В самарской гимназии №54 «Воскресение» реализуется программа духовно-нравственного развития личности ребенка на основе семейных ценностей
Классный руководитель сегодня играет огромную роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. С учащимися и их родителями необходимо говорить о духовных ценностях, о нравственном воспитании в современном обществе, ячейкой которого была и остается семья. Особое внимание сохранению традиционных семейных ценностей уделяется в 2024 году, объявленном указом президента Российской Федерации Годом семьи.
Ольга ТКАЧЕНКО, учитель русского языка МБОУ гимназия №54 «Воскресение» г.о. Самара
Традиционные семейные ценности – любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка – основа крепкой и счастливой семьи. А крепкая семья – залог стабильности и процветания общества. Особое значение семья имеет в жизни ребенка, в его становлении и поведении, именно здесь формируются его основные личностные качества. Светлые впечатления, верные взгляды, полученные в детстве, оставляют след на всю жизнь и, как броня, защищают душу от плохих влияний.
Для учащихся 4 «В» и 6 «Д» классов, в которых я являюсь классным руководителем, мною разработана программа «Семейные традиции». Первым ее этапом стала ежегодная школьная научно-исследовательская конференция, к которой ученики подготовили несколько проектов, связанных темой семьи: «Украшение новогодней елки как семейная традиция» (Илья Белов, 4 «В»), «Семейные традиции празднования православных праздников» (Анатолий Коверсун, 4 «В»), «Увлечение театром – наша семейная традиция» (Виктория Теремасова, 6 «Д»), «Возрождение традиций семейного чтения» (Злата Ткаченко, 6 «Д»), «Семейный альбом как хранитель семейных ценностей» (Андрей Яковлев, 4 «В»), «Увлечение рыбалкой – наша семейная традиция» (Дмитрий Рузанов, 6 «Д»). По итогам конференции ребята заняли одно первое, два вторых и одно третье место. Но, разумеется, это не главное – главное, что ребята всерьез заинтересовались общей проблемой, а выбранные темы проектов стали направлениями нашего будущего сотрудничества.
Следующим этапом программы стала научно-познавательная конференция в городской юношеской библиотеке №8, для реализации практической части которой выбрали книгу Анджелы Нанетти «Мой дедушка был вишней». В процессе работы ребята пришли к пониманию того, что гимназия и класс – это большая семья с ее внутренним устройством, иерархией, законами развития, и именно на этом этапе осознали необходимость вводить традиции в своей школьной семье. Мы провели анкетирование и отобрали лучшие предложения, они и легли в основу наших классных традиций. Так зародился проект семейного классного альбома, где каждый ученик смог воплотить свое представление о счастливой семье.
Праздник «Славная русская трапеза» стал очередным этапом программы «Семейные традиции». За одним столом собрались родители, дети, учителя и администрация гимназии, приглашенные гости.
Семейная трапеза – испокон веков существовавшая традиция, которая, к сожалению, все реже встречается в наши дни. А ведь семейные обеды или ужины – отличная возможность укрепления отношений между всеми членами семьи. За столом можно поделиться пережитыми событиями и впечатлениями, планами, обменяться мнениями. Существенный момент для дружной семьи – сесть за стол одновременно: это воспитывает взаимное уважение, терпение и доброе отношение друг к другу. Во время семейных трапез ребенок проникается мыслью, что он не центр внимания за столом, а полноправный член дружной семьи.
Укреплению семейных связей способствует творческая работа по созданию проекта «Участие в шествии Бессмертного полка – традиция нашей семьи». Идея устроить шествие «Бессмертного полка» в нашей гимназии к 9 Мая и провести праздник двора с участием «детей войны», ветеранов труда и военных СВО – следующий этап в реализации программы «Семейные традиции».
В основе нашей программы лежат традиционные национальные скрепы семьи, школы и общества. Большую работу мы видим в проведении городских школьных Кирилло-Мефодиевских чтений, на которых происходит защита семейных видеороликов об истории родного края, культурных и исторических памятниках малой родины. Программа «Семейные традиции», основанная на принципах преемственности, открытости и системности, позволяет реализовать основные цели и задачи, направленные на формирование духовно-нравственной и патриотической личности ребенка как человека, готового взять ответственность за судьбу своей семьи и родной страны.