В 2023 году коллектив детского сада одержал победу в двух региональных конкурсах
Дошкольное учреждение «Чудо-град» вошло в число победителей областного конкурса «Детский сад года». Еще одна победа – в региональном этапе Всероссийского конкурса по инклюзивному образованию в номинации «Лучший инклюзивный детский сад». Заслуженные награды укрепляют лидирующие позиции детского сада среди дошкольных организаций Самарской области. К тому же победителем территориального этапа конкурса «Воспитатель года» и лауреатом его регионального этапа стала педагог Ольга Шашкова. Ответственное отношение к делу и любовь к детям помогает детскому саду успешно развиваться и двигаться вперед.
Людмила МАРТОВА
Пять шагов к успеху
Детсад «Чудо-град» является структурным подразделением Образовательного центра «Южный город» поселка Придорожный Волжского района. Это одно из прогрессивных образовательных учреждений Самарской области, которое возглавляет Владимир Кильдюшкин, руководитель, мотивирующий структурные подразделения к лидерству. Надо сказать, «Чудо-граду» к победам не привыкать. Его специалисты уже показывали серьезные результаты в различных конкурсах. В 2023 году детсад стал первым в номинации «Система наставничества в дошкольных образовательных организациях». На конкурс коллектив представил эксклюзивный проект «ТраеКТОриЯ НАСТАВНИЧЕСТВА». Его отличительные особенности: использование экранов-визуализаторов, мотивационных блокнотов и различные формы организации наставничества «педагог-педагог», «педагог-родитель», «педагог-ребенок», «ребенок-ребенок».
«Говоря о формате «педагог-педагог», хочется отметить, что она организуется с использованием экрана «Хроники наставничества, или Пять шагов к успеху» через наставническое сообщество «ВЫСОТА», принципы которого заключены в аббревиатуре: Взаимовыручка, Сотрудничество, Объединение, Творчество, Адаптация», – комментирует руководитель детского сада Ирина Алькина.
Наставническое сообщество «ВЫСОТА» ведет работу в четырех направлениях.
«Методический грот» и «Развивающий рельеф» – это выявление, изучение и внедрение лучших практик по планированию, организации занятий и других форм взаимодействия с воспитанниками и родителями, а также по обогащению предметно-пространственной среды. «Педагогическая маркировка» знакомит молодых специалистов с методическими новинками, а «Камень преткновения» – это непосредственная помощь молодому специалисту по любому профессиональному вопросу.
Педагоги относятся к наставничеству как к важнейшему ценностному ресурсу. Елена Закс, Алена Федорова, Надежда Ягич, Наталья Абрамова, Ольга Музарова, Елена Шишова, Елена Чекрыжова, Светлана Коновалова, Светлана Бубнис, Ольга Евлева, Лариса Лихтенвальд, Ольга Морозова, Ирина Соловьева, Юлия Сараева, Лариса Котова, Галина Ворожейкина – эти сотрудники как раз осуществляют сопровождение молодых педагогов. Наставники помогают начинающим кадрам сформировать свой профессиональный стиль, который делает пребывание детей в детском саду счастливым.
Наставники «от мала до велика»
Наставничество в форме «педагог-родитель» реализуется через работу в формате клуба, где родители могут рассказать о трудностях, которые испытывают в семейном воспитании. «Хранителями» родительского клуба выступают воспитатели и педагоги, которые ведут работу в двух направлениях: организация заседаний и оказание адресной помощи. Эффективность работы определяется родителями, они дают свою оценку с помощью условного знака и фиксируют достижения. Наставничество родителей и консультационную помощь оказывают психологи Лариса Соколовская и Татьяна Скубакова.
Показательна форма наставничества «педагог – ребенок» при подготовке детей к конкурсным мероприятиям. Для ее реализации применяется Экран «ПРО-Движение».
