В Самарской области впервые состоялся областной ифтар-меджлис
В марте самарские мусульмане встретили священный месяц Рамадан. На региональном празднике разговения гости смогли познакомиться с исламской религиозной культурой, оценить вклад, который вносит духовное управление мусульман в укрепление дружбы между людьми разных национальностей и вероисповеданий, живущими на территории Самарской области. О сокровенном смысле поста в месяц Рамадан, о необходимости просвещения, взаимодействия народностей и конфессий ради мира и согласия «Первому» рассказал председатель РДУМСО, муфтий Самарской области Талип хазрат Яруллин.
Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ
— Расскажите, пожалуйста, что такое Рамадан.
— Рамадан – девятый месяц мусульманского календаря хиджры. Мусульманское летосчисление ведется по лунному календарю. Когда появляется новая луна, начинается отсчет нового месяца. Сутки начинаются в момент захода солнца. В этом году месяц Рамадан начался с заходом солнца 10 марта. Рамадан считается священным, так как первые откровения были ниспосланы пророку Мухаммаду (с.г.в.) именно в этот месяц. Поэтому в Рамадан Всевышний предписывает мусульманам соблюдать пост. В Коране написано: «О, верующие! Предписан вам пост [в месяц Рамадан] так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными». Соблюдение поста – один из пяти столпов Ислама.
— С какого времени мусульманам предписан пост в месяц Рамадан?
— Пост в Рамадан был предписан мусульманам во втором году хиджры. Хиджра – это переселение пророка Мухаммада (с.г.в.) из Мекки в Медину в 622 году по григорианскому календарю. Соответственно, в 624 году было предписано соблюдение поста именно в месяц Рамадан. Но мусульмане соблюдали пост как религиозную практику и до того, например, пост в день Ашура (десятый день первого месяца лунного календаря – Мухаррама), это день спасения пророка Моисея от войск египетского фараона. С тех пор как во втором году хиджры Всевышним была введена обязательность поста в месяц Рамадан, пост в день Ашура считается желательным, но не обязательным.
— Сколько длится пост Рамадан? Чем отличается мусульманский пост от постов других конфессий?
— Пост длится в течение лунного месяца. В этом году пост Рамадан продлится с 11 марта по 9 апреля. В отличие от христианского поста, мусульмане в Рамадан воздерживаются от пищи, питья и интимных отношений в светлое время суток, от утренней зари и до захода солнца. С наступлением заката и до рассвета запреты снимаются – есть можно все (конечно, халяль), никаких ограничений в еде (таких, как в христианском посте) нет. И в этом смысле, считаю, пост у мусульман проще: не нужно специально готовить постную еду, как, к примеру, у православных. Но в дни поста важно контролировать себя не только в светлое время суток (отказываясь от еды и питья, следя за своей речью, мыслями и деяниями), но и после разговения. Как и в других конфессиях, пост – это не только воздержание от еды и питья, это прежде всего время духовного очищения и роста, преодоления слабостей, возможность осмыслить духовные ценности, проявить заботу и любовь к ближнему, стать более искренним и смиренным. За счет того, что человек добровольно воздерживается от еды и питья, он лучше понимает чувства тех, кто голодает и испытывает жажду вынужденно. У человека возникают чувства милосердия, сострадания, желание помочь другому. Пост напоминает о том, что все люди равны перед Богом: ведь его обязаны держать все верующие, независимо от их социального положения и национальности.
— Что дается в помощь верующим, чтобы обрести силу духа? Какие мероприятия совершают мусульмане в этот месяц?
— Этот месяц мы посвящаем благим делам, чтению Корана, молитвам. Награду за этот пост Всевышний определяет сам, так как указано: «Каждое благодеяние человек совершает для себя. И получает за него от 10 до 700 наград. Но пост он соблюдает для Меня. И Я лично вознагражу его. Ведь он воздерживается от пищи ради Меня». Пост позволяет укрепить веру. Перед каждым новым днем поста мусульманин совершает намерение на пост: «Я намереваюсь держать пост ради Всевышнего и прошу очистить меня от греха, дать помощь в соблюдении этого поста». Человек дал слово Всевышнему и держит его – это является смыслом поста.
