Для того чтобы вырастить одного олимпионика, необходимо создать динамичное сообщество увлеченных людей. Уверен, что центр олимпиадной подготовки станет тем пространством, где талантливые ребята освоят науку побеждать.