Добиться хорошего результата может каждый – каждый, кто хочет
В судьбе многое решает случай. Полным случайностей и закономерностей был путь в профессию Татьяны Александровны Серебряковой, которая четверть века является деканом юридического факультета Самарского филиала Московского городского педагогического университета.
Татьяна АНДРИЯНОВА
— Как вы пришли в юридическую сферу?
— Большую роль в моем выборе сыграли литература и кино. В советское время были фильмы, которые показывали работу правоохранительных органов. Герои таких фильмов вызывали у меня интерес и уважение. Так что в восьмом классе я сказала родителям, что буду криминалистом. Но мама-медик быстро остудила мой пыл, напомнив, что я боюсь вида крови. Пришлось признать, что криминалистом мне не быть, но мечта о работе в этой сфере осталась. Тогда старшеклассники проходили обучение различным профессиям в учебно-производственных комбинатах – УПК. Я выбрала специальность машинистки. И не пожалела. Во-первых, я играла на пианино, и мне было проще освоить печатную машинку. Во-вторых, я четко понимала, что в профессии юриста этот навык очень пригодится. Но поступить на юрфак (престижный факультет) было непросто. В университете я начала свою трудовую деятельность лаборантом, а чуть позже поступила на заочное отделение любимого факультета.
В военную прокуратуру я пришла с должности лаборанта кафедры в университете. Именно там был преподаватель – отставник из военной прокуратуры. По его рекомендации я заняла освободившуюся вакансию. Хотя это и была техническая работа, но все же связанная и с уголовными делами, и с надзором, и в целом с юридической сферой.
— Как же вы попали в сферу юридического образования?
— Многое в жизни – дело случая. Другое дело – счастливый случай или не очень. Для меня – однозначно счастливый. Перед моим декретным отпуском бывшая однокурсница попросила доработать за нее часы преподавания в Самарском государственном аэрокосмическом университете. Так я стала ассистентом в вузе. Проработала там два года с небольшой нагрузкой, что давало возможность заниматься сыном.
В «лихие девяностые» мне, как и многим другим преподавателям, приходилось работать во многих образовательных учреждениях. Однажды коллега по университету сервиса рассказала о недавно открывшемся Самарском филиале Московского городского педагогического университета и создающемся там юридическом факультете. Это оказалось недалеко от моего дома в Промышленном районе, и я решила попробовать. На собеседовании честно сказала, что через какое-то время планирую уехать в Москву к месту службы мужа. Но директор Галина Ефимовна Козловская, проницательнейший человек, увидела во мне потенциал. И на линейке 1 сентября меня представили уже как декана факультета. Таким образом, 25 лет я тут работаю.
— Вы ведь многое привнесли в работу своего вуза и факультета, например, предложили использовать такой формат, как юридическая клиника.
– Да, опыт оказался успешным. Фактически это юридическая консультация. Называется «клиника», поскольку предполагается, что здесь будущие юристы учатся на практике. Я предложила руководству вуза эту идею, поскольку понимала: нам, преподавателям, нужно видеть результаты своего труда, хотя бы знать, умеет ли студент, будущий юрист, выстраивать коммуникацию с клиентом. Руководство вуза пошло на затраты – и немалые. Ведь нужно было найти помещение, причем с отдельными кабинетами для консультаций с клиентами, организовать работу преподавателей-консультантов… Сегодня клиника успешна. Там замечательная заведующая – Светлана Владимировна Глухова, отличные консультанты с большим опытом практики. Для студентов и преподавателей клиники проводят семинары представители прокуратуры и практикующие юристы разных направлений.
