Опережающее развитие должно быть флагманом российской экономики
Личности такого масштаба, как Геннадий Алексеевич Кулаков, встречаются чрезвычайно редко. В нем уникально сочетаются ученый, изобретатель и производственник. Это настоящий человек эпохи Возрождения. Накануне своего 80-летия президент Самарского отделения Академии проблем качества, руководитель комитета по промышленной политике и конкурентоспособности Ассоциации СРСО, академик, доктор технических наук, профессор рассказал «Первому» о важных вехах своей жизни и о путях развития экономики региона и страны.
Татьяна АНДРИЯНОВА
— Геннадий Алексеевич, вы могли бы назвать этапы своего жизненного пути? Какой из них был для вас самым значимым?
— Все этапы значимы по-своему. Моя жизнь в Самаре началась службой в рядах Советской Армии. Это важная веха в жизни, служба многому меня научила и многое дала. Значим и период обучения на механическом факультете Куйбышевского политехнического института и одновременно работы на 4 ГПЗ. Обучение параллельно с работой на производстве позволяло сравнивать теоретическую часть подготовки инженера с практикой. Мне показалось, что те курсы, которые нам читали в институте, и реальная работа на заводе были далеки друг от друга. Разрешение этих противоречий и было одним из мотивов движения в аспирантуру.
— Чтобы соединить фундаментальную науку с производством, нужно быть изобретателем?
— Это очень верный тезис. Но осознание именно в такой формуле во мне сформировалось только через год после окончания института. Когда я был аспирантом и младшим научным сотрудником в политехе на кафедре «Резание и режущий инструмент», у меня была практика выполнения научных исследовательских работ по заданию министерства станкостроительной и инструментальной промышленности. Причем результаты разработок были внедрены на предприятиях всего Советского Союза.
Я начал работать в Куйбышевском агрегатном производственно-конструкторском объединении под руководством талантливого, грамотного и государственного по духу человека – генерального директора Сергея Арсентьевича Копнова. Под его началом дошел до должности главного инженера. Такая форма предприятия, как НПО, позволяла совмещать функции разработчика изделий и серийный завод. Нашими заказчиками были крупные отечественные производители авиатехники – КБ Туполева, Антонова, Микояна и другие. Именно Куйбышев стал центром разработки и изготовления многих опытных образцов. В числе значимых проектов было создание сверхзвукового ракетоносца Ту-160, широкофюзеляжного Ил-96.
— Какой период был самым сложным?
-Это десятилетиес 1992 по 2002 год, когда происходил переход от социалистической модели хозяйствования к капиталистической. Будучи главным инженером, я понимал, что если основных профильных заказов становится меньше, то надо перестраиваться на диверсификацию производства. Однако тогдашнее руководство предприятия не видело такой необходимости. Губернатор Константин Алексеевич Титов мои идеи оценил и предложил апробировать их на заводе «Волгоцеммаш» в Тольятти. Позже я вернулся на «Авиаагрегат».
Сложным был и 2008 год. Падение ВРП доходило до 25-30%, примерно та же ситуация была и с ВВП страны. Однако «Авиаагрегат» в том году показал рост на 15-18%. На следующий год – еще 20%. Такой результат дали сформированная команда и выработавшийся подход к реализации интересов и государства, и предприятия, и каждого работающего. Очень важным моментом стало создание методологии и практики научно-технического развития. Уровень подготовки специалистов, научно-испытательная база и информационные технологии – все это позволяло быстро находить решение в сложной ситуации. В январе 2008 года у нас начали отменяться уже заключенные контракты. Заказчики заявили, что не смогут их оплатить. Мы быстро перенастроили работу ОКБ, технологов, производственников и специалистов, чтобы, набрав новые заказы, в высоком темпе разработать конструкторскую и технологическую документацию и поставить их на производство. Это не только компенсировало выпадающие заказы, но в итоге и обеспечило рост. А зарплаты на предприятии повысились на 20%.
— Какой период вы назовете самым счастливым?
— Мне вспоминаются 1970-80-е годы. Всеобщий подъем, расцвет с точки зрения науки, техники, технологии, появления новых изделий и развития человека. Тогда на нашем заводе был создан филиал кафедры политехнического института, в учебной программе введена дисциплина «Основы научно-технического творчества». Студентов набирали в специальную группу. Те, кто туда шел, понимали, что им будет сложнее учиться и работать, но зато и квалификация будет выше. И отдача от таких ребят была больше. Наряду с обычным дипломным проектом, они представляли материалы на заявку на изобретения.
