Во имя сохранения народа

1 июля 2024

Задачи развития национально-культурной идентичности должны быть частью политики государства

В этом году исполнилось 35 лет старейшей и самой большой самарской татарской общественной организации «Туган тел». Ее задача – сохранение языка, национальной культуры, традиций и обычаев – актуальна не только для татар Самарской области, но и для всей нашей многонациональной страны. О главных реализованных проектах общества, о том, что еще предстоит сделать для сохранения нации во времена всеобщей глобализации, рассказал президент «Туган тел», один из лидеров и идеологов самарского татарского общественно-культурного движения Ильяс Шакуров.

Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ, Екатерина ЖЕВАК (фото)

— Насколько в России востребована идея многонациональности? Что нужно делать сегодня, чтобы традиции уважения и даже любви к другим народам России, утерянные, возможно, после распада СССР, вновь стали частью менталитета россиян?

— В Советском Союзе было довольно много населенных пунктов компактного проживания мордовского, чувашского, татарского и других народов в селах, где вопросы образования, культуры, медицины решались с учетом национальной специфики. Моноэтничная, «национальная» деревня позволяла сохранить этническую идентичность: язык, культуру, традиции, религиозные ценности. Сегодня, к сожалению, это уже не так. Основная работа по решению национальных проблем сосредоточена на уровне общественных структур, маленьких комиссий, управлений, где нет ресурсов ни человеческих, ни материальных и, соответственно, нет серьезного долгосрочного планирования и, главное, постановки задач. В министерстве образования Самарской области нет структур, персоналий, которые отвечали бы за то, чтобы сохранить образование на национальном языке, за изучение родных языков. Нет такой задачи, такой компетенции, и, соответственно, на это не выделяется ресурсов. Результат – в татарских населенных пунктах дети, играя на улице, говорят на русском языке. Сегодня к решению общегосударственных задач пытаются подтянуть этноконфессиональный потенциал, но такие вещи необходимо реализовывать на федеральном уровне. А пока сохранением национальной идентичности озабочены местные общественные национально-культурные объединения.

— Что означает название «Туган тел», кто учредил организацию?

— «Туган тел» переводится как «родной язык», наша задача – сохранение языка, национальной культуры, традиций и обычаев. Постановка таких масштабных задач, объемное видение ситуации, вычленение проблем и, соответственно, поиск путей решения этих проблем присущи людям образованным, высокоинтеллектуальным, какими и были учредители «Туган тел»: юристы Нурислям Нуруллович Шарапов, Ахмет Киямович Абдрафигов, инженеры-конструкторы Ахмет Махмутович Нафигин, Азат Камилович Надиров, заслуженный работник культуры России и Татарстана Ильгиз Исмаилович Колючев, Шамиль Абульнагимович Ахмеров, Анвар Кашафович Бульхин и другие масштабно мыслящие, рельефно видевшие ситуацию люди. Они понимали, что нужен формализованный субъект, который будет эти задачи ставить и добиваться выделения ресурсов, организационных и финансовых, для их решения. По большому счету, необходимо было обеспечить представительство татарского народа в органах управления и власти и в целом в обществе. Эта задача была решена настолько, насколько это было возможно.

— Как вы пришли к тому, чтобы взять на себя ответственность за эту работу?

— Меня избрали президентом «Туган тел» в 2012 году. Я не могу говорить, что представляю татарский народ региона, потому что такой механизм не реализован. Мои полномочия и обязанности прописаны в уставе общества «Туган тел», и выбирали меня 120-130 человек. Нет делегирования от народа – нет и ответственности перед ним. А чтобы я мог представлять народ, надо провести конференцию, съезд татар Самарской области. Мы пытались это сделать в 2014 году, пригласили почти 700 человек на совещание актива, собрались около 170 известных уважаемых татар, почти единогласно решили, что надо провести съезд и вместо нескольких организаций, конкурирующих друг с другом, создать координационный центр, который все признали бы авторитетом. К сожалению, эта идея не была поддержана местными представителями Всемирного конгресса татар и действующими в то время областными властями.

— Какие проекты вам особенно дороги?

