Семейный союз педагогов вносит ценный вклад в образовательную среду школы
Педагогическая семья – явление само по себе неординарное, потому что учительство – всегда посвящение профессии, а может быть, и отречение от личных интересов. И редко кому удается найти баланс, который держит в гармонии семью, работу, собственное «я». Мария и Дмитрий Юрышевы вместе более 20 лет, этот тот случай, когда профессиональная стезя и личная жизнь, соединившись, стали основой удачного союза. Педагоги работают в образовательном центре «Южный город» под руководством Владимира Кильдюшкина. В знаковый 2024 год мы рассказываем, что служит крепким объединяющим началом в их семье.
Людмила МАРТОВА
Вопреки законам геометрии
Педагогика для Дмитрия Юрышева началась с пионерского галстука. За свою профессиональную жизнь он побывал в роли вожатого, воспитателя детского сада, ночной няни в яслях, учителя истории, педагога ЦДТ, директора школы, преподавателя ОБЖ. Дмитрий Геннадьевич имеет множество наград различного уровня, высшую квалификационную категорию, звание «Почетный работник воспитания и просвещения РФ». В биографии Марии Юрьевны много моментов, которые отражают ее многогранную натуру, креативный ум и одаренность. Будучи человеком творческим и увлекающимся, она рисует и работает с глиной, в том числе на гончарном круге, занимается айкидо (4 дан).
В принципе, судьба водила их по одним дорожкам. Оба с некоторой разницей во времени окончили исторический факультет Самарского государственного университета. Оба всерьез увлеклись археологией. После университета Мария Юрьевна писала кандидатскую диссертацию, а Дмитрий Геннадьевич вел археологический кружок в Центре внешкольной работы. В один прекрасный момент их параллельные дорожки, вопреки законам геометрии, все-таки сошлись. В начале нулевых проект «Мир мастеров» собрал людей под идею создания археологической экспедиции с уклоном в экспериментальную деятельность. И хотя Дмитрий специализировался на бронзовом веке, а Мария – на аутентичной мордовской культуре в Поволжье, оказалось, что они не только говорят на одном языке, но и ощущают редкое единомыслие. Археология стала основой для брака, с годами они приобщили к занятиям учеников и уже вместе с ними ходят в экспедиции с краеведческими познавательными целями, занимаются спелеотуризмом.
У Юрышевых двое сыновей, старший Юрий – студент кулинарного техникума, младший Андрей учится в восьмом классе. На вопрос, как совмещать работу в школе и воспитание своих детей, Мария Юрьевна ответила: «Мы с Дмитрием Геннадьевичем нашли оптимальный вариант. Сыновья участвуют во всех экспедициях, туристических походах. Таким образом, мы рядом со своими детьми, а им, в свою очередь, нравятся наши проекты».
Эффект синергии
С 2017 года Юрышевы работают в образовательном центре «Южный город» поселка Придорожный муниципального района Волжский. По словам Марии Юрьевны, школа предоставляет возможность в полной мере реализовать педагогические идеи и творческие проекты.
Мария Юрьевна преподает историю и обществознание, историю Самарского края, основы духовно-нравственной культуры России. Одна из задач педагога в современных условиях – мотивировать детей на обучение. Судя по отзывам, на уроки к Марии Юрьевне ребята идут с удовольствием. Педагог считает, что дисциплина не значит «ходить по струнке», это правила поведения личности, которые держатся на интересе и взаимном уважении, отсюда и мотивация к знанию предмета. «Цель учителя истории – воспитать в детях гражданскую позицию, основанную на знаниях, научить уважать историю своей страны. Главное, чтобы ребята не просто заучивали параграф или даты, а думали, умели посмотреть на то или иное событие под разным углом зрения», – говорит она.
Более 10 лет Мария и Дмитрий Юрышевы ведут совместный авторский проект «Тропами тысячелетий». Социально-моделирующая историческая игра, основанная на принципе метапредметности, включает интегрированный учебный материал, надпредметные области, викторины, конкурсы, исторические реконструкции. Школьники погружаются в эпоху, создавая макеты исторических построек, учатся сопоставлять кодексы законов разных времен и многое другое. Проект из года в год наполняется новым содержанием, и, конечно, большое достижение педагогов – то, что учебно-воспитательный процесс реализуется творчески и учение превращается в увлечение.
