Пробудить душевные силы

4 декабря 2023

Наставничество – важнейшее условие повышения педагогического мастерства и профессиональной ориентации учащихся

Школа-интернат села Старый Буян – единственное учреждение, обучающее детей с ментальными нарушениями из трех крупных сельских районов: Красноярского, Елховского, Кошкинского. Образовательная деятельность направлена и на воспитание, и на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В стенах школы получили образование тысячи человек. Более 28 лет учебное заведение возглавляла почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук Ольга Галкина. В Год педагога и наставника у сотрудников и учащихся есть повод поблагодарить Ольгу Владимировну за любовь и заботу, которая помогает каждому найти себя, стать счастливым и самодостаточным человеком.

Людмила МАРТОВА

Быть в лидерах

С начала трудового пути в старобуянской школе Ольга Галкина выстроила систему управления с учетом ведущих педагогических принципов, одним из которых стала профессиональная помощь молодым педагогам, помогающая избежать многих ошибок в работе. Ольга Владимировна вовремя реагирует на изменения в педагогическом процессе, грамотно распределяет силы, чтобы трудности не испугали начинающих специалистов. Система наставничества в школе-интернате пронизывает все звенья учебно-воспитательного процесса. Молодой учитель в короткие сроки развивает необходимые для педагогической деятельности навыки и умения. Ольга Владимировна смогла сориентировать и вдохновить коллектив на новые достижения, двигаться в ногу с наукой и практикой коррекционной педагогики, быть в лидерах специального и инклюзивного образования региона, обогащать практику инновационной деятельностью. Ею опубликовано множество практико-ориентированных и научно обоснованных статей в области достижения качества образования обучающихся с ОВЗ. Передовой педагогический опыт школы представлен в учебно-методическом пособии «Практическое овладение младшими школьниками с нарушениями интеллекта мыслительными операциями». Доцент кафедры управления и сервисных технологий Самарского государственного социально-педагогического университета Ольга Галкина представляла свои научно-методические наработки на семинарах и научно-практических конференциях регионального, федерального и международного уровня.

В целях социализации выпускников с ОВЗ, обеспечения преемственности между общим и средним профессиональным образованием школа-интернат работает в статусе базовой площадки Федеральных Президентских грантов «Путевка в жизнь: система жизненной ориентации и формирования личностной зрелости как условие обеспечения качества жизни людей с особыми потребностями», «Сопровождаемое взросление: ресурсный центр по формированию цифровой грамотности подростков с ментальной инвалидностью», «Возвращение к нормальной жизни: поддержка детей с инвалидностью и их семей».

Возвращение к жизни

Идея Ольги Владимировны о проведении двухэтапной итоговой аттестации выпускников с интеллектуальными нарушениями по профилю трудового обучения была поддержана Центром специального образования Самарской области, образовательными организациями региона, представителями Кошкинского губернского техникума, общественными организациями, среди которых Самарская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов «Интеллект», Самарская городская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница».

Модель публичного выпускного экзамена позволяет всесторонне оценить предметные результаты и жизненные компетентности в ходе защиты ученического проекта и выполнения практического задания с элементами демонстрационного экзамена. Это дает возможность увидеть качество работы педагогов по решению главной задачи школы – не просто обучить детей, а выпустить их во взрослую жизнь, дать навыки, которые позволят не потеряться в ней, работать, создавать семьи и жить полноценной жизнью. Маркетинговая служба, созданная Ольгой Владимировной более 20 лет назад, отслеживает жизнеустройство выпускников на протяжении трех постшкольных лет. Ежегодный мониторинг свидетельствует о высоком уровне трудовой и социальной адаптации (более 96%). На государственном обеспечении остаются только выпускники с тяжелыми нарушениями. Неоднократно воспитанники становились призерами и победителями конкурсов профессионального мастерства «Лучший по профессии», регионального чемпионата «Абилимпикс». Выпускники трудоустраиваются или продолжают обучение по программам профиля, изучаемого в школе. «Наши выпускники становятся полноценными членами общества, – говорит Ольга Владимировна. – Получив образование, они включаются в жизнь общества и в будущем не живут на пособие, а приносят доход государству в виде честно уплаченных налогов».

