Директор ООО «ШипСервисЦентр» нашла свое место в судоремонтной отрасли
Когда-то она пришла к генеральному директору крупного речного предприятия и сказала, что хочет быть начальницей. Девушке было 23 года, и ее желание казалось весьма наивным. Однако опытный управленец увидел характер и предприимчивость юной особы. Так благодаря своей настойчивости Любовь Бубнова стала руководителем отдела. Отсюда началось ее большое плавание в акватории Волжского бассейна и в судоремонтном бизнесе. Сегодня Любовь Валерьевна возглавляет многопрофильную ведущую российскую организацию «ШипСервисЦентр», основным назначением которой является комплексное обслуживание флота, поднадзорное Российскому классификационному обществу и Российскому морскому регистру судоходства. Компания входит в десятку лучших в России и в тройку лидеров в Самарском регионе. Личным примером Любовь Бубнова доказала, что женщина может занимать командные должности и добиваться успеха в столь нетривиальном и сложном деле.
Людмила МАРТОВА, Дмитрий НЕДЫХАЛОВ (фото)
Путь к успеху
— Любовь Валерьевна, что значит для вас волжская стихия?
— Я выросла на Сухой Самарке, на флоте работали и мама, и отец. Все детство провела с мамой, она была кассиром на плавмагазине. Раньше была такая услуга: когда на рейд Самара проходило судно, к ним подходил магазин и снабжал продуктами. Дома у нас всегда была черная икра, в холодильнике осетры, на фоне повсеместного продуктового дефицита это выглядело сказочно. Плюс прекрасное ощущение от атмосферы, которая царила на реке Волге. На «Сясь» придешь (Сясь – название причала), попросишь: закиньте за Волгу – тебя любой катер отвезет. Сейчас такого и быть не может, флот стал дорогим удовольствием.
— Но вы ведь не мечтали связать свою жизнь с судоремонтной отраслью?
— В детстве я мечтала стать хирургом. После девятого класса пошла в медучилище, но там не было набора. Видя мое расстройство, брат сказал – иди в политехнический, тот же белый халат, те же пробирки. Тогда я ему поверила, хотя уже после первого курса хотела уйти. Но мама твердо сказала: «Получишь образование – иди куда хочешь!». Меня растили в строгости, и я не могла ослушаться. Теперь у меня два красных диплома: политехнический и университетский, плюс бакалавриат по специальности «менеджер в сфере управления нефти и газа».
— Что послужило отправной точкой для организации собственного бизнеса?
— В принципе, путь был последовательным. По первому образованию я химик. В 2002 году, после рождения сына, меня пригласили на работу в химическую лабораторию ОАО ВНП «Волготанкер». Через два года я стала начальником отдела, а потом в компании началась процедура банкротства, зарплаты урезали, а мы с мужем только что взяли ипотечный кредит на приобретение жилья. К счастью, меня сразу же пригласили в ЗАО «Нефтефлот» для организации лабораторно-исследовательского центра. Дело было новое, непростое, я практически жила на работе, но лабораторный комплекс из трех подразделений был создан. Очередной этап – работа специалистом экологического надзора в Росприроднадзоре, а это значит проверки соблюдения экологических требований, экспертиза, штрафы… Оказалось, тяжело наказывать людей! Учитывая свои знания в сфере экологии, мне вместо составления протокола хотелось помочь исправить ситуацию. Именно в тот момент я решила создать ИП по направлению «химия», чтобы заниматься анализом топлива и масел, которые эксплуатируются на флоте. Вначале у меня был только стол в арендованном, плохо отапливаемом помещении, там я сидела в фуфайке и валенках. Но постепенно, выполняя заказы, начала зарабатывать на мебель, оборудование и, главное, получила свидетельство о признании на право работы с судами. На флоте есть такое понятие, как право на определенный вид деятельности. Без такого документа выполнять те или иные работы невозможно. Сегодня у «ШипСервисЦентр» есть «признания» на очень многие виды деятельности, которыми мы занимаемся.
— Как вы стали руководителем в судоремонте и судостроении?
