Центр детского творчества «Пируэт» помогает одаренным детям найти себя
Центр детского творчества «Пируэт» служит структурным подразделением гимназии №1 им. С.В.Байменова в Похвистнево. В этом году гимназия отмечает 30-летие, и все это время дополнительное образование было и остается неотъемлемой частью общего образования и основой профессионального определения воспитанника. В Центре детского творчества занимаются 1028 детей. Коллектив педагогов под руководством Галины Павловой строит работу, следуя традициям российского образования в соответствии с современными запросами общества. Востребованность и достижения ЦДТ «Пируэт» – это результат профессионализма преподавательского состава, людей, умеющих пробудить в детях интерес к творческому и личностному развитию.
Людмила МАРТОВА
У истоков «Пируэта»
За 28 лет деятельности через образцовый коллектив Галины Павловой, созданную ей эстрадно-цирковую студию «Серпантин», прошло несколько поколений детей. Ребята являются победителями корпоративного фестиваля ОАО «Газпром», лауреатами фестиваля детского творчества «Чунга-Чанга», фестиваля детских цирковых коллективов малых и средних городов России «Цирк в коротких штанишках». Многие выпускники студии стали хореографами и педагогами по эстрадному вокалу. Сегодня в студии работает педагог допобразования Александр Лим, он руководит объединениями «Акробатика» и «Плавание», и, как результат, юные спортсмены ежегодно становятся разрядниками. Александр Владимирович имеет награды различных уровней, в том числе от губернатора Самарской области.
Долгую жизнь молодежному клубу «Новая цивилизация» обеспечила методист и педагог ДОД Светлана Ермакова. В следующем году клубу исполнится 30 лет. Воспитанники занимают лидирующие позиции в области, выступают организаторами окружного фестиваля «Время молодых». В клубе есть свой устав, форма желто-зеленого цвета и отличительные знаки, которые имеют хождение внутри клуба: три степени менеджерства. Высшей заслугой в клубе является нашивка менеджера 1 степени.
«Основное содержание деятельности – практика социального служения молодежи и управленческая стажировка юных менеджеров в социальной сфере и волонтерстве, что отражается в самостоятельной разработке и реализации обучающимися социальных проектов», – поясняет Светлана Леонидовна.
За работу с молодежью Светлана Ермакова отмечена грамотой министерства образования и науки Самарской области и другими наградами.
Кадеты становятся офицерами
В ЦДТ «Пируэт» всегда уделялось особое внимание патриотическому воспитанию. С 2013 года педагог дополнительного образования, майор запаса Николай Беззубов возглавляет кадетское объединение «Русичи», проводит занятия по пулевой стрельбе и строевой подготовке, сборке и разборке АК-47, проводит десантную подготовку. Его воспитанники получают разряды парашютистов, побеждают в областных военно-патриотических соревнованиях. В 2014 году стартовал перспективный проект кадетского образования на 125 подростков пятых-девятых классов в Похвистнево, он показал высокие результаты в воспитании, образовании с профориентационным объемом программного материала. Но, по словам директора ЦДТ «Пируэт» Галины Павловой, проект не получил дальнейшего развития.
«Родители и дети были этим очень разочарованы, – комментирует с сожалением Галина Николаевна. – Теоретически есть возможность открытия кадетской школы в Похвистнево с пятидневным пансионом, но без поддержки это неосуществимо».
Поэтому действует пока только кадетское объединение «Русичи» на 30 человек. Передавая опыт, Николай Яковлевич прививает подрастающему поколению любовь и преданность в служении Отечеству. Уровень подготовки детей впечатляет. Среди выпускников есть курсанты ведущих военных вузов, кадетских корпусов России, академий МВД и МЧС, участники СВО. Это означает, что патриотические ценности указывают ребятам дорогу в военную профессию.