В этот месяц мы совершаем дополнительные молитвы (таравих-намаз) после обязательной ночной молитвы, собираемся в мечети и вместе читаем Коран: либо определенные суры, либо 1/30 часть Корана (джуз). Таким образом, в течение Рамадана участники таравих-намаза прочитывают Коран полностью. Читает Коран хафиз, который знает его наизусть. Эта традиция сохранилась со времен Пророка (с.г.в.), когда не было написанной книги и для обеспечения сохранности Корана его заучивали наизусть. Аллах обещал сохранить Коран, не изменяя ни одной буквы, так, как первоначально он был ниспослан Пророку (с.г.в.). Если в месяц Рамадан будет прочитан Коран, это благо, потому что за каждую букву Корана обещано 10 наград и тому, кто читает, и тому, кто слушает. Одно из величайших предназначений поста – очищение мышления для понимания Корана.
— Сухур и ифтар – приемы пищи в пост. Почему именно ифтар так важен?
— Сухур – это прием пищи утром, перед началом дневного поста, ифтар – разговение после захода солнца. После азана на вечернюю молитву человек совершает разговение, съев немного фиников или выпив воды, читает намаз, а потом уже садится за стол в семейном кругу или с другими членами общины. Ифтар – это не просто вечерняя трапеза после долгого дня поста, это возможность собраться вместе семье, друзьям, почувствовать единение и сплоченность с другими верующими, обменяться духовными знаниями, услышать проповеди, мудрые наставления. Коллективные ифтар-меджлисы объединяют мусульман, позволяют прочувствовать духовную атмосферу Рамадана. Поэтому в этот месяц в мечетях организовываются массовые коллективные ифтары, к которым могут присоединиться все верующие.
— Кто может прийти в мечеть на коллективный ифтар?
— Особенность Рамадана – проявление особой щедрости по отношению к нуждающимся. Кормление постящегося – одно из благодеяний. Поэтому мы проводим ифтары, на которых может присутствовать любой желающий, – в мечети Вагиза хазрата, в Исторической мечети, в Зубчаниновке. Сколько бы людей ни пришло на намаз, еду разделят на всех. Каждый пришедший на вечернюю молитву может потом сесть за стол и участвовать в трапезе.
Мы уже проводили городские ифтары в Соборной мечети, практикуем молодежные ифтары: на них собираются именно молодые люди, у них свои интересы, они общаются, знакомятся. Религиозный человек в таком обществе получает возможность найти подходящую пару для создания семьи.
В этом году мы впервые провели областной ифтар. Почти полторы тысячи человек собрались, чтобы совершить разговение и вместе порадоваться.
Многие откликнулись на идею проведения областного ифтара, я благодарен всем, кто помог в организации нашего праздника, в том числе руководству стадиона «Солидарность Самара Арена», которое предоставило площадку для проведения ифтара. Мы хотели показать, что мы едины, показать наши традиционные ценности, чтобы все увидели, что мы – одна большая семья, что ислам – это религия добра и мира. В условиях, когда страна проводит специальную военную операцию, единение народов особенно важно. На ифтар пришли люди разных национальностей и вероисповеданий, представители власти. Посетили наш праздник и поздравили с наступлением священного месяца Рамадана губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и руководитель администрации губернатора Дмитрий Холин. Мы рады такому отношению к нашим инициативам и надеемся, что эта взаимосвязь будет продолжаться, ведь все мы граждане России и должны жить по законам нашей страны и выполнять свои обязательства перед государством.
— Как вы относитесь к взаимодействию с православной церковью, в том числе в деле сохранения традиционных ценностей, воспитания молодежи?