Студенты оказывают безвозмездную юридическую помощь в основном жителям Промышленного района. Есть случаи, когда приезжают люди и из других районов Самары. Наши посетители предупреждены, что начинающий юрист не дает консультацию сразу: записывает основные вопросы, копирует документы. Информация остается конфиденциальной. Все делается под контролем преподавателя. После анализа всех материалов студент готовит проект своего решения, а куратор проверяет корректность ответа. На второй встрече с клиентом студент выдает мотивированный ответ, заключение или, например, готовое исковое заявление. Есть ограничения: в клинике не рассматривают уголовные дела – в основном гражданско-правовые и трудовые отношения. Могут быть вопросы процессуального порядка (обжалования, например). Клиника сотрудничала с обществом инвалидов, Дворцом ветеранов. Наши студенты и преподаватели выезжали на место, но в период пандемии эта практика была приостановлена. Важный опыт наши студенты и преподаватели получили после начала СВО, когда в Самарскую область приехали вынужденные переселенцы. Представители юрклиники выезжали в пункты размещения беженцев и проводили консультации.
Опыт работы клиники обобщается и сохраняется. Результаты опубликованы в сборниках по брачно-семейным отношениям и по гражданско-правовым вопросам.
— Чем вы руководствуетесь в работе со студентами, со своими дипломниками?
— Вообще, успешная карьера, даже не в юридической сфере – это тоже результат нашего труда. Считаю, добиться хорошего результата может каждый – каждый, кто хочет. У меня прекрасные студенты. Важный результат: есть те, кто после окончания обучения пришел работать в наш вуз. Например, заведующая кафедрой конституционного, финансового и гражданского права – наша выпускница, которая защитила кандидатскую и получила ученое звание доцента. Она была второй женщиной-преподавателем. Таких примеров у нас достаточно много. И в целом выпускники СФ МГПУ выстраивают успешные карьеры. Есть и прокуроры районов, и даже представитель генеральной прокуратуры. Наши бывшие студенты работают и в сфере МВД, и в судах. Университет – это не просто знание своего дела, это общий уровень развития.
— Расскажите, пожалуйста, о людях, которых вы можете назвать своими наставниками.
— Любой человек состоялся благодаря кому-то. В моей жизни были и есть люди-маяки. Для меня это в первую очередь моя мама. Если бы не она, не было у меня ни кандидатской, ни докторской. И мой успешный сын – тоже во многом заслуга мамы.
Мне повезло со школой. Я окончила школу №88. В то время директором был Ефим Михайлович Кнохинов, уникальный человек. Его уже нет с нами. Он встречал нас на пороге школы каждое утро. И сильнейший коллектив учителей – это тоже его заслуга.
В аэрокосмическом университете маяком для меня была завкафедрой Тамара Николаевна Соснина. Мы очень недолго проработали вместе, всего два года. Но для меня это была хорошая школа именно в плане понимания сферы высшего образования.
Здесь, в филиале Московского городского педагогического университета, все для меня сложилось с легкой руки директора Галины Ефимовны Козловской.
Моя научная карьера в Саратовской Государственной юридической академии развивается успешно под руководством моего научного руководителя Елены Вячеславовны Покачаловой. Это доктор наук, профессор, она была моим научным руководителем по кандидатской диссертации.
— В чем важность профессии юриста?
— В конституции написано, что Российская Федерация – правовое государство. И все мы должны жить по закону. Например, все мы налогоплательщики. Но чтобы осилить Налоговый кодекс, нужен квалифицированный специалист, который поможет разобраться во всех тонкостях. Важно помнить: все эти сложные законы и кодексы напрямую касаются нашей жизни, каждого из нас.
Татьяна Александровна Серебрякова – декан юридического факультета Самарского филиала Московского городского педагогического университета, профессор кафедры конституционного, финансового и гражданского права, профессор Российской Академии Естествознания, доктор юридических наук. Активно публикуется в научных изданиях, автор более чем семи десятков работ. Научные исследования посвящены формированию и развитию инвестиционного права в Российской Федерации.
Является членом Президиума Ассоциации юридических вузов, а также членом Совета Самарского регионального отделения Ассоциации Юристов России.