Эффективные новации
В объединении «Пластилиновая живопись» под руководством Марии Ивановой занимаются младшие школьники и старшие группы детского сада. Программа предусматривает развитие у малышей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Еще одно объединение, которое ведет Мария Александровна, «Картинг» помогает привить ребятам любовь к технике, освоить работу на различных станках, изучить разные тонкости двигателя. Воспитанники Марии Ивановой также получают заслуженные награды на всевозможных конкурсах.
У педагога Людмилы Дмитриевой разработана авторская методика игры на гитаре, которая позволяет эффективно обучать детей, не имеющих начального музыкального образования. Творческое объединение так и называется «Игра на гитаре», а ее коллектив ВИА «Чайка» – победитель областных и всероссийских конкурсов. Выпускники всегда с благодарностью отзываются о своем педагоге.
Пример для воспитанников – Сергей Журавлев, мастер спорта СССР по лыжным гонкам, который до сих пор участвует в соревнованиях. Особенность программы «Юный лыжник» – применение методики одновременного обучения разным способам передвижения на лыжах, с использованием игровых технологий, а также ИКТ и ЭОР. Судя по результатам юных спортсменов, новаторская методика зарекомендовала себя наилучшим образом.
С 2004 года работает объединение «Спортивные танцы», которым руководит педагог Екатерина Улигерова. Ребята становились лауреатами международного многожанрового фестиваля «Наш конкурс», всероссийского конкурса «Сыны и дочери Отечества» и других. На всех мероприятиях города и района их выступления пользуются большим успехом.
В этом году исполнилось 105 лет со дня основания системы дополнительного образования в России. Интеграция общего и дополнительного образования изменила систему ДОД. Вместе с тем еще есть над чем работать. Об этом рассуждает директор ЦДТ «Пируэт», Почетный работник общего образования РФ Галина Павлова.
— Более 30 лет вы служите в системе дополнительного образования. В связи с юбилеем какие мысли рождаются у профессионала?
— У нас великолепные педагоги и блестящие результаты детей, которые вызывают законную гордость. Но, к сожалению, все это достигается большими усилиями. С каждым годом мы понимаем, что дополнительное образование не живет, а выживает. Если в Похвистнево в 2000 году было пять учреждений дополнительного образования, то сегодня остались музыкальная школа и два структурных подразделения. Возраст педагогов дополнительного образования в структурных подразделениях от 50 и старше. Молодые не видят перспектив для себя.
— Вы считаете, что модель сращивания школьного и дополнительного образования не оправдала себя?
— Напротив, нельзя разделить общее и дополнительное образование, они связаны вместе одной целью – воспитанием и развитием ребенка, его профессиональным самоопределением. Эту задачу эффективно можно решать только в единстве. Но есть перегибы, например, гонка за охватом детей дополнительным образованием приводит к неточным показателям. Также, к примеру, недопонимание между некоторыми директорами школ и руководителями структурных подразделений губительно сказывается на общем деле.
— В чем это выражается?
— Загруженность учителей очень высока, предметников в школах города не хватает, поэтому дети учатся в две смены, часы внеурочной деятельности используются как обязательный ресурс для дополнительных занятий по основным предметам. При таком школьном объеме дети просто не успевают посещать клубы, творческие объединения, секции, просто устают, а впоследствии и теряют зерно таланта, которое на самом деле нужно взращивать.
— А что делать?
— Искать оптимальное решение. Нужно думать не о показателях или личных амбициях – нужно думать о детях. Мы должны вместе со специалистами Северо-Восточного управления обсудить, как улучшить существующее положение дел. Если президент РФ В.В.Путин говорит о формировании культурного иммунитета, о профориентации детей, о развитии одаренности, значит, это очень важно для государства.
— Галина Николаевна, не означает ли это, что сама система воспитания изменилась?
— В воспитании детей ничего не изменилось, изменились условия жизни и время. И педагогу надо идти в ногу со временем, следуя главным кодексам и традициям российской школы воспитания, а это дисциплина, коллективное дело и труд, единые цели и задачи на благо Родины. Нам чаще надо вспоминать и перечитывать легендарного педагога А.С.Макаренко.