— В нашей области сложилась традиция добрых отношений между конфессиями, ее поддерживает и руководство региона. Представители разных религий участвуют в совместных мероприятиях. Недавно мы собирались в православной академии, встречались с отцом Димитрием Лескиным, договорились в будущем провести межконфессиональную конференцию на тему семейных ценностей. Мы все разные, но все мы граждане этой страны, и семейные ценности, которые есть в каждой религии, едины. То, что сейчас пропагандирует Запад, ни в какой религии не приветствуется: то, что всегда считалось смертным грехом, представляется как норма. Слава Богу, наше государство заботится о том, чтобы семьи были традиционными, и не случайно наш президент объявил этот год Годом семьи. Взаимодействуя с другими конфессиями, мы надеемся, что будем способствовать тому, что семьи будут крепче, люди будут более духовно чистыми, потому что если каждый соблюдает свою религию, это намного лучше, чем безверие. Религиозные практики разные, но духовные ценности одни. И вместе мы – сила.
— Многие мусульмане сейчас открыто соблюдают пост, провели областной ифтар – с чем это связано?
— В советское время, когда религиозная деятельность запрещалась, люди все равно сохраняли обычаи своей веры, соблюдали праздники и обряды в кругу семьи, к примеру, православную Пасху, Рождество. Мусульмане также проводили никах, и пост держали, и намаз читали, хотя скрывали свою религиозную принадлежность. Нашим дедам и отцам удалось сохранить религию хотя бы на уровне национальной традиции. Наша задача – развивать ее дальше, познавать самим и нести людям более глубокие религиозные знания. Сейчас каждый имеет возможность исповедовать любую религию, совершать богослужения, вести преподавание и религиозное воспитание, открыты мечети, появилось много знающих людей. Раньше считалось, что в мечети ходят только пожилые, а сейчас все больше молодежи. С другой стороны, встречается и показная религиозность, особенно со стороны молодых, которые демонстрируют свою приверженность к исламу напоказ. Такого не должно быть. В исламе человек должен проявлять искреннюю веру, показное поклонение не примется Всевышним. Искренность означает, что целью своего поклонения человек ставит только довольство Господа и, совершая любое благодеяние, он желает только приблизиться к Всевышнему, не смешивая с этим другие интересы.
— Насколько важно сегодня религиозное просвещение?
— Знающий человек намного лучше незнающего, который идет на поводу у кого-то и может отойти от веры, заблудиться, быть вовлеченным в различные сектантские организации. Поэтому просвещение обязательно нужно. Чтобы стать истинным мусульманином, необходимо иметь хороших наставников. В мечети на проповеди мы объясняем духовные ценности, в этом и есть смысл проповеди: не только поклонение, но и понимание, зачем человек это делает. В Самаре действует медресе, в котором есть и заочное, и вечернее отделения, сейчас там обучается около 250 человек. Не все они становятся специалистами. Имамов мы готовим в течение трех лет, а на вечернем отделении люди обучаются для себя. Есть воскресная школа, где обучается около 80 детей. Мы стараемся воспитывать детей не только так, чтобы они были богобоязненными, но и чтобы заботились о родителях, выстраивали доброжелательные отношения с людьми, в том числе других конфессий и национальностей, были открытыми и добропорядочными.
— В исламе очень много условностей и ограничений, к примеру, с какой ноги заходить в мечеть. Как вы это объясняете?
— Все действия мусульманина подразделяются на восемь категорий. Есть строго обязательные действия – фарз, предписание Всевышнего, например, чтение намаза. Кто не верит в истинность этих обязательств, переходит в категорию неверных. Ваджиб – необходимое деяние, близкое к обязательному, например, принесение в жертву животного (курбан): если ты не хочешь этого делать, это большой грех, но это не выводит тебя из религии. Сунна – желательные действия, то, что совершал и одобрял пророк Мухаммад (с.г.в.), их нужно выполнять, чтобы получить его заступничество. Мустахаб – поощряемое, мубах – нейтральное (не порицаемое, но и не поощряемое). Харам –
строго запрещенное, макрух – запретное, мустакрух – порицаемое. Каждый поступок относится к какой-то из категорий. К примеру, мы сейчас беседуем, и в процессе вы познаете. Это можно отнести даже к категории фарз, потому что Всевышний говорит: «Получайте знания от колыбели до могилы». А, к примеру, борода, чалма, длинная одежда – это сунна, условности, которые позволяют получить заступничество Пророка (с.г.в.).