Школа инновационного поиска

Действующая система наставничества «Учитель-учитель» позволила коллективу школы-интерната стать командой единомышленников и профессионалов. С 2018 года школа ежегодно занимает лидирующие позиции во всероссийском конкурсе Невской образовательной ассамблеи в номинациях «Лучшая школа для детей с ОВЗ», «Лучшая инновационная школа», «Лучшая школа-интернат», «Лучшая образовательная организация, реализующая адаптированные образовательные программы», «Лидер в организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями». Эти события стали знаковыми достижениями в копилке многочисленных наград школы-интерната, которую можно без преувеличения назвать школой инновационного поиска, школой, созданной ее руководителем Ольгой Владимировной Галкиной. Под ее руководством уникальный опыт школы в области коррекционной педагогики способствовал согласованию проекта «Преобразование ГБОУ школы-интерната с. Старый Буян в инклюзивный образовательный центр для обучающихся с ОВЗ Самарской области» на региональном и федеральном уровне. Молодые педагоги под руководством наставников неоднократно становились призерами и победителями окружных и региональных конкурсов.

В школе-интернате внедрена инновационная техника «Соучительство» в рамках модели «Учитель-ученики» и «Ученик-ученик». Педагог-наставник помогает ученикам выстроить профессиональный маршрут, подсказывает, как решать рабочие задачи, а также обучает неформального лидера технологиям работы с классным коллективом, формируя востребованные на рынке труда гибкие компетентности.

Бороться и побеждать

Ольга Галкина – наставник для всех: команды педагогов, сотрудников, родителей, учеников. За вклад в образование детей с ограниченными возможностями здоровья она награждена всероссийской премией Всероссийской общественной организации родителей детей-инвалидов «Родительское спасибо». Конкретные шаги и усилия в помощи, поддержке детям с ментальными нарушениями отмечены признаниями «Лучший директор года», «Лучшая женщина-руководитель», «Эффективный директор».

Неоценима роль Ольги Владимировны в достижении общественной открытости школы во взаимодействии со специалистами Самарских вузов по научно-методической работе, в сотрудничестве с администрациями Красноярского района, с отделами по вопросам семьи, материнства и детства, с волонтерами общественных организаций в рамках реализации системы социального партнерства по сопровождению лиц с ОВЗ на этапе социально-трудовой адаптации. Исследования востребованных рабочих профессий на рынке труда мобильно отразились на профилях трудового обучения: введен новый профиль «Младший обслуживающий персонал». Организованное Ольгой Владимировной социальное партнерство помогает выпускникам трудоустроиться или освоить выбранную профессию без стрессовых переходов из одной образовательной организации в другую, смены педагогов и систем требований, экзаменов и прочих испытаний.

Яркая жизнь коллектива, вдохновленная Ольгой Галкиной на поиск научно-методических идей и новинок педагогической мысли, а главное, на каждодневную борьбу за то, чтобы воспитанники стали полноценными членами общества, способствовала получению множества наград в области специального образования и премий за внедрение инноваций, обес-печивающих качественное образование учащихся с ментальными нарушениями.

Надежда Логинова,
директор школы-интерната села Старый Буян:

— По Сократу, главная задача наставника – пробудить мощные душевные силы ученика. Будучи философом по мировоззрению, Ольга Владимировна является той самой звездой, которая будет и дальше пробуждать в сотрудниках и учениках энергию и жизнестойкость, учить, наставлять и поддерживать во всех начинаниях. Талантливый педагог, наставник для всех, Ольга Владимировна открыла участникам образовательных отношений путь к познанию и развитию, достижениям и открытиям. Мы будем и впредь двигаться вперед к намеченным целям, превращая учебное заведение в территорию успеха для каждого воспитанника.

Обсуждение закрыто.