Работы на улице XXII Партсъезда ведутся быстрее запланированного
На улице XXII Партсъезда в Самаре продолжается долгожданная и масштабная реконструкция. На нее возлагают надежды жители Промышленного и Советского районов города, для которых важны и транспортная доступность, и обновленная коммунальная инфраструктура.
Алена ПАВИЧЕВА, фото предоставлено администрацией г.о. Самара
Разметка, «карман», светофоры
В связи с работами были перекрыты два участка: от улицы Солнечной до улицы Ново-Садовой (нижний участок) и от улицы Ново-Садовой до Московского шоссе (верхний участок), к концу июля строительная готовность объекта составила 60%. На нижнем участке подрядчик выполнил основной объем работ. На автодороге и тротуаре разобраны существующие покрытия и обустроены новые, реконструированы системы водоснабжения, канализации и линии связи, установлены новые опоры освещения и проложены линии электропередач. «У меня в этом районе гараж, и я каждый день, выезжая из него, вижу, как преобразилась улица: свежие газоны, новая разметка, дорожные знаки, ограждения, с плиточным покрытием устроена разделительная полоса, которая повышает безопасность движения. Мне как водителю очень приятно наблюдать такие перемены, а как пешеходу, возвращаясь вечером домой, приятно вдвойне, ведь я хорошо помню, какие разбитые здесь были тротуары», – отмечает самарец Юрий Ключко.
Недалеко от перекрестка с улицей Ново-Садовой (по нечетной стороне, при движении в направлении улицы Солнечной) появился и удобный «карман» для подъезда общественного транспорта, там же установлен современный остановочный павильон. По состоянию на начало августа на нижнем участке ведется подключение системы освещения. Далее предусмотрена «запитка» светофоров. Участок был полностью подготовлен и для дальнейшего подключения к автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД).
Коммуникации – в эксплуатации
На верхнем участке, в границах улицы Ново-Садовой и Московского шоссе, задач, по оценке подрядчика, поставлено гораздо больше – здесь потребовалась реконструкция значительного объема инженерных сетей. В частности, тут пролегают водопроводы больших диаметров (800, 900 и 1000 мм) с протяженностью по 300-400 м. «В процессе работ мы не создали долгосрочных проблем горожанам, «запитывали» жилые дома и организации по временным схемам. Все водоводы мы переустроили. Сейчас проложены совершенно новые трубы. Своевременно были сделаны переврезки, коммуникации запущены в эксплуатацию по постоянной схеме. Потребители получают холодное водоснабжение по уже смонтированным трубопроводам. Исправно по постоянной схеме функционирует и обновленная система канализации. Все эти работы мы постарались выполнить оперативно, чтобы минимизировать неудобства для населения», – рассказывает начальник участка подрядной организации (ООО «НПФ «XXI Век») Тимофей Глухов.
Переустроили и газопровод, он работает по постоянной схеме. Вдоль дороги организована прокладка кабеля системы освещения. Работы ведутся в строгом соответствии с выданными техническими условиями. В июле подрядчик вышел на завершающую стадию работ по устройству камер на сетях водоводов.
«На участке много коммуникаций, которые в значительной степени сменили локации. Прежде всего, это касается трубопроводов больших диаметров, осуществлен их вынос за пределы дороги: такие трубы в основном проходят под будущими газонами и тротуарами. Если в дальнейшем, после реконструкции, на сетях что-то случится, подобраться к ним специалистам ресурсоснабжающих организаций будет гораздо легче, а движение на время ремонта останавливать не придется. Таким образом, на благоустраиваемой территории коммуникации приведены в надлежащее состояние. Сети вынесены по новым схемам либо, защищенные гильзами, проложены под дорогой», – сообщил Тимофей Глухов.
Одновременно организовали строительство теплотрассы, к которому тоже подготовились заранее, в том числе смонтировав временную схему подключения горячего водоснабжения. Таким образом, в период переврезки местные жители практически не заметили отсутствия горячей воды. «Работы на теплотрассе будут завершены до начала отопительного сезона (ориентировочно, в августе), чтобы с наступлением холодов все потребители могли бесперебойно получать ресурс», – сообщает заместитель руководителя департамента градостроительства г.о. Самара Юрий Дидковский.
В августе на верхнем участке автодороги запланировали начать укладку асфальтобетона. Перед этим рабочие еще в первой половине лета приступили к поэтапному обустройству дорожной одежды. Так, к концу первой декады июля был уложен подстилающий слой из волжского песка, с последующим его уплотнением. По словам Тимофея Глухова, песок на объект привозили с влажностью 4-6%, оптимальная же колеблется от 12 до 14%, поэтому на каждую тысячу тонн песка необходимо истратить 60-80 тонн воды. Кроме того, в июле подрядчик занимался щебеночным основанием, а между песчаным слоем и щебнем прокладывался геотекстиль. Для устройства верхнего слоя основания решено использовать смесь А32ОТ. «Она предназначена для тяжелых условий эксплуатации. Предполагается, что после реконструкции дорога-поперечник, соединяющая основные магистрали, примет интенсивный автомобильный трафик, включая движение большегрузного, общественного и легкового транспорта. В связи с этим необходимо обеспечить максимальную надежность дорожного «пирога», – поясняет Юрий Дидковский.
