Сызранская Детская школа искусств №3 приобщает детей к народной культуре
Детское творчество – явление уникальное. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питая источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал педагог В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в школьном возрасте занятия художественным творчеством. На отделении декоративного прикладного искусства МБУ ДО «ДШИ №3» мы развиваем народные промыслы, в том числе обучаем детей древнейшему текстильному искусству войлоковаляния.
Елена АНАНСКАЯ, заведующая отделением «Декоративно-прикладное искусство», преподаватель высшей категории
Первым валяным изделиям насчитывается около восьми тысяч лет. Войлоком покрывали юрты, шили из него ковры, седла, головные уборы, в России больше всего прославились валенки. А в годы войн XX века все армии были одеты в солдатское сукно – это очень плотно сваляная ткань, идеальный материал, который защищал от холода и помогал выживать в суровых условиях. Современные мастера используют аутентичные приемы валяния неожиданно и оригинально, например, сейчас входят в моду войлочные украшения и аксессуары, живопись шерстью. То есть народное ремесло превращается в яркую художественную форму выражения.
Войлочные изделия ассоциируются у меня с детством: раннее зимнее утро, дорога в детский сад, я держусь за мамину руку или еду на санках и, конечно же, в детских валеночках, а рот завязан шарфом. Такие моменты память хранит особенно бережно. В роду у нас были мастера-обувщики. Сергей Михайлович Мордвинкин, мой прадедушка по материнской линии, изготавливал обувь из кожи и ремонтировал поношенные валенки. Некоторые обувные инструменты и металлические колодки достались нам по наследству. Маленькой девочкой я смотрела, как папа, Юрий Сергеевич Ильин, занимался ремонтом обуви, надев на старую колодку прохудившийся башмак. Казалось, он умеет все: рисовать, выпиливать, клеить. И валенки зашивал мастерски.
Теперь я понимаю уникальность и ценность генетической памяти, которая всплывает в нас, побуждая к творчеству. Я увлекалась разными декоративными техниками и однажды попробовала работать с шерстью. Очень полюбила этот натуральный материал с живой энергетикой. А потом погружаешься в глубины мастерства и тянешь за собою учеников. Именно так произошло у меня.
Сегодня мне очень важно, чтобы дети научились видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства и пробовали изготовить их своими руками. Конечно, это возможно только через активную творческую деятельность. Я разработала и использую на практике программы по декоративным техникам «Валяние», «Квиллинг», учебные пособия по предметам «Изобразительное искусство», «Работа в материале». Все это помогает ученикам понимать и ценить промысловые традиции и культуру своего народа. Приобретая практические навыки, ребята могут реализовать творческие способности, развивать мелкую моторику рук, воображение, формировать навыки работы с разными материалами и инструментами. Радует, что мои ученики – неоднократные участники и призеры региональных, всероссийских и международных конкурсов художественного и декоративного творчества. А впереди у нас много идей, целей и творческой работы.
Наталья Баканова, директор ДШИ №3 г.о. Сызрань:
— Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем обращении назвал художественные промыслы частью народного кода России, тем самым подчеркнув, что сохранение, возрождение и развитие художественных промыслов является важной государственной задачей. Много лет мы реализуем эти приоритеты, приобщая детей и подростков к русской культуре. Декоративно-прикладная деятельность нашего отделения под руководством Елены Ананской является едва ли не самым интересным для ребят направлением. Соприкосновение с декоративно-прикладным искусством обогащает детей, воспитывает гордость за свой народ и культуру Отечества.