— Это, безусловно, Соборная мечеть, школа «Яктылык», газета «Бердэмлек» – ко всем этим проектам «Туган тел» имеет непосредственное отношение. «Туган тел» возникла в 1989 году, городская национально-культурная автономия – в 2003-м, областная автономия – в 2009-м, а общество татарской национальной культуры «Дуслык» – только в 2011-м. Поэтому все, что делалось до того, делалось благодаря «Туган тел».

Особенно дорог мне журнал «Самарские татары», мы его издаем с декабря 2012 года. В 2011 году мы создали Ассоциацию содействия татарскому предпринимательству в Самарской области и основали премиальный фонд, за хорошую учебу выдавали студентам-татарам гранты по 10-15 тысяч рублей. В общей сложности за два года выдали около 500000 рублей, потом я почувствовал, что студенты не хотят хорошо учиться и в то же время активно работать в национальных организациях, и грант закрыли. Я считал этот проект неудавшимся, но буквально на днях на одном из мероприятий девушка заявила, что была грантополучателем и это помогло ей выйти на новый уровень. Это очень приятно. В 2012 году организовали теплоходный тур самарских предпринимателей и общественников в Казань, в 2014-м проводили конкурс красоты «Татар кызы». Мы были инициаторами фестиваля «Поют татарские дети» и проводили его с городской автономией до 2017 года. Сейчас он называется «Мирас» («Наследие»), его основным оператором стала областная татарская национально-культурная автономия, директор-распорядитель – Искандер Зиннурович Саитов.

В 2012 году провели в нашей области фестиваль татарского фольклора «Түгәрәк уен», более 550 участников из 22 регионов выступали на разных площадках, гала-концерт прошел в Самарском театре оперы и балета, на площади им. Куйбышева водили татарский хоровод. Это был очень успешный проект всероссийского масштаба.

— Считаете ли вы необходимым изучение татарской культуры людьми других национальностей?

— Культура, образ жизни других народов должны интересовать людей хотя бы для того, чтобы не задевать больные места, не создавать на ровном месте конфликтные ситуации. Татары и русские 460 с лишним лет живут бок о бок, и это сосуществование перешло в сотрудничество, взаимопонимание, совместную работу на усиление и рост державы. Вместе пахали, вместе воевали, женились, семьи создавали.

— Должны ли традиционные праздники стать общенациональными?

— Нет, не должны. Ленин сказал в свое время: «Прежде чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться». Эта фраза имеет отношение к жизни. Если сабантуй сделать межнациональным праздником, мы его потеряем. Потому что если будут участвовать и другие народы, то и все сопровождение должно вестись на русском языке, а без языка оскудеет и национальное содержание… Объединяться как народам может стать некому.

— Как вы относитесь к смешанным бракам?

— Не очень положительно. И хотя у меня троюродная сестра – армянка, племянник наполовину русский, но мы, татары, не заинтересованы в поощрении этих браков. Потому что нас меньше. До некоторых пор у нас была защита от ассимиляции – религия ислам и татарские сельские населенные пункты. Сейчас эти границы упали, и мы наблюдаем, что мы и без смешанных браков стремительно обрусеваем. Максимум два поколения – и в Самарской области не будет татар, которые могли бы говорить и писать по-татарски. «Татарские диктанты», которые проводятся по инициативе Конгресса татар в регионах, уже практически некому писать.

— Насколько трудно сегодня представителям национальностей сохранять в России свою культуру?

— Если вы хотите, чтобы ваши дети и внуки выросли татарами – переезжайте в Татарстан. Если вы хотите, чтобы ваши дети и внуки выросли татарами здесь, в Самаре, то готовьтесь плыть против течения. В советское время во многом было проще: были татарские населенные пункты, в 41 поселении дети учили татарский язык и литературу, а до 1970-х и все другие предметы учили на татарском языке. В этом были плюсы и минусы одновременно: татароязычным детям было тяжело учиться в высших и средних учебных заведениях. А то, что эти дети выросли с татарским самосознанием и хорошим владением языком – плюс. Глобализация, урбанизация – объективные процессы. Мой младший ребенок до 2,5 лет знал только татарский язык, но на детской площадке его никто не понимал. Многие родители не видят необходимости знания татарского языка, даже обучаясь, к примеру, в камышлинской школе. И что с этим можно сделать? Как обеспечить желание детей учить татарский, когда практическая польза от знания языка неочевидна? Татарского языка не знают, татарские передачи не смотрят. Все мечети в Самаре построены благодаря усилиям, настойчивости, пожертвованиям, физическому участию татарского, казахского, башкирского населения. Но проповеди там читают на русском языке.

