Денис Власенко: «Живу по принципу «Буду только там, где я нужен!»
Прошлой весной пост художественного руководителя и главного дирижера оркестра Самарской филармонии занял маэстро Денис Власенко. «Будто глоток свежего воздуха» – запестрили эпитеты музыкальных критиков в местных и столичных СМИ. Выступления артистов категории «А», яркие премьеры, гастроли оркестра в Москву – это лишь малая часть итогов «дирижерского года»! Откровенно об амбициозности планов и о проделанной работе – в нашем интервью.
Пресс-служба Самарской филармонии
— Денис Георгиевич, прошел уже год с того момента, как вы возглавили симфонический оркестр Самарской филармонии. Поделитесь успехами проделанной работы?
— Мне кажется, что одного года мало для подведения неких «итогов» работы в таком сложном организме, как филармонический оркестр. Ровно поэтому, кстати, обычно и заключаются контракты с руководителями на такие позиции в среднем на три-пять лет. Но мне кажется, что точно нужно отметить – так это реализацию почти всех запланированных программ и фестивалей, задуманных год назад. Это было непросто, но мы справились. О художественных достижениях, думаю, лучше спросить публику, продавцов билетов или критиков. Нам неудобно самим себя нахваливать (смеется).
— А с какими трудностями столкнулись и насколько вы смогли стать с коллективом единым целым?
— Трудностей хватает. Много проблем с кадрами в коллективе. Проблема, как и везде, упирается в зарплаты. Очень сложно найти высокопрофессиональных специалистов на те финансовые условия, которые сегодня предлагает Самара. Также есть дефицит хороших инструментов.
— Благодаря вашему приходу в афише филармонии появились яркие имена артистов. Многие критики, да и публика отмечают новую главу жизни оркестра. Как удалось за такой короткий период достичь кардинальных изменений?
— Артисты, которых нам удалось заполучить в этом году, – результат работы многих инстанций. Это и помощь «Всероссийских филармонических сезонов», и работа менеджеров филармонии, и поддержка министерства культуры Самарской области, ну и где-то мои личные связи и отношения с этими артистами, многие из которых ранее не выступали с нашим оркестром. Так что это командный результат.
— Дальнейшие трансформации в оркестре объективно необходимы? Какой вектор развития вы могли бы наметить? Раскройте секрет.
— Повторюсь, нам необходимо поднять зарплаты для привлечения высококачественных специалистов. Нет другого рецепта! Иначе мы будем бесконечно топтаться на одном месте. Везде, где улучшились финансовые условия, произошел качественный рост. Обратите внимание на Казань (ГСО РТ), Нижний Новгород (оперный театр), Екатеринбургский оркестр… Почему Самара не должна стоять в одном ряду с такими городами?
— А в целом как вы оцениваете культурную жизнь в Самаре? Что можете сказать о публике?
— Я глубоко убежден, что в таком крупном городе-миллионнике, как Самара, должны быть прекрасный оперный театр, первоклассный симфонический оркестр, крупные и интересные фестивали. Тогда и у публики будет ответная реакция. Полные залы – один из показателей успеха культурной жизни города.
— Достаточно ли в городе проводится местных фестивалей? Мы знаем, что год назадвы вместе с оркестром принимали участие в Международном фестивале Шостаковича!
— Важно не количество, а качество, на мой взгляд. Международный фестиваль Шостаковича, например, должен иметь свою идею, концепцию, грамотное и профессиональное управление, философию, в конце концов, свое лицо, отличающее его от других фестивалей.
— На ваш взгляд, что сейчас необходимо зрителям? Возможно, многие из нас ждут простых и понятных программ. Насколько вы лично готовы пойти на поводу у публики?
— Подстраиваться под публику довольно опасно – можно скатиться в «попсу» и коммерцию. Безусловно, всегда нужно учитывать продажи билетов, программы и солистов, которые хорошо будут продаваться, но все это должно носить исключительно высокохудожественные цели. Тогда и результат будет обоюдно позитивным. А вообще, простите за нескромность, обычно если мне лично что-то интересно исполнять, то, как правило, и публике это будет тоже интересно слушать (улыбается).
— Стоит поговорить о недавних гастролях оркестра в Москву. Ваш коллектив выступал на одной из центральных культурных площадок страны – в Концертном зале имени П.И.Чайковского – вместе со знаменитым скрипачом Вадимом Репиным. Первые гастроли в столицу за последние девять лет!
— Да, я очень рад, что состоялись гастроли в Москву, которые прошли, как мне кажется, даже успешнее, чем мы ожидали. Гастроли необходимы любому оркестру. Это мотивирует, подтягивает, освежает коллектив. Надеюсь, у нас будет возможность выступать за пределами Самары и дальше.
— А есть новые гастроли уже в ближайших планах?
— С большой радостью делюсь новостями – симфонический оркестр Самарской филармонии в июне этого года запланировал гастроли в Санкт-Петербург. Вместе с хором Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга мы исполним произведение Джузеппе Верди «Реквием».
— Стартовала продажа абонементов нового сезона. Расскажите об этом подробнее. Какие фестивали ждут публику в 84-м концертном сезоне?
— В следующем сезоне мы снова ждем в гости артистов, уже можно сказать, наших друзей: Вадима Репина и Бориса Березовского с их фестивалями, одного из лучших баритонов нашей страны Василия Ладюка, любимца самарской публики Александра Гиндина, с нетерпением ждем приезда одной из лучших пианисток молодого поколения Евы Геворгян и многих других. Безусловно, приезд именитых артистов! Некоторые ранее не выступали с нашим оркестром.
— Помимо работы в Самаре, вы параллельно занимали пост главного дирижера ГАБТ имени Алишера Навои в Ташкенте. Однако не так давно пришлось оставить эту должность?
— Да, в этом году я решил не продлевать контракт в ГАБТ имени Навои и сконцентрироваться на работе в Самаре и в других проектах, где моя профессиональная работа представляется мне более интересной и содержательной, чем в Ташкенте – городе, который я все равно очень люблю. Моя супруга Ширин продолжает оставаться ведущей солисткой театра. Сейчас, кстати, она с успехом представляет балетное искусство Узбекистана на телепроекте канала «Культура» «Большой балет».
— Союз двух талантливых единиц – дирижер и балерина. В чем сложность, а что открывает возможности для взрывного роста такой творческой пары?
— У артистов очень мало возможностей где-то осесть. Сейчас наш дом в Ташкенте, но мы активно гастролируем и в общем-то привыкли уже к кочевому образу жизни. Мне очень легко с моей женой в плане взаимопонимания. Конечно же, мы скучаем друг по другу. Но понимаем, что наша профессия – это важная часть жизни каждого из нас.
— И в конце нашей беседы резонный вопрос – планируете и дальше продолжать работу в нашем городе?
— Я всегда живу по принципу «буду только там, где я нужен». Если я почувствую на мгновение, что интерес ко мне угасает и я уже сам перестаю получать удовольствие от процесса, то мое пребывание в данном месте наверняка закончится. Тут важен момент, насколько это нужно городу, руководству, коллективу и самому слушателю.