— На тот период очень активна была северная ветка, и я решила открыть филиал нашей лаборатории в Рыбинске Ярославской области, где строили судно проекта RST 25. Выезжая периодически с проверками, я присматривалась к судостроению, вникала в суть дела. Потом сказала директору завода: «Дайте мне попробовать сделать обстройку яруса на судне». На предложение он отреагировал скептически: «Чего говоришь? Где судостроение, а где ты, женщина? Сиди со своими пробирками и никуда не суйся». Я ушла, а покоя нет. В конце концов, после долгих уговоров директор согласился на ярус. Быстро набрала команду из 12 человек, с которыми работала еще в «Нефтефлоте», и с нулевого цикла мы провели работы по отделке внутренних помещений. Прошло время, и нас пригласили на спуск судна. Принимая работу, судовладелец вдруг спросил: «Почему ярусы отличаются друг от друга?..» – «Потому что делали разные подрядчики!..» – «Хорошо, обстройку второго проекта полностью будет делать ИП Бубнова Л.В.». Оказывается, наш ярус сильно отличался в качественном исполнении. Мы сделали красивую работу, в соответствии с правилами регистра. Причем после первого проекта пошла молва, что в Самаре работают классные ребята, которыми руководит молодая девушка. Сарафанное радио принесло большую пользу: пароход еще только идет по реке, а нам уже звонят. Вот тогда пришло понимание, что судоремонтным направлением надо заниматься всерьез. В 2012 году было принято решение о создании ООО «ШипСервисЦентр», а в 2013 году мы выполнили второй проект RSТ 25. Заказчику он очень понравился. Это была наша первая большая победа!
— А затем какие шаги предпринимались в развитии?
— Сама жизнь подсказывала, куда идти дальше. Ко мне обратилась организация, которая не могла найти подрядчиков на ремонт старых паровых котлов на нефтеперекачивающей станции. Они бывают разных видов и направлений, но в любом случае сделать сосуд под давлением – процедура сложная. А здесь предлагалось отремонтировать котлы военных времен, которые по-хорошему надо было утилизировать. Я вспомнила, как на «Нефтефлоте» переводили мазутную котельную на газ, и возникла идея собрать бригаду из уже знакомых, опытных специалистов. Полтора месяца шла разработка технических условий, буксовали согласования, но в итоге я на свой страх и риск получила разрешение. Проект приняли «на ура», котел, находясь на обслуживании у нашей компании, до сих пор отлично функционирует. Кроме того, я разработала технологию по наплавке крышек котлов. Как результат, котловые работы стали логическим продолжением деятельности судоремонтной компании.
В планах – выйти на приличные объемы корпусных работ, но найти хороших специалистов этого вида деятельности очень трудно. В прошлом году обучила сотрудников по направлению «водолазные сварочные работы». С весны этого года закуплены оборудование и спецодежда для проведения ремонтных работ под водой. Речь идет о том, чтобы устранить недостатки и не поднимать судно на СЛИП для ремонта. Потому что любой простой парохода чреват колоссальными финансовыми потерями.
Научный подход
— ООО «ШипСервисЦентр» работает 12 лет. Что сегодня представляет собою компания?
— Мы оказываем максимально полный спектр услуг, необходимых для ввода флота в эксплуатацию, и также на протяжении навигации. Наши заказчики – крупные судовладельцы и судоремонтные заводы. География партнеров охватывает обширную территорию, такие города, как Самара, Тольятти, Астрахань, Уфа, Нижний Новгород, Чкаловск, Городец, Ярославль и т.д. Главная задача – обеспечение потребностей флота в ремонте судов в минимальные сроки и с высоким качеством. За счет четкого выполнения своих обязательств у нас складываются долгосрочные отношения с партнерами. Судоремонт – базовое направление. Мы прошли серьезный путь. Начали с работ по внутренней обстройке судна и широкого спектра лабораторных исследований. Потом освоили ремонт трубопроводных систем, котловые работы, корпусные работы, водолазные работы, замеры выбросов вредных веществ и дымности отработанных газов ДВС. По данному профилю у меня есть собственная инновация. Помимо того, еще в 2011 году я прошла обучение и стала единственной девушкой-девиатором на территории Российской Федерации, то есть специалистом, устраняющим девиацию магнитных судовых компасов. Соответственно, в структуру ООО «ШипСервисЦентр» входят магнитно-компасная мастерская по ремонту и проверке судовых магнитных компасов, цех по ремонту, отделке, изоляции судовых помещений, участок по ремонту и проверке дыхательных аппаратов и заправке баллонов, лабораторно-исследовательский центр. Кроме того, по всем видам работ открыты два обособленных подразделения – в Уфе (Республика Башкирия) и в Ярославле.
— У вашей организации много дипломов за инновационную деятельность. В основе – фактор личности руководителя?
