Директор художественной школы – о миссии педагога в изобразительном искусстве
День художника, провозглашенный Международной ассоциацией «Искусство народов мира», отмечается 8 декабря. Но мало кто знает, что его учредителем в 1988 году стал Николай Корнилов – выдающийся деятель искусств, художник и писатель, внесший большой вклад в развитие современной живописи. По традиции, в этот праздник открываются выставки, вернисажи, проводятся мастер-классы, оказывается помощь молодым начинающим художникам. Новокуйбышевская Детская художественная школа не стала исключением. О том, что значит художник в жизни общества, какова роль учителя и наставника в формировании творческой личности, размышляет директор ДХШ Новокуйбышевска Наталья Харитонова.
Людмила МАРТОВА
— Какие торжества были приурочены к профессиональному празднику?
— В этот день в стенах GRAND Галереи мы открывали выставку и подводили итоги конкурса «Счастливое детство. Все любят рисовать», посвященного также 20-летию деятельности Благотворительного фонда «Виктория». Праздник прошел позитивно и насыщенно, поздравить наших воспитанников пришли художники-профессионалы, с музыкальным поздравлением – юные гитаристы из ДШИ «Вдохновение». Всего в конкурсе были представлены 13 учреждений, это около 170 участников в возрасте от 6 до 18 лет. По итогам конкурса был выполнен набор красочных открыток. Призы для победителей были подготовлены на средства БФ «Виктория» под руководством Людмилы Андреевны Шевцовой, поздравительный текст юным дарованиям написал Леонид Викторович Михельсон. В связи с этим хочу выразить огромную благодарность нашему уважаемому меценату за поддержку талантливых детей.
— Наталья Владимировна, как вы обозначили бы общественную значимость профессии художника?
— Ученые давно доказали, что искусство расширяет границы возможного. Занимаясь живописью, человек становится духовно богаче, добрее, жизнь приобретает новые радостные краски. Можно много рассуждать на эту тему – главное, что это одна из самых интересных древних профессий на земле. И доступных: не всякий ребенок сочинял стихи, но рисовать пробует каждый. Рисунок – это уникальный шифр передачи информации, благодаря которым мы складываем пазлы истории. Жизнь многовариантна, и художники необходимы обществу для его развития, они, порой ценою своей жизни, генерируют в мир правду и красоту. Вспомните пример с картинами «Герника» Пабло Пикассо или «На безымянной высоте» Бориса Неменского. А картина «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, которая находилась в зале советского посольства во время Тегеранской конференции в 1943 году, – многие политики считают, что именно эта картина сыграла свою роль для открытия Второго фронта и победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Только этот пример – показатель колоссальной значимости профессии художника. И аналогий настолько много, насколько много и картин выдающихся мастеров живописи.
— В 2023 году Россия чествовала Педагога и Наставника. Какова их роль в становлении художника?
— Я тружусь в сфере дополнительного образования почти двадцать лет и не могу обойти стороной эту актуальную тему. Наша профессия – творческий труд, требующий воображения, вдохновения и владения техниками рисования, которым детей обучают в художественной школе. Преподаватели, обладая крепкими знаниями, могут раскрыть вдохновенный талант, это сокровище, спрятанное в детях. Наверное, поэтому в Год педагога и наставника у нас появилось много одаренных ребят, создаются учреждения для развития способностей. Но главное, конечно, – личность художника, которую нельзя стандартизировать, а нужно принять и понять. Мне кажется, талант наставника в художественной школе опирается как раз на человечность. Учительство – это профессия, основой которой служит не рукотворное мастерство, отточенное до автоматизма, а уникальная ценность – любовь к людям, к детям. А этому нельзя научиться, с этой любовью нужно родиться.
Для того чтобы завоевать доверие и признательность детей, чему-то их научить, воспитать граждан страны, а не потребителей, надо самому много трудиться, иметь желание самообразовываться, совершенствовать свои знания, постоянно применять навык творческой деятельности на практике. Кто-то из мудрецов сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». Мы в нашей школе говорим: будем хорошими, стремясь стать великими!
— Современные подходы к профессии учителя служат предметом дискуссий. Некоторые мнения сводятся к тому, что роль педагога можно ограничить тьюторством или он будет просто урокодателем. Какова ваша точка зрения?
— Действительно, кто он? «Новатор в мире информации», «человек-наставник», «эффективный менеджер» или человек, осуществляющий ответственную миссию по сохранению национальной идентичности? Внедрение технологий серьезно меняет процесс обучения. Однако практика показывает, что педагога нельзя заменить никакими нейросетями, ибо никому пока не под силу искусственно воспроизвести творческое, эмоциональное общение между учителем и учеником. Поэтому профессия учителя будет востребованной всегда.
— Что было общего в стиле первых преподавателей художественной школы, что сделало узнаваемым художественный почерк новокуйбышевской ДХШ?
— Школа развивалась в лучших российских академических традициях. В формировании мировоззрения, творческих приемов участвовали художники Самары, они стали первыми учителями, идейными вдохновителями стратегии школы и ее воспитанников. Сегодняшние преподаватели – одни из первых ее выпускников – переняли эту любовь к академизму, к свободной живописной манере в неограниченности тем. Творческие работы преподавателей объединяет особая яркая цветовая гамма, которая сродни первым самарским живописцам. Этот цветовой колорит не похож на картины авангардистов, наоборот, он создает особую тонкую философскую ауру, которая погружает в происходящее на картине. Это сочетание точного, чеканного рисунка со свободной живописной манерой, доходящей до импрессионизма. Великолепно обыгрывается художественное пространство, узнаваем характер красочного мазка.
— Культовая фраза Сальвадора Дали: «Художник, рисуй!» стала своеобразным кредо многих живописцев. А что говорят ваши педагоги своим воспитанникам?
— Хочу поделиться советами от педагогов – наставников нашей «художки»: рисуйте всегда, рисуйте для себя и постарайтесь в этот момент проследить, что у вас получается лучше всего и что доставляет наибольшее удовольствие. Найдите тему, которая вас вдохновляет. Вы можете изображать любые сюжеты, как вы их видите и чувствуете. Экспериментируйте в творчестве, без этой составляющей трудно будет раскрыть свой потенциал. Совершенствуйте свою технику. Изучайте правила композиции, работайте с перспективой, сочетайте грамотно цвета. Относитесь спокойнее к критике. Нет ничего страшного в том, что кому-то не нравится ваше искусство. Конструктивная критика не всегда приятна, но полезна.
— Как же все-таки увлечь ребенка процессом работы? Ведь талантливые дети сверхэмоциональны, легко переключаются и быстро теряют интерес?
— Но они невероятно восприимчивые создания. Только дети могут увидеть целый мир в палке, превращая ее в своем воображении то в саблю, то в волшебную палочку, то в космический меч. Наличие фантазии, воображения, эмоций – очень важные качества для взращивания в себе живописца. Юный художник растет, учебные задачи становятся более сложными: нужно развивать внимательность, наблюдательность, применять знание перспективы, любить то, чем занимаешься и что особенно важно, искать собственный художественный стиль, свою творческую индивидуальность. В этом ребенку как раз помогают наши педагоги и наставники. Обучение – сложнейший процесс, в котором ключевым аспектом является обратная связь. Ребенок имеет свое представление о мире, в котором часто взрослому с его догмами и нравоучениями нет места. Нужно с большой осторожностью проникать в его невидимое пространство. В этом нам помогает уникальность профессии художника, он – творец, а по сути своей – ребенок, который открывает для нас свой внутренний мир.