Семья педагогов из Похвистневского района хранит верность профессии 140 лет
В малотолкайской школе работает Ирина Карпунина – учитель в третьем поколении. Ее дед и родители тоже работали в школах, обучая детей главному – умению быть честными и нравственными людьми.
Алена ПАВИЧЕВА
Основателем династии учителей стал Осип Адушкин, фронтовик и большой труженик, вернувшийся к мирной профессии учителя истории и географии сразу после Победы. В послевоенные годы люди помогали друг другу всем селом: учителя топили печи, приносили воду из колодца, а вечерами навещали учеников. Осип Адушкин был из тех, кто всегда поддерживал соседей, в том числе хорошим настроением. Писал стихи и сочинял частушки, а на уроках, как говорили, просто растворялся в детях, подавая материал ярко и не по шаблону.
Его дочь Екатерина Крыпаева (Адушкина) продолжила дело отца. Труженица тыла, в 1947 году она была принята на работу учительницей начальных классов в родную Бузаевскую школу в Мордовской АССР. Окончив Мордовский педагогический институт им. А.И.Полежаева по специальности «русский язык и литература», «мордовский язык и литература», по распределению попала в село Малый Толкай Куйбышевской области. Вплоть до 1984 года Екатерина Осиповна вела русский язык и литературу в сельской средней школе, была завучем. Знания, полученные на ее уроках, для многих выпускников стали настоящим ориентиром в выборе дальнейшего пути – учителя, врача или воспитателя.
Супруг Екатерины Крыпаевой Евгений Павлович – выпускник Малотолкайского пед-училища. Большую часть своей педагогической жизни отдал родной школе, работая учителем трудового воспитания. Односельчане до сих пор вспоминают об уроках, где детей учили мастерить с большой любовью. Именно на занятиях Евгения Крыпаева ребята изготавливали первые в своей жизни указки, полочки, деревянные лопаты и даже шкатулки. Глава семьи – также ветеран труда и труженик тыла.
Дочь Екатерины и Евгения Крыпаевых Ирина даже не раздумывала, кем хочет стать: в 1981 году поступила в Подбельское педагогическое училище и, окончив его, вернулась в свою школу. Уже 38 лет она учит дошколят и младшеклас-сников, считает это делом своей жизни и призванием. За годы она действительно стала опытным педагогом с высшей категорией квалификации. Каждое ее занятие – не просто увлекательное путешествие в мир знаний, но и важнейший жизненный урок добра, порядочности, честности, любви к Родине.
Ирина Евгеньевна – требовательный педагог, не случайно ее ученики всегда занимают призовые места на районных, окружных и региональных олимпиадах и конкурсах. В 2007 году она была награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ», а ее портрет размещен на стенде «Гордость района» возле здания администрации.
Ирина Евгеньевна – автор проекта «Живи, родник, живи!», благодаря которому была благоустроена территория у Святого источника во имя Казанской иконы Божией Матери. Под руководством этого деятельного и талантливого педагога дети собрали материал о земляках, на основе которого была создана «Книга Памяти тружеников тыла Похвистневского района».
«Ирина Евгеньевна – наша первая учительница, наша вторая мама, – говорит ученица Карпуниной. – Она воспитывает нас по-матерински. Она – самая добрая и хорошая. Моя мечта – стать учителем и не просто обучать, давать детям необходимые знания и умения, но и показывать, как нужно вести себя с другими людьми, правильно мыслить, отличать добро от зла и всегда поступать так, как велит сердце и совесть. Мне кажется, что стать учителем несложно, а вот стать таким замечательным учителем, как наша Ирина Евгеньевна, гораздо труднее».
Ирина Реблян, директор ГБОУ ООШ с. Малый Толкай:
— Каждая профессия важна: один выпускает детали для ракеты, другой печет хлеб… Но учитель выпускает особый продукт – Человека, Личность, которая будет строить новые города, лечить людей, и от того, какого человека мы выпустим, зависит будущее всего человечества. Ученики Ирины Евгеньевны, глядя на своего наставника, начинают равняться на нее, хотят быть такими же разносторонне образованными людьми, и это бесценно. Когда наши выпускники поступают в педагогические вузы или училища, для нас это предмет особой гордости, а значит, и признания труда учителей.