— Научная деятельность стала неотъемлемой частью моей профессиональной реализации. Наша компания заняла первое место на конференции Волжской академии водного транспорта, с разработкой полезной модели для измерения крутящего момента судовых валопроводов. Этому «велосипеду» уже триста лет, связан он с мощностью двигателя на всех видах транспорта. Но на флоте своя специ-фика, которая коррелируется с проектом судна, диаметрами валов и так далее. И нет оборудования, которое бы определяло непосредственный замер крутящего момента. Мне было предложено заняться этой темой. Я обратилась в Академию водного транспорта, была создана коалиция технарей, мы сделали разработку, и она уже семь лет успешно участвует во всех конкурсах. Профессионалы понимают значение данной модели, но, к сожалению, бюрократические проволочки не позволяют запустить проект в полном объеме, как он того заслуживает. Правообладателем патента является Академия водного транспорта, а при хорошем раскладе заниматься исполнением работ будет наше предприятие, ООО «ШипСервисЦентр». Мы надеемся, что инновация рано или поздно станет служить флоту.
— Какие достижения вызывают у вас особую гордость?
— Например, то, что я реанимировала и открыла отдел по ремонту дыхательных аппаратов и гидравлических испытаний баллонов, у нас есть все разрешительные документы Рос-технадзора. На Средней Волге такого отдела не было. Очень сложно давался этот процесс, так как профессионалов найти невозможно. Я нашла старейшего опытного работника, который когда-то занимался кислородными баллонами, и он благополучно проводил гидравлические испытания, а я, в свою очередь, перенимала знания и опыт. Сама я прошла повышение квалификации в Москве у представителей завода –изготовителя дыхательных аппаратов. Позднее нашла и обучила молодого специалиста, и он уже 11 лет работает в нашей компании.
— Откуда вы черпаете вдохновение для идей?
— Когда все отработано и движется по накатанной, мне становится скучно. В этот момент появляются мысли, что можно изменить к лучшему. И я начинаю действовать. Некоторое время назад возникла идея по поводу коленчатых валов на двигателях. Они нередко ломаются, а на ремонт уходит много времени, идет наплавка валов, разогрев металла, и рано или поздно от перегрузок они все равно ломаются… При чтении статьи в научном журнале сработало мое образование химика, пришла идея заменить наплавку валов на более простой и действенный способ. Но это пока секретная информация…..!!!!! Так как необходимы консультации, дополнительные разработки с Институтом сварки России. А что из этого может получиться – посмотрим. И таких интересных замыслов у нас в компании немало.
Меня считают сильной
— Как сформировалась команда ООО «ШипСервисЦентр»?
— Без ложной скромности, команда – мое достижение, то, что у нас сплоченный молодой коллектив, считаю своей заслугой. Штат укомплектован полностью, самый молодой специалист пришел, когда ему было 19 лет. Он не знал структуры флота, но я увидела у него большое желание учиться. В общем, рискнула и правильно сделала. Сейчас он заместитель директора по техническим вопросам, у него высшее образование, и он очень любит свою работу. Внутри компании практикуется наставничество, опытный костяк обучает ребят определенным видам работ, чтобы потом расширить количество бригад для оказания услуг большему количеству судов. Кроме того, сотрудники систематически проходят обучение на курсах повышения квалификации.
— Какое качество руководителя помогает вам идти вперед?
— Я умею просчитывать на десять шагов вперед, предвидеть последствия от результата своих действий. Любая моя идея отлеживается, я думаю, анализирую, взвешиваю все «за» и «против» или, как я люблю говорить, «с этой идеей необходимо переспать». Важно, что все в судоремонте я проходила на собственном опыте. К примеру, когда поехала открывать филиал в Рыбинске, мне нужно было судно, которое может подойти на выходе из шлюзов к рейду. Сделать это очень тяжело, особенно на севере, где зачастую некомфортная погода. Да и все в один голос говорили, что не получится. А я нашла плавсредство, и у меня получилось. Поэтому, когда мне говорят «это сделать невозможно», я знаю, что ответить. И сотрудникам всегда говорю: учитесь смотреть на шаг вперед!
— Вас считают сильной?
— Да. Так и говорят: Бубнова приедет и разрулит. Для меня это комплимент. И руководство к действию: приходится разруливать.
— Тяжело работать в мужском коллективе?