Еще один совместный проект Юрышевы реализуют в рамках летней школы, это тоже интеграция археологии, краеведения, истории и основ безопасности жизнедеятельности. Палаточный лагерь, костер, мастер-классы по литью металла, хлебопечению, гончарному делу – словом, школьники учатся выживанию, и культура кочевников им тоже доступна.
Эффективная педагогика
Еще в гимназии №1, где в середине девяностых Дмитрий Юрышев преподавал историю, ему предложили разработать концепцию нового предмета – ОБЖ. Как человек обстоятельный Дмитрий Геннадьевич свою разработку сделал детально, системно, с учетом стандартов образования, актуальности и полезности для учеников. На уроках ОБЖ проводятся практикумы, моделирование ситуаций с отработкой практических навыков. Ребята постоянно участвуют в туристических выездах, полевых лагерях, соревнованиях по оказанию первой медицинской помощи, ориентированию на местности, скалолазанию. С 2017 года ОЦ «Южный город» стал областной площадкой по проведению регионального этапа олимпиады школьников по ОБЖ. Ежегодно ученики становятся победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады по основам безопасности, только в 2024 году в школе оказалось два победителя и 13 призеров.
«Высшая награда для меня, – подчеркивает Дмитрий Геннадьевич, – то, что ученики не только занимали первые места на конкурсах, но и реально спасали жизни людей. Ребята не пройдут мимо, если человеку нужна помощь, и окажут ее грамотно. Они не раз подтверждали это конкретными примерами. Когда видишь отдачу от своего труда – это то, ради чего педагог работает».
Стремление помогать – базовое качество Дмитрия Геннадьевича. У него много общественных нагрузок, он всегда принимает деятельное участие в событиях школы и, если нужно, спешит на помощь. В настоящее время образовательный центр реализует патриотический проект «Дети – фронту». Школьной команде удалось усовершенствовать конструкцию санитарных носилок, согласовать с военными медиками, и уже около 500 штук сделано и отправлено в зону СВО. Дмитрий Юрышев служит куратором этой работы.
Мы все главные
ОЦ «Южный город» – школа огромная, здесь обучается 6500 детей. Нагрузка у педагогического коллектива колоссальная. Но Юрышевы успевают найти время для отдыха, путешествий по городам и весям России и рыбалки. Неизменный спутник семейно-педагогических путешествий – пес Рузвельт, всеобщий любимец. В доме нет распределения обязанностей, и главных тоже нет, как точно сказал Дмитрий Геннадьевич: «Мы все – главные. Сыновья с детства приучены к самостоятельности, отношения в семье строятся на взаимопонимании, взаимозаменяемости, свободе выбора. Все члены семьи стараются учитывать интересы друг друга».
Поэтому они не препятствовали, когда Юрий пошел учиться в кулинарный техникум, а не по стопам родителей. Напротив, всячески поддерживают его таланты, в семье по достоинству оценены вкусности старшего сына. У младшего Андрея есть интерес к техническим дисциплинам, значит, это его выбор.
А на домашней кухне у Юрышевых стоят ткацкий станок и гончарный круг. Помимо всего прочего, у Марии есть хобби – плетение иглой, это тоже из серии реконструкции технологий прошлого. Работает с кожей, войлоком, да с чем угодно. И делает изумительные украшения. Непонятно только, как можно объять необъятное…
Неординарные талантливые люди, Юрышевы подтверждают истину знаменитого советского фильма: «Счастье – это когда тебя понимают». А что еще нужно для жизненного благополучия? Замечательные дети, теплый дом, любимая работа, море увлечений и – ни минуты покоя.
Владимир Кильдюшкин, директор ОЦ «Южный город»:
— Наша педагогическая семья – это творчески работающие люди, которые живут своей профессией, беззаветно ей преданы. Они обладают высоким уровнем компетенций, ориентируются в современных психолого-педагогических концепциях обучения, обладают научно-методическими знаниями по предметам и вносят в процесс образования собственные авторские новации. У творческих педагогов жизнь неразделима на дом и работу, это непрерывный процесс, гармоничный и плодотворный.