«Куратор размещает информацию о предстоящем событии, фото педагогов, которые могут грамотно подготовить воспитанника к конкурсу определенной направленности. Педагоги, решившие стать наставниками, помещают фото детей, обладающих необходимыми способностями для участия в конкурсе. Организация работы ведется в соответствии с алгоритмом, который зависит от тематики мероприятия. По итогам мы помещаем на экране диплом и фото отличившегося на конкурсе участника», – поясняет Ирина Алькина.
Наставничество «ребенок – ребенок» способствует созданию условий для социализации детей старшего дошкольного возраста. Для этого в детском саду организуется работа «РАЗВЕДОТРЯДА», в который входят старшие дошкольники. Они наблюдает за малышами, самостоятельно фиксируют в «блокноте разведчика» затруднения и неумения малышей. А далее решают, быть или не быть ПОМОГАТОРОМ, то есть наставником младших детей. Разумеется, работа в паре «Помогатор – младший друг» осуществляется в сопровождении воспитателей. По завершении цикла занятий, направленных на формирование того или иного навыка, Помогатор на Экране с помощью определенного символа отмечает достижения малыша, а потом на слете Помогаторов старшие дошкольники анализируют свою деятельность в качестве наставников. Так что все очень серьезно.
Критерии мастерства
Коллектив отмечает, что позитивный импульс в «Чудо-граде» задает руководитель Ирина Алькина, которая работает здесь со дня открытия детского сада. По мнению сотрудников, ее отличают четкая организация работы и профессионализм во взаимодействии с детьми, педагогами, родителями. Деятельность детского сада при четком функционировании коллектива в соответствии с требованием государственной политики в сфере дошкольного образования осуществляется в атмосфере доброжелательности и душевной теплоты. В этом также заслуга Ирины Владимировны, которая создала оптимальные условия, чтобы детям было уютно и комфортно, чтобы они посещали детский сад с удовольствием. Первыми помощниками руководителя являются методисты детского сада Екатерина Жукова, Наталья Никитина, Елена Ломова, Елена Козлова, Ирина Яньшина, Ольга Кудиникова. Методические рекомендации помогают педагогам сделать пребывание дошкольников в детском саду интересным и познавательным.
«Наши педагоги стремятся не только научить ребенка тем или иным навыкам, но и увидеть в нем ценностный потенциал и развить его, – отмечает Ирина Алькина. – Они создают такую среду, где ребенку все понятно и доступно, где он может проявить активность, инициативность, совершить выбор и понять собственную значимость».
Авторские технологии педагоги транслируют на различных конференциях и семинарах, наилучшим образом проявляют себя на конкурсах профессионального мастерства. В частности, Тамара Забайкина является победителем областного конкурса «Воспитатель года», Ольга Шашкова – лауреат областного конкурса «Воспитатель года», Татьяна Скубакова – лауреат областного конкурса «Педагог-психолог (2020)», Ирина Прыгунова – лучший педагог по организации образовательной деятельности с детьми (областной конкурс «Большой педагогический турнир»). Свое мастерство в организации развивающей среды проявила Анастасия Удалова, во взаимодействии с родителями действует Ольга Николаева, во владении ИКТ преуспела Ольга Трифонова, а возглавляла команду опытный наставник Алена Федорова. Музыкальные руководители Злата Генза, Алсу Инглик, Жанна Ванькова делают жизнь детей в детском саду яркой, эмоциональной, творческой. Говорят, от того, как педагог относится к своему делу, зависит, станет ли оно для него профессией или призванием. Похоже, в детском саду «Чудо-град» каждый педагог и воспитатель стремится стать мастером и действительно призван служить своей прекрасной профессии.
Ирина Алькина, руководитель СП Детский сад «Чудо-град»:
— Год педагога и наставника, объявленный указом президента РФ Владимира Владимировича Путина, был очень своевременным и мудрым решением, за которое, я уверена, благодарны президенту все педагоги России. Что касается наставничества, то, безусловно, практическую пользу такой формы отношений между людьми с разным опытом и кругозором мы ощущали всегда, но этот год позволил наставничеству из волонтерского движения перейти в регламентированный вид профессиональной деятельности в образовании. И это огромное достижение всей системы отечественного образования.