И труд, и призвание

1 апреля 2024

В Кротовской школе Кинель-Черкасского района работают достойные продолжатели двухвековой педагогической династии

Любовь к учению в Кротовской школе передается из поколения в поколение не только от учителя к ученикам, но и, конечно, от родителей – к детям и даже внукам. Так сложилось, например, в семье заместителя директора СП ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка детский сад «Звездочка» по учебно-воспитательной работе Ольги Шимутиной. Эта педагогическая династия длиною в 198 лет – гордость региональной системы образования и пример для подражания всему району.

Алена ПАВИЧЕВА

Фронтовик, историк, педагог

Основатель династии Д.В.Трухов (16 февраля 1925 г. – 30 июня 2014 г.)

Основателем этой династии был Дмитрий Васильевич Трухов (16 февраля 1925 г. – 30 июня 2014 г.). Он родился в поселке Вязовка Похвистневского района и с юных лет помогал по хозяйству, а в каникулы трудился на колхозных полях. Глядя на отца, участника Первой мировой войны, кавалера Георгиевского креста, паренек мечтал стать офицером. В 1943 году Подбельский райвоенкомат призвал Трухова в ряды Советской Армии и направил в Куйбышевское военно-пехотное училище. Через год новобранец отправился на фронт – освобождать столицу Карелии. В тяжелых боях Свирско-Петрозаводской наступательной операции Дмитрий был тяжело ранен.

Дмитрий Васильевич решил выучиться на учителя истории – в 1947 году окончил Куйбышевский педагогический институт и начал работать в Курманаевской средней школе (Оренбургская область). Уже через год он был назначен заведу-ющим учебной частью, а спустя семь лет и возглавил образовательное учреждение. В 1957 году Дмитрий Трухов стал директором Семеновской семилетней школы, потом руководил Кинель-Черкасской средней школой №1, Кинель-Черкасской восьмилетней школой №6 и железнодорожной школой №47 станции Кротовка. Был награжден медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне»,

Фронтовик ни на день не прекращал педагогической деятельности (стаж его работы составляет 54 года), вел большую воспитательную и патриотическую работу. Благодаря его инициативе и усилиям в 1975 году в кротовской школе открылся музей Боевой Славы 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознаменного корпуса, а в 1984-м высажена березовая Аллея Славы. Память заслуженного учителя РСФСР земляки чтут и сегодня, на его могиле кротовцы установили памятник.

Память генов

Р.В.Обухов

Продолжил дело Трухова его племянник Василий Дмитриевич Обухов. Еще будучи студентом того же вуза, начал работать учителем рисования и черчения в Кротовской средней школе. Получив в 1975 году диплом, стал преподавать историю и обществоведение. Через год возглавил Первомайскую среднюю школу, в 1980 годах – Кинель-Черкасские средние школы, работал в районной администрации. Стаж работы заслуженного учителя РФ, почетного гражданина Кинель-Черкасского района Самарской области в составе педагогической династии – 38 лет. Еще 35 лет отдала профессии супруга, заслуженный учитель РФ Наталья Владимировна Обухова, работавшая в школах района учителем русского языка и литературы. Их сын Роман Васильевич Обухов тоже начинал свой трудовой путь с преподавания истории и обществознания в средней школе №1 села Кинель-Черкассы. Затем был директором средней школы № 3, руководителем Кинельского образовательного округа. Его педагогический стаж принес еще 12 лет в профессиональную «копилку» семьи, 27 лет добавила его жена Татьяна Николаевна, победитель Всероссийского конкурса педагогических работников образовательных учреждений. Она работает учителем истории и обществознания, заместителем директора по безопасности в самарской гимназии №133 имени Героя Социалистического Труда М.Б.Оводенко.

Дочь Василия Дмитриевича, Анастасия Васильевна Тимофеева (Обухова) тоже пошла по стопам отца и получила специальность педагога, в системе образования она проработала девять лет. Племянница Обухова Ольга Владимировна Шимутина получила, в свою очередь, квалификацию «Учитель-логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений. Педагог-психолог коррекционно-образовательных учреждений». Ее стаж 27 лет, она лауреат IV открытого регионального фестиваля педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования Самарской области, призер окружного этапа регионального конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года».

«Играя в детстве друзьями, я всегда выступала в роли учителя, давала уроки, проверяла тетради, ставила оценки. То есть с самых ранних лет я понимала, что педагог – это не профессия, это зов сердца, зов крови, – рассказывает Ольга Шимутина. – Мои мама, дедушка, дядя и тетя научили меня восхищаться работой учителя, поэтому выбор профессии был предопределен. Быть педагогом для меня означает быть творческим, индивидуальным человеком, постоянно стремящимся к человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неиссякаемой жизненной энергией».

Педагог убеждена, что определяющее качество профессии учителя – любовь. Любовь к детям – вряд ли без нее можно стать учителем, к труду – профессия предполагает ежедневную упорную работу, к жизни – без оптимизма в школе сегодня не выжить. Быть учителем – это значит постоянно задавать себе вопросы и ежедневно искать на них ответы.

«Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает его от других, обеспечить свободу самовыражения его личности, – отмечает Ольга Шимутина. – Быть учителем – это быть с детьми таким, какой ты есть, но в душе оставаться немного ребенком, иногда чего-то не знающим, колеблющимся, ошибающимся, ищущим, все время учить и учиться, решать, создавать, творить вместе с детьми. Ведь учитель учит до тех пор, пока сам учится».

Требовательное отношение к избранному пути, понимание своего долга, любовь к детям – все это отличает настоящего учителя по призванию, по велению сердца. И выбирать эту профессию стоит, если чувствуешь, что очень хочешь работать с детьми, передавать им свои знания и умения. Так считает педагог, и этот подход передался ее старшему сыну Никите, студенту Московского городского педагогического университета (кстати, будущему историку). Как и мама, молодой человек активно занимается общественной деятельностью, они оба – волонтеры Кротовки, оба умеют вести за собой, а ведь именно это качество ценится в учителе превыше всего, ведь в переводе с греческого «педагог» – это путеводитель.

«Моя профессия дает обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учиться дальше. Для кого-то это банальность, а для меня это и есть жизнь. Горжусь каждой маленькой победой моих воспитанников, потому что знаю – это и моя победа тоже», – говорит Ольга Шимутина.

Людмила Гареева,
директор ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка:

Профессия учителя – и труд, и призвание. Сейчас стали редкостью учительские семьи, но тем более ценен их вклад в образование и воспитание детей. Сегодняшний учитель – это не только новатор, идущий в ногу со временем, это и наставник, и второй родитель, который способен пробудить любовь и доверие учеников, увлечь их за собой и зажечь искру знания. Гордимся такими педагогами!

Обсуждение закрыто.