Музейщики становятся проводниками истории литературы в городском пространстве
Любая выставка – это концепция, глубинный взгляд авторского коллектива на тот или иной исторический факт. Заведующая отделом ХХ-ХХI века Самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького Анна Киселева дает обзор реализуемых проектов и того, что планируется сделать для привлечения в музей молодежной аудитории.
Людмила МАРТОВА
— Современный музей – это не только академическое учреждение, но и просветительская, коммуникативная площадка. «Горький-центр» как раз позиционируется такой общественной институцией, что во многом определяет формат создаваемых проектов. При подготовке юбилейной выставки мы исходили из полифоничных функций музея. Вместе со мной над проектом работали Артем Панкратьев, Илья Приданцев, Михаил Анатольевич Перепелкин. И конечно, работа осуществлялась «под крылом» Оксаны Султановны Антиповой. Проектом в честь юбилея «Самарской газеты» мы возвращаем «Горький-центр» «на круги своя», дав старт его функционированию в качестве пространства литературной современности Самарской губернии.
— Каким представлен образ пролетарского писателя в новой интерпретации?
— Мы ушли от шаблонного образа. Горький в Самаре – это Иегудиил Хламида, молодой автор фельетонов и статей, и нет сомнений, что окружение оказало на него огромное влияние. Сам Алексей Максимович говорил, что как писатель он сформировался в Самаре. Представляя большое количество документов из музейных фондов, мы продолжаем изучать биографии литераторов этого периода. Причем многие из них незаслуженно забыты. Кто сейчас вспомнит Скитальца (Степана Петрова)? А ведь это был известный поэт, фельетонист, соратник Горького. Немногие знают, что в Самаре жила с родителями, училась, а потом неоднократно бывала Екатерина Пешкова, жена Горького, хранительница его наследия. Или что первая рецензия на чеховскую «Чайку» была опубликована Александром Смирновым (Треплевым) в «Самарской газете»! Наш проект запускает в медиапространство малоизвестные факты, и из таких мозаичных тессеров, включающих людей, особенности жизни, реликвии, складывается «живой» образ Горького-человека. В принципе, осознание, что у нас в «Самарской газете» работали великие писатели, неизменно вызывает у посетителей культурный шок.
— Чем еще порадуете гостей новой площадки?
— В «Горький-центре» создана интерактивная фотозона, где любой посетитель может сделать «селфи» на диване в окружении великих – Шаляпина, Горького, Бунина, Скитальца и Чирикова. Смоделировав знаменитое фото 1910-х годов, сделанное на телешовских средах, мы организовали эту зону первой. Чуть позже откроется горьковская комната, посвященная самарскому периоду жизни писателя. В целом наш филиал станет местом разных литературных форматов, здесь будут проходить лекции, дискуссии, мастер-классы, экспонироваться работы современных художников, проходить встречи с самарскими поэтами и писателями.
— Какие мероприятия реализованы в этом году и что в перспективе?
— В 2024 году отдел литературы ХХ-ХХI века подготовил проекты, связанные с изучением городской среды, включив много пешеходных экскурсий, дрейфов, исследований по литературному краеведению. В усадьбе Литературного музея 18 мая прошла «Ночь музеев» на тему «Семейные реликвии». За основу были взяты раритеты писателей-юбиляров, а их в этом году немало. Юбилей Шекспира мы отметили постановкой «Сон в летнюю ночь» (автор идеи Иван Котов, исполнители – студенты мастерской СГИК Дениса Бокурадзе). Один из мастер-классов посвящался 225-летию Александра Сергеевича Пушкина. Отзывы посетителей были самые восторженные, в итоге к нам пришли пять с половиной тысяч посетителей! В июне мы планируем провести День русского языка. Главное – наши проекты положительно оцениваются горожанами, дают нам приток молодежи и ресурсы для дальнейшего продвижения музея.