— Нет, труднее с женщинами. Они слышат то, что хотят слышать, а не то, что им говорят. А я человек «без второго дна», мне сложно, когда вокруг какие-то полутона или намеки. В мужском коллективе я как рыба в воде, они меня слышат и понимают. Несмотря на требовательность, я не давлю, разговариваю с людьми по-доброму. Главное – позитивный настрой.
— Что вы считаете школой в профессии?
— Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер» – самая сильная школа. Я всему научилась там. Наверное, от меня самой зависело, что в дело окуналась с головой. Но поддержка была всегда. И то, что в 23 года мою кандидатуру в качестве начальника лаборатории утвердили, тоже сыграло в плюс. Недавно «Волготанкер» отмечал юбилей одной из своих компаний – ЗАО «БашВолготанкер». Мне вручили медаль за заслуги перед «Волготанкером». Очень горжусь этой наградой.
— Наверное, и характер помогает добиваться желаемого?
— Да, целеустремленность у меня в крови, с детства добивалась результата. Хотела получить красный диплом – и получила, если были тройки, то всегда добивалась пересдачи. При этом училась на дневном отделении и работала корректором. Поскольку у меня несколько дипломов, муж как-то пошутил: «У нас столько сковородок нет, сколько у тебя дипломов». Я все время к чему-то стремлюсь, как в профессии, так и в других сферах. Если ты не развиваешься, то обратной связи с жизнью не будет.
Семейные ценности
— Любовь Валерьевна, у вас два сына. Трудно воспитывать мальчиков?
— Восемь лет с мужем и первым сыном мы жили в общежитии (мне дали две комнаты от ОАО «Волготанкер»). Потом переехали в квартиру, и в 12 лет у ребенка начался переходный возраст. Это был тяжелый пубертатный период, и тогда я пролила очень много слез. А в 18 лет ребенка опять подменили. Он извинился и сказал, что у него был когнитивный диссонанс. Оказывается, в подростковом возрасте Виталий начал читать книжки по психологии, чтобы найти ответ, почему в нашей семье все наоборот. Почему мама выполняет мужские обязанности, а папа занимается домашним хозяйством? Сын ни с кем не поделился, а начал бастовать. До тех пор, пока не понял, что такое тоже бывает, и это никоим образом не противоречит традиционным семейным ценностям. Я объяснила ему, что отец – тыл, без него я не смогла бы открыть бизнес и зарабатывать деньги. Муж человек спокойный, а я очень энергичная, с моим характером трудно было бы усидеть дома. Теперь Виталий работает вместе со мной и во всем мне помогает.
— Надо полагать, что для сына вы являетесь авторитетом, раз он пошел по вашим стопам?
— Надеюсь. Но для меня это точно большая удача. Сын окончил Волжскую академию водного транспорта, отходил три навигации, сейчас набирается опыта в офисе. Его направление – механика, он вполне может заниматься капитальным ремонтом двигателей. Это направление у нас потихоньку внедряется. Планируем в зимний период работать на капитальном ремонте двигателей в корпусе судна.
— Как вам удалось выстроить гармоничные семейные отношения?
— Все зависит от мужчины. Когда 10 лет назад родился второй сын Миша, я через месяц вышла на работу. Бизнес был в активной стадии развития, я разрывалась между кормлениями ребенка и офисом. Пришлось срочно покупать машину, учиться вождению – иначе ничего не успеть. И так сложились обстоятельства, что компания, в которой работал муж, прекратила свое существование. Мы рассудили, что года два побыть с ребенком можно и супругу. А я буду развивать предприятие, приносящее неплохой доход. Со временем мужу очень понравилось заниматься домом, он творчески подошел к процессу воспитания сына. Водит Мишу в музыкальную школу, английский клуб, научился прекрасно готовить еду. Муж – мой надежный тыл. Я счастлива, что наша жизнь организована именно таким образом.
— Какие базовые ценности превалируют в вашей семье?
— Главное – доверие. Это важно, учитывая разъездной характер моей деятельности, мужской коллектив, в котором я работаю. Нашему браку 25 лет, и никогда у нас не было размолвок по этому поводу. Конечно, все идет от любви, я обожаю своего мужа и своих мальчишек. В последние четыре года ощущаю, что такое – жить с удовольствием. С открытия предприятия не отдыхала лет восемь, меня хронически не было дома, я приходила только ночевать. А сейчас могу позволить себе отпуск, домой прихожу в пять часов вечера, как положено. У нас появился частный дом, огромный яблоневый сад, и, как ни странно, я полюбила огород. Выращиваю клубнику, огурцы и помидоры… Именно для удовольствия. По выходным к нам приезжают друзья, у нас всякие совместные планы, активное общение.