— Сталкивались ли вы со сложностями в своей деятельности?

— Самая большая сложность – сомнение, нужно ли это кому-нибудь. Сложность – угасание пассионарности нашего народа. К сожалению, два татарина при встрече чаще говорят не на родном языке, все меньше татар подписываются на газету «Бердэмлек», все меньше ходят на сабантуи, все меньше озабочены тем, чтобы отдать свою дочь за татарина, а сына женить на татарке… Это самое грустное обстоятельство нашей общественной работы.

— Кого вы хотели бы поблагодарить за помощь?

— Вне всякого сомнения, нужно упомянуть Хариду Габтулзяновну Дашкину, инициатора создания татарской школы «Яктылык». Главного редактора газеты «Бердэмлек» Рафгата Набиуловича Аглиулина – без него газета не прожила бы столько времени, не была бы такой известной. Фархата и Альбину Махмутовых, много сделавших для становления и дальнейшей работы «Туган тел» и, к сожалению, безвременно ушедших от нас. Сегодня работу своих родителей продолжает их дочь – Фарзаня Махмутова, возглавляющая молодежное крыло «Туган тел». Правительство Самарской области, министерство образования, министерство культуры, городская администрация – все нас поддерживают, большое им спасибо. И, конечно, слава Всевышнему, что не оставляет нас своими милостями, и меня, и семью, и наш народ.

— Какие уроки жизни стали для вас особенно важными?

— Народ таков, каков он есть. Если мы настолько умны, прозорливы, что видим реальные интересы народа и возможности их реализации, то народ нас поддержит. Успешный национальный лидер – тот, кто оценивает свой народ реально, видит его способности и возможности, его чаяния, и у него получается объединить вокруг себя достаточно сил, которые работают на решение этих проблем и задач. Развитие и сохранение народа, народной идентичности – очень многослойная, многофакторная задача, и добиться ее решения силами только общественников невозможно.

— Что вы могли бы пожелать читателям журнала «Первый»?

— Эффективности, чтобы максимально цельно, умно, результативно использовать ресурсы, которые нам даны. А остальное – надо просто больше работать.

Талип хазрат Яруллин, муфтий, председатель Регионального духовного управления мусульман Самарской области

Уважаемый Ильяс Гумерович!
Уважаемые члены Самарского областного татарского общества «Туган тел»!
Искренне поздравляю Вас и всю самарскую татарскую общественность со знаменательной датой – 35-летием нашей старейшей национальной организации!
С момента создания «Туган тел» через него прошли сотни, если не тысячи активистов, внося неоценимый вклад в дело сохранения и продвижения духовно-нравственных ценностей нашего народа, татарского языка и национальной культуры. Именно благодаря энтузиазму ветеранов этого общественного объединения в Куйбышеве удалось возродить татарское движение, положившее начало проведению национальных праздников, строительству татарской школы и Соборной мечети, выпуску радиопередачи и газеты на татарском языке и многое другое.
Отрадно, что и сегодня, спустя 35 лет, «Туган тел» остается одним из главных объединяющих общественных институтов для самарских татар. Хочу выразить особую признательность за это президенту общества Ильясу Гумеровичу Шакурову, благодаря которому более 12 лет общество не только развивается, следуя своим первоначальным целям и задачам, но и успешно внедряет в жизнь совершенно новые идеи. Все они направлены на сохранение и дальнейшее развитие культуры, образования, изучение истории, языка, традиций татарского народа. Учитывая, что вся эта большая работа ведется активистами «Туган тел