Общая толщина всех дорожных слоев составит 119 см. «55 см – это песчаная «подушка», 40 см щебня, верхний слой основания – 11 см. А в дальнейшем поверх уложим еще два слоя – 8 и 5 см, в том числе финишное покрытие из высокопрочного щебеночно-мастичного асфальтобетона на полимерно-битумном вяжущем, – уточняет Тимофей Глухов. – Условия производства смесей мы улучшили: на нашем заводе в Козелках функционирует новое оборудование, что позволяет выпускать смеси последнего поколения согласно новым ГОСТам». Так, смесь ЩМА-16 на ПБВ хорошо зарекомендовала себя на многих других объектах улично-дорожной сети. В отличие от обычных смесей, ЩМА имеет в своем составе больше щебня, а также содержит стабилизирующие добавки, другие минеральные материалы и полимерно-битумное вяжущее. Благодаря этому данный асфальтобетон обладает повышенной устойчивостью к деформациям. В том числе покрытие из ЩМА-16 на ПБВ менее подвержено колееобразованию, выдерживает серьезные статические и динамические нагрузки. Таким образом, данная марка асфальтобетонной смеси помогает добиться устройства более прочного полотна и, соответственно, более длительной его эксплуатации.
Работы с финишным слоем покрытия проезжей части начнутся, ориентировочно, в сентябре. Этому будет предшествовать установка дорожного бортового камня, рабочие обустроят все примыкания, съезды на парковки, подъезды к зданиям. «Нужно, чтобы было все подготовлено. Так мы сможем обеспечить укладку финишного слоя покрытия с минимальным количеством швов», – отмечает Тимофей Глухов.
Перспективный транспортный узел
На реконструируемом участке предусмотрены четыре основные полосы для движения транспорта: по две в каждом направлении, шириной по 3,25 м. На примыкании к Московскому шоссе, на протяжении 90 м от съезда в жилую зону, появится дополнительная переходно-скоростная полоса, чтобы не создавались пробки по основному ходу и автомобилистам было удобно выезжать на магистраль, поворачивать на шоссе. «Чтобы попасть на магистрали, не нужно будет объезжать через улицы Советской Армии или Ново-Вокзальную. После реконструкции станет комфортнее: свернул на улицу XXII Партсъезда, и через пару минут ты уже на улице Ново-Садовой или на Московском шоссе», – отмечает горожанин Николай Чаплыгин. «На соседних улицах возникают пробки. Думаю, что с проблемой можно справиться, разгрузив дороги. Нужно больше таких поперечников, как улица XXII Партсъезда», – считает житель Самары Дмитрий Гревцев.
Для усиления безопасности дорожного движения направления будут разделены полосой с твердым покрытием. На «островке безопасности» установят пешеходные ограждения, будут обустроены два остановочных «кармана», поскольку после завершения работ участок планируется охватить общественным транспортом. На участке установят все необходимые технические средства организации движения. «Живу на Советской Армии с рождения и очень рад, что улицу XXII Партсъезда, проходы и проезды приведут в порядок. В нашем районе строятся новые дома, и всем нам, конечно, не помешает еще одна обновленная, модернизированная дорога. Надеемся, она снизит заторы в час пик», – делится своим мнением житель Самары Виталий Додонов.
Согласно контракту, срок выполнения подрядчиком всех строительно-монтажных работ – конец января 2025 года. Срок действия контракта – до конца февраля. «Ввод объекта в эксплуатацию тоже занимает определенное количество времени – примерно месяц. Однако есть предпосылки к тому, что эксплуатация начнется раньше намеченного срока. Специалисты трудятся опережающими темпами. В дальнейшем на верхнем участке работы по укладке асфальтобетонного покрытия и нанесению разметки должны быть закончены при плюсовых температурах наружного воздуха», – подчеркивает Юрий Дидковский.
Чтобы появилась возможность отдельного, более раннего ввода в эксплуатацию нижнего участка, необходимо внести изменения в проектную документацию. «Рассчитываем, что к сентябрю подрядчик выйдет на экспертизу, – добавляет Юрий Дидковский. – Причем экспертное заключение касается не только непосредственно условий для движения машин. Решается масса вопросов относительно произведенных работ на сетевых коммуникациях, в том числе не учтенных в схемах и обнаруженных при выносе других сетей. Это, например, старые линии, когда-то принадлежавшие заводу. В любом случае в ходе реконструкции меры принимаются и в отношении сетей, которые в настоящее время не имеют собственников».
Напомним, реконструкция позволит повысить эффективность разгрузки трафика и сделать улицу XXII Партсъезда еще одним связующим звеном между основными магистралями – Московским шоссе и улицей Ново-Садовой (опорными объектами улично-дорожной сети), а также улицей Солнечной. После обновления улицы XXII Партсъезда максимально удобным станет весь транспортный узел, вместе с эстакадой на улице Ново-Садовой, которая начинается у перекрестка с улицей Советской Армии. Проект реконструкции реализуется по государственной программе Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014-2025 годы)» и по муниципальной программе города «Сохранение и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения» на 2022-2026 годы. Положительное заключение Госэкспертизы в отношении проектной документации было получено в ноябре 2021 года и в июле 2023 года, затем был заключен контракт на выполнение строительно-монтажных работ.