По большому счету, и в бизнесе, и в семье – везде действуют одни жизненные принципы. Не проходите мимо чужой беды. Не жалейте отдавать. Ты даешь добро, и тебе оно возвращается. И своих детей так же воспитываю.
— Как сбалансировать должность руководителя, бизнес, семью, собственные интересы?
— Очень важна поддержка близких людей. Когда я начинала, меня никто не поддержал, и родители, и муж хором вторили: «Куда ты лезешь, там одни мужики!» Я вложила в стартап 30 тысяч рублей и пошла всем наперекор. И у меня стало получаться. Только тогда родственники поняли, что были неправы. И сейчас во всем чувствую поддержку. А чтобы в доме царила гармония, я умею отключать начальницу. Когда мой младший сын говорит кому-то в школе, что мама работает в судоремонте и судостроении, никто не верит: «Миш, ты, наверное, что-то путаешь». Нет! Просто, как только я снимаю каблуки, становлюсь другим человеком.
Люблю свое дело
— Каковы планы на будущее?
— У меня есть идея. В моем столе лежит бесхозный важный документ. Однажды заказчик пригласил на зачистку судна от остатков нефтепродуктов, но юрист сказал, что у нас нет лицензии на право обращения с отходами. В тот промежуток я прошла длительную процедуру, год ходила по кабинетам и получила бессрочную лицензию. В прошлом году пришло судно, у которого произошла утечка мазута. Мы вручную вытащили четыре тонны мазута! А дальше его нужно утилизировать. Я вспомнила о лицензии, купила талоны в специализированную фирму и отвезла отходы на утилизацию. Косвенный эффект: я поняла, как заставить лицензию «работать». В итоге это скажется на благополучии флота и нашей компании. Вот такие перспективы.
— В чем специфика вашего бизнеса?
— Мы позиционируемся как малое предприятие и работаем с заказчиком напрямую. На судоремонтном заводе сложнее, так как они выполняют крупногабаритные работы, там много согласований, регистрация заказов, закупка запчастей, изготовление от трех до шести месяцев… И этот круговорот бесконечен. Чтобы ускорить процесс, заводы привлекают подрядчиков, таких, как наша организация. Исходя из общей ситуации, думаю, для оптимизации отрасли сегодня необходимо развивать и поддерживать малые судоремонтные предприятия.
— Как вы считаете, какие задачи нужно решать флоту?
— В декабре 2023 года меня пригласили с научным докладом в Астраханский институт морского и речного транспорта. Много дискуссий было по поводу того, как решать задачи импортозамещения и как возрождать флот. Был сделан акцент на том, что судоремонтные заводы нуждаются в серьезной модернизации. Судо-владельцам очень тяжело выживать, особенно при большом количестве проверок, тем более необоснованных. Сейчас импорт ушел, стали принимать отечественные запчасти. Но у нас всего два завода, которые производят необходимые флоту детали. Объемы заказов у них огромны, соответственно, они не справляются с ситуацией. Поэтому вкладываться необходимо в развитие, в инфраструктуру, в оборудование судоремонтных заводов и в судостроение. Возможно, для этого нужна поддержка государства. Со своей стороны, мы вносим лепту в этот процесс, пытаемся оптимизировать судоремонтное дело, делаем все, что в наших силах. Очень хочу, чтобы судостроение возрождалось, чтобы в полной мере вернулось величие российского флота.
— Когда вы поняли, что занимаетесь любимым делом?
— Когда у кого-то из моих коллег или друзей профессиональные праздники, я всегда желаю морального и материального удовлетворения. Это очень редкое сочетание, и оно у меня есть. Помимо того, что я люблю свое дело, я еще и зарабатываю здесь, могу обеспечить свою семью, родственников. Очень люблю Россию, много лет езжу по стране, и она не перестает меня удивлять. Когда бываешь в разных городах, идешь по Волге – такие шикарные виды открываются, такие сказочные пейзажи! Работа у нас сложная, но все окупается живописной красотой. Мне кажется, я очень давно осознала свое пристрастие к отрасли. Во всяком случае, когда открывала «ШипСервисЦентр», у меня было твердое убеждение, что я люблю свое дело.