— Сколько сейчас в губернии мусульман? Сколько человек участвуют в традиционных мероприятиях?
— В Самарской области есть несколько народов, считающихся мусульманскими: татары, башкиры, казахи, узбеки, таджики, туркмены, чеченцы, дагестанцы, азербайджанцы. Всего около 200-250 тысяч человек, но не все из них соблюдают ислам. На главные праздники мусульман, Ураза-байрам и Курбан-байрам, в Соборной мечети собираются около 7000 мужчин и еще около 10000 на улице. Большим праздником для мусульман является и пятничная молитва, на нее тоже приходят около 5000 человек. Всего в Самаре собирается в мечети около 25000 человек, представители всех национальностей.
— Какой вы видите духовную жизнь в регионе через 10, 20 лет?
— Сейчас у нас 104 прихода, около 90 мечетей. Есть возможность обучения, отправления обрядов, представители власти приходят в храмы на молебны, люди не боятся показывать свою религиозность. Религиозных людей сейчас действительно много. Поэтому есть планы расширить помещения мечетей. Мечеть Вагиза хазрата уже увеличили, так как люди не умещались во время пятничного намаза, читали намаз во дворе. Построили дополнительный этаж, но сейчас и он заполняется. Мы рассчитывали, что вернем женщинам возможность приходить в мечеть, для них выделяется одна из комнат, но пока такой возможности нет. В будущем, если будут знающие люди, я думаю, умма расширится. Для мусульманских семей многодетность – норма, как, впрочем, и для православных. Считаю, будет больше верующих людей всех конфессий.
— Что вы пожелаете нашим читателям в месяц Рамадан?
— Хочу пожелать крепости духа, стараться выполнять то, что повелевает Всевышний. В Рамадан мы благодарим Всевышнего за то, что он дал возможность соблюсти этот пост, и просим простить наши прегрешения, в том числе будущие, которые по своему незнанию мы можем совершить. Это позволяет укрепить дух человека. Желаю всем здоровья, мира, спокойствия, больше думать о духовном. Земные проблемы временны, впереди нас ожидает вечное, и с чем мы придем ко Всевышнему, зависит только от нас.
27 марта губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил жителям Самарской области государственные и региональные награды. В числе награжденных – председатель Регионального духовного управления мусульман Самарской области Талип хазрат Яруллин. Указом президента России Владимира Владимировича Путина муфтий удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за заслуги в сохранении и развитии духовных и культурных традиций, укрепление дружбы между народами.
Гумар Батршин,
основатель и руководитель культурно-исторического фонда «Булгарское наследие»,
член Общественного совета при УВД России по г. Самаре, эксперт Общественной палаты Самарской области, лауреат премии «Благородство» в номинации «Созидание», почетный академик Международной гуманитарной академии «Европа-Азия»
Уважаемый Талип хазрат!
Примите искренние поздравления по поводу вручения Вам высокой правительственной награды.
Это свидетельство высокой оценки Вашего многолетнего добросовестного труда на посту духовного лидера мусульман Самарской области, признание Вашего большого личного вклада в укрепление межнационального сотрудничества, сохранение ценностей традиционного российского ислама на территории региона.
Ваша деятельность – пример беззаветного служения идеалам ислама, проповедующего идеи высокого гуманизма. Вы много лет ведете плодотворную работу по сохранению единства мусульманской общины Самарской области, развитию в регионе системы исламского образования, укреплению в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей, воспитанию подрастающего поколения в духе добра, справедливости и милосердия. Ваши общественные, религиозные и культурно-просветительские инициативы способствуют реализации федеральной политики, направленной на развитие мирных, дружественных и уважительных отношений между представителями различных национальностей и конфессий в нашей великой стране.
От всего сердца желаю Вам благополучия, крепкого здоровья, помощи Всевышнего во всех начинаниях, успехов в благородном труде во благо Самарской области и нашей общей Родины – России!