— Какой период истории развития промышленности Самарской области был самым значимым?
— Разумеется, нельзя переоценить важность промышленного рывка в годы Великой Отечественной войны. А вот с 1945 по 1949 год было время, когда заказы были сокращены. Тогда агрегатный завод осваивал различную сельскохозяйственную технику. И только в начале 1950-х начался переход на новые гидроагрегаты. Следующий важный период, когда серийный завод объединили с опытно-конструкторским бюро тяжелых шасси. Появившееся в результате научно-производственное объединение позволило решить множество проблем в развитии авиации. И тогда СССР мог выпускать тысячу самолетов в год благодаря тому, что руководство страны принимало решительные меры, а на местах понимали, как это сделать. Причем достижение результатов было обязательным, и на производстве разрабатывали меры, которые обеспечивали выполнение. Этот принцип необходим и сейчас. Ассоциация «Союз работодателей Самарской области» призвана решать социально-экономические проблемы, которые возникают между властью в лице правительства, работодателями и профсоюзами трудящихся. Если взаимодействуют директора крупнейших предприятий, которые определяют научно-технологическую политику, то есть возможность их консолидировать и направить на решение общих для промышленности проблем.
— А какой период вы сопоставили бы с современными вызовами?
— Сейчас очень сложный, суровый период – тяжелее, чем 1990-е годы и 2008-й, вместе взятые. Развертывание воздействия России на мировые процессы может быть успешным только тогда, когда экономика внутри страны будет существенно продвинута. Сегодня необходимо в какой-то мере отказаться от той экономической модели и тех инструментов, которыми мы пользовались на протяжении 25-30 лет. Новые пути развития зафиксированы, записаны в Распоряжении правительства Российской Федерации от 20.05.2023 об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года. Также в числе стратегически важных документов – постановление правительства о стратегических проектах. В этом документе обозначено 13 основных отраслей. Они охватывают более пятисот различных направлений. Важным же считаю новый взгляд на то, каким образом организовать эту работу. Этим документам уже больше года, однако изменения в производстве идут очень медленно. Мы теряем время.
Сейчас область возглавил новый руководитель – Вячеслав Федорищев. Мы направили ему письмо с предложениями. Если коротко, они сводятся к тому, что для стратегического планирования надо собрать специалистов, разбирающихся в производстве, а не начальников, которые не могут выйти за рамки должностных инструкций. В Союз работодателей Самарской области входят 122 предприятия, и они могут сформировать очень мощное предложение. Вячеслав Андреевич погружен в эту тему достаточно глубоко, и предметное обсуждение – это только вопрос времени. Напомню, в 1941 году все предприятия были мобилизованы, все обеспечивали результат, которого требовало время. Сейчас другое время и новые формы работы, но цель должна быть достигнута.
— Какие болевые точки сегодняшнего дня вы назвали бы?
— Я могу сказать, что из общего объема режущего инструмента для производства Российская Федерация сама производит только 0,5%. А 99,5% покупается за рубежом. А что такое станок без инструмента? Что за производство без станка? Эту проблему Союз работодателей области, Самарская губернская дума, Торгово-промышленная палата, Самарская городская дума и правительство региона рассматривали в ноябре 2023 года. Есть протокол, где было прописано: рекомендовать обратиться к губернатору с предложением о локализации минимум двух заводов – по производству станков и по производству режущего инструмента. Однако на это предложение пришла классическая отписка.
— Какие проекты с вашим участием принесли региону реальные плоды?
— В советские годы при заводах были профтехучилища. Сюда набирали учащихся под заявку и спецификацию производства. А предприятие давало оборудование, наставников, мастеров, помогало с материально-технической базой. Служба главного инженера, производственники, кадровики – все были задействованы, вовлечены в этот процесс вместе с преподавательским коллективом учебных заведений. А потом такой связи не стало и, соответственно, появился разрыв между обучением и реальным производством. Его надо было «зашить». По нашему предложению руководству области хватило мудрости создать консорциум, президентом которого я стал. В результате удалось наладить взаимодействие между учебными заведениями и предприятиями. Сейчас есть дуальное образование и программа «Профессионалитет».
— Насколько в вашей жизни связаны наука и производство? Насколько научный потенциал региона востребован реальной экономикой?
— Уровень долговечности и надежности взлетно-посадочных устройств всех отечественных самолетов обеспечен нормативной документацией, которая построена на базе результатов научных исследований, отраженных в моей докторской диссертации. Модель была придумана не мной, ее предложил Николай Дмитриевич Кузнецов. Он был моим оппонентом, и мы с ним много ее обсуждали. При его участии я составил методичку, как разрабатывать инженерные решения на уровне изобретения. Это было еще в 1980-е годы.
А вот насколько научный потенциал востребован реальной экономикой… Понимание фронтира (то есть верхнего значения научных достижений) и форсайта (экспертного предложения или решения для развития того или иного научно-практического направления) осознано сегодня правительством России, нашло отражение в тех документах, о которых я уже говорил. И это ключевой момент выхода на технологическое и конкурентное превосходство экономики и всей страны, и отдельных отраслей, и городов, и конкретных предприятий. Опережающее развитие должно быть флагманом российской экономики. Мощная экономическая поддержка должна позволить вести такую внешнюю политику, чтобы другие государства шли навстречу и принимали наши предложения по совместному построению суверенитета каждой страны.
— На что должен быть сделан акцент в сфере образования для появления высококвалифицированных специалистов?
— В сфере образования важна системность. Необходимо, чтобы на всех этапах – от детсада до пенсии – человек имел возможность саморазвития. Такая система нами предложена, опубликована, частично апробирована. Нужна воля на уровне руководства региона, вузов и предприятий.
— Насколько подготовка специалистов соответствует уровню развития промышленности?
— Это комплексный вопрос. Он должен отразиться в нацпроекте развития средств производства. Я слышал, что новый руководитель области назначил вице-губернатора, который будет отвечать в том числе за промышленность и науку. Все это вместе должно помочь в решении проблемы. Что касается кадров, то они в известной мере являются вторичными от запросов экономики. При этом наука, рынок и экономика предопределяют как сегодняшние требования, так и перспективы. А если в экономике нет систематизации, тогда высшее и среднее специальное образование не имеет четкой постановки задачи. Акцент должен быть сделан на квалификацию преподавательского состава, на культуру промышленных предприятий и взаимодействие с учебными заведениями. Что я понимаю под культурой? Если в цехах изготавливают высокоточные машины, но при этом там грязно, холодно и давно не было ремонта – какой студент туда пойдет?
— Вам исполняется 80 лет. Что вы еще сегодня готовы сделать для Самарской области и страны?
— Планы в 80 лет отличаются от тех, что были в 20, 40 или 60. Важно двигаться и делать добро. На сегодняшнем этапе жизнедеятельности страны, региона, любого юридического лица лицо физическое обязано действовать целеустремленно и профессионально, уметь в будущее вкладывать лучшее из практики развития, то есть диалектически выстраивать единство логического и исторического. В проектах, над которыми работаю, считаю важным диалектически увязать интересы всех акторов, обеспечить не только технологическое лидерство, но и технологический суверенитет. А главное – действовать творчески. Плюс есть поручения академии, Союза работодателей, Общественной палаты, членом которых я являюсь.
Геннадий Алексеевич Кулаков родился 19 июля 1944 года. Академик, доктор технических наук, профессор. С 2017 года по настоящее время – главный научный сотрудник инновационного научно-производственного центра АО «Регион». С 2011 по 2015 год являлся профессором кафедры «Производство летательных аппаратов и управление качеством в машиностроении» Самарского национального исследовательского университета им. С.П.Королева. С 1974 по 2010 год работал на ОАО «Авиаагрегат», пройдя путь от начальника научно-исследовательской лаборатории технологии до генерального директора. Занимался исследованием, разработкой и коммерциализацией новых наукоемких изделий, высокотехнологичных процессов, инструментов и оборудования для авиационного агрегатостроения с целью повышения качества, долговечности, производительности и конкурентоспособности. Автор 145 учебных пособий и монографий. Имеет более 40 патентов и авторских свидетельств на изобретение. Почетный машиностроитель РФ, почетный авиастроитель РФ, изобретатель СССР.