Знание – важнейшее конкурентное преимущество и ключ к прорыву в качестве жизни
Для молодого специалиста, начинающего трудовой путь, очень важно получить поддержку опытного педагога, почувствовать уверенность в своей профессиональной компетентности и адаптироваться на рабочем месте под руководством наставника, который создает мотивационные, организационные, методические условия для профессионального роста. В самарской школе-интернате №111, где обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, наставничество – одна из эффективных форм работы с начинающими специалистами.
Людмила МАРТОВА
Профессиональный подход
Основная цель работы наставника с молодым педагогом в школе-интернате – развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне осуществлять педагогические задачи. В школе сложилась своя система работы с молодыми педагогами. Ведь для того, чтобы оказать действенную, результативную помощь в развитии и обучении воспитанников, педагоги образовательного учреждения должны иметь высокий уровень профессионализма, обладать теми знаниями и умениями, которые дают наибольший эффект на практике.
«Наставничество в коррекционной педагогике – наиболее качественный метод решения задачи. Технология позволяет осуществить непрерывное профессиональное развитие учителей, – отмечает директор школы-интерната №111 Светлана Соловых. – Хочу подчеркнуть, что наши наставники обладают основательными знаниями в области педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной компетентностью».
Опытные педагоги используют в работе наиболее подходящий формат наставничества «педагог-педагог». За каждым молодым педагогом закреплен специалист. Помогая молодым учителям, наставники видят новые перспективы в своей педагогической деятельности и, конечно же, ощущают свой вклад в профессиональный рост молодых учителей. Важнейшим педагогическим эффектом является желание молодых специалистов закрепиться в профессии и добиться успеха.
За каждым успехом – учитель
Школа-интернат также работает в формате «педагог-ученик». На уроках и в предметных кружках наставник развивает у детей способность видеть красоту окружающего мира, выражать чувства через творчество, работая в творческих мастерских. Педагог-наставник разрабатывает индивидуальный план развития для подшефных, учитывая психофизические особенности каждого ребенка. Большое значение имеет мотивация учащихся на учебную и практическую деятельность. Добиваясь успешных результатов, наставник повышает значимость обучения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, стимулирует их на дальнейшие шаги к освоению новых ступеней в развитии.
«Основательная теоретическая подготовка, тщательный отбор методов и приемов ведения урока, умение привлечь дополнительный материал делают их уроки интересными, содержательными, воспитывающими. Учителя умеют преподнести материал доступно, эмоционально, увлекательно и познавательно. Особое внимание педагоги уделяют работе по формированию мыслительных процессов у детей: умению сравнивать, анализировать, находить главное, делать выводы, а также развитию памяти, внимания, ре-чи», – говорит Светлана Викторовна.
Несомненно, одним из базовых моментов в достижении результативности служит профессиональный рост наставников. Опытные педагоги постоянно повышают квалификацию, активно используют в своей работе возможности сетевых педагогических сообществ, современные технологии. Свидетельством успеха в профессиональной деятельности служат уважение и любовь, которыми педагоги пользуются среди учащихся, их родителей и своих коллег. За каждым успехом ребенка с ОВЗ стоят уникальные педагоги, которые вкладывают силы, умения, терпение и доброту в развитие своих воспитанников.
Светлана Соловых, директор ГБОУ СО «Школа-интернат №111 для детей с ОВЗ»:
— Владимир Владимирович Путин особо подчеркнул, что нужно развивать движение наставничества, передавать накопленный опыт, который служит важнейшим конкурентным преимуществом. Именно такую цель ставит президент Российской Федерации перед системой образования, и мы, педагогические работники, стремимся выполнять поставленные перед нами государственные задачи. Реализуя многоаспектные форматы наставничества, сегодня мы можем сказать, что данная технология в школе-интернате позволяет увидеть профессиональное становление молодого педагога. В то же время педагог-наставник, обучая и помогая молодому специалисту, развивает свои профессиональные качества.