Завод Продмаш разрабатывает и внедряет собственные разработки в реализации крупнейших проектов страны по реконструкции и строительству дорожных и промышленных объектов
Одно из старейших самарских предприятий, ОАО «Завод Продмаш», в этом году отмечает 150-летие со дня основания. История производства ведет отсчет с 1874 года, когда механик Готхард Бенке организовал мастерскую по ремонту паровых двигателей. Все эти годы завод развивался и менялся вместе с городом и сегодня стал крупным производителем металлоконструкций для дорожной сферы, промышленного строительства и городской инфраструктуры. О точках роста – в интервью генерального директора предприятия Георгия Макарова.
Алена ПАВИЧЕВА, Екатерина ЖЕВАК (фото)
— Какие вехи на пути развития предприятия вы считаете самыми значимыми?
— Чтобы лучше понять специфику предприятия, обратимся к его истории. Одно из основных достижений предприятия дореволюционного периода – переход от ремонта к производству паровых двигателей, а впоследствии – к выпуску речных судов. Вторая из важных вех – трансформация в постреволюционный период, когда предприятие переквалифицировалось и стало производить сельхозтехнику и оборудование для АПК. Наконец, третья и самая важная лично для меня и для коллектива, который сегодня работает на заводе, – это 2000 год. На рубеже тысячелетий большое число предприятий было обанкрочено и ликвидировано, мы же выкупили долю у контролирующего акционера, рассчитались по всем обязательствам и начали ремонтировать цеха, строить и развивать новые производственные направления – это стало фундаментом современной истории предприятия.
— Расскажите о вашей команде. Какие специалисты в нее входят сегодня, как выстроена работа?
— Наш коллектив насчитывает более 500 сотрудников. Каждый из них – профессионал в своей области, разносторонний, увлеченный и c активной жизненной позицией человек. Команда достаточно разновозрастная: есть люди с очень богатым жизненным опытом, а есть совсем юные специалисты, которые только вчера окончили вуз. Самое главное, все они друг друга взаимодополняют.
Всю свою работу с коллегами я строю по принципу взаимного доверия и уважения. Все проблемы, задачи мы обсуждаем. На заводе проводятся стратегические сессии, где мы анализируем наши прошлые результаты и опыт, чтобы понять, что потребуется от нас в будущем для улучшения показателей.
— Какие ценности вы считаете важными для современного предприятия и поддерживаете у себя?
— Я считаю, что основной ценностью являются отношения. Необходимо уважать интересы сотрудников своей компании, интересы клиентов и заказчиков. Все отношения должны строиться на взаимовыгодной основе и открытости диалога. Для любого современного производства подобный ценностный подход служит залогом формирования устойчивого стратегического развития на долгие годы.
— Ваша продукция используется в реализации крупнейших инфраструктурных проектов по всей стране – это автомобильные дороги федерального значения, мосты и путепроводы. Какие из них вы бы отметили особо?
— Каждый реализованный проект имеет значение! Для нас важны каждая поставка, каждое новое направление, каждый новый продукт. Есть несколько из них, которые, наверное, были самыми сложными. Один из них – поставка металлических конструкций на Керченский мост, в строительстве которого применялись новые для России технические решения. Теоретические и лабораторные исследования проводились и до, и во время работ, соответствие характеристик разработанных конструкций подтверждалось натурными испытаниями. И даже после окончания поставки еще на протяжении трех лет велась научная работа. В этой части проект можно назвать более сложным, чем остальные, потому что он потребовал особого внимания разных подразделений компании. Еще один интересный проект, связанный с поставкой оборудования для солнечных электростанций, побудил нас запустить на заводе новый вид деятельности – разработку продуктов в области солнечной энергетики.
В целом все федеральные трассы, построенные с нашим участием, для нас особенные: автомобильные дороги М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-9 «Балтия», М-11 «Нева», М-12 «Восток», трасса А-149 Адлер – Красная Поляна, МКАД в Москве и КАД в Санкт-Петербурге, скоростная автодорога Москва – Санкт-Петербург, дублер Курортного проспекта в Сочи. Нам дорог каждый заказ, потому что позволяет раскрыть производственный потенциал в полной мере. Любой проект – это очередная ступень на лестнице достижений общих целей завода.
— Завод Продмаш также выступает в качестве эксперта в области горячего оцинкования и консультанта по разработке государственных и отраслевых стандартов в области дорожного строительства. Как предприятие поддерживает связь с наукой?
— Научная работа – неотъемлемая составляющая нашей деятельности. Имея хорошую опытно-производственную базу, заниматься только производством продукции становится неинтересно. Чтобы получить лучшие результаты для наших заказчиков, мы направляем значительные ресурсы на разработку новых решений, продуктов, технологий в тех областях, где мы присутствуем. На данный момент мы активно взаимодействуем с Самарским национальным исследовательским университетом имени академика С.П.Королева, с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, а также с проектными институтами и специализированными предприятиями, работающими в сфере дорожного строительства. Совместно с аспирантами, молодыми учеными вузов мы выполняем НИОКРы, и они трудоустраиваются на предприятие. Бывает и наоборот: наши сотрудники настолько увлекаются наукой, что постепенно интегрируются в исследовательскую деятельность и становятся научными работниками. Такое взаимопроникновение, я надеюсь, позволит нам и в дальнейшем добиваться успехов и получать новые решения и продукты, как, например, новые виды антикоррозийной защиты металлов, разработанные в нашей лаборатории.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об услугах, которые оказывает предприятие.
— Основные услуги, которые мы оказываем, – это производство металлоконструкций для дорожного и промышленного строительства, плюс услуги антикоррозионной защиты методом горячего цинкования. Мы производим металлоконструкции разной степени сложности. Это дорожная группа, включающая в себя все виды продукции: дорожные и мостовые ограждения, перильные ограждения, опоры освещения, рамные опоры и другие продукты для создания комфортной инфраструктуры. Также мы оказываем услуги по поиску и разработке конструкторских решений. Мы доказываем экспертность качеством, у нас большая группа специалистов-разработчиков, ведущих изыскания в разных направлениях. На счету наших инженеров – 14 действующих патентов и награды, полученные за новизну и качество продукции.
У нас работает департамент, предлагающий услуги R&D, то есть поиск, анализ и тестирование технологий (research), а также разработку готовых решений (development) внешним заказчикам. И я считаю, что это одно из самых интересных и значимых направлений и для потребителей, и для удовлетворения внутренних потребностей.
Что касается цинкования, то в этой сфере Завод Продмаш начал работать одним из первых в России и добился в этой отрасли максимальных результатов. Сегодня предприятие является сооснователем Ассоциации заводов горячего цинкования, которая объединяет представителей индустрии и экспертов со всей страны.
Мы предлагаем заказчикам комплексное решение, которое включает в себя разработку, производство и поставку готовой продукции на объект, а также монтаж и сопровождение. Для нас важно быть надежным партнером в решении задач наших клиентов и максимально упрощать для них процессы, в части которых мы являемся экспертами.
— Какие эффективные решения по обеспечению безопасности на дорогах были созданы и внедрены вашим предприятием?
— Мы много времени уделяем разработке решений для повышения безопасности дорожного движения. Помимо оптимизации, улучшения и модернизации существующих решений пассивной безопасности, таких как дорожное ограждение, мы активно работаем над системами активной безопасности.
Здесь хочется особо отметить работу над таким изделием, как прицепное мобильное фронтальное ограждение. В нашей линейке оно называется ОМФП. Это решение, которое мы начали разрабатывать еще в 2018 году. Много времени ушло на определение технических параметров устройства и поиск оптимальной по соотношению «цена/качество» конструкции. ОМФП позволяет удерживать лобовой удар автомобиля в качестве активной защиты во время проведения дорожных работ, минимизировать последствия для водителя, пассажиров, дорожных рабочих и спасти жизни людей. Я с уверенностью могу сказать, что мы сделали устройство, аналогов которому по потребительским свойствам сегодня в мире нет.
Другим эффективным решением, недавно появившимся на рынке, являются воротные системы. Согласно существующим рекомендациям, они должны устанавливаться на федеральных трассах на разделительной полосе через каждые 5-7 км. Такие требования обусловлены интенсивностью дорожного движения, особенностью наших климатических условий. В случае возникновения аварийной ситуации это решение помогает предотвратить образование многокилометровых заторов. Воротные системы позволяют перепустить движение, то есть открыть пропуск транспорта на встречную полосу, обеспечить доступ карете скорой помощи или сотрудникам МЧС к месту возникновения ДТП либо оперативно перекрыть движение на дороге.
— Какую производительность обеспечивают ваши мощности?
— Производственных мощностей у нас достаточно, чтобы обеспечить весь необходимый объем поставок и удовлетворить потребности заказчиков в период высокого спроса. В 2014 году на предприятии была принята программа по автоматизации производственных участков. За эти 10 лет мы провели очень большую работу: закупили роботизированные комплексы для подготовки материала, раскроя, резки, штампования, прессования продукции, для сварки. Сегодня на предприятии функционирует 20 различных роботизированных комплексов, и работа в этом направлении продолжается непрерывно. Мы держим руку на пульсе и все новинки, которые появляются на рынке, мы изучаем и активно внедряем в свои производственные процессы. Это позволяет нам быстро реагировать на уровень спроса и обеспечивать большую производительность, быстро наращивать мощности и обеспечивать высокое качество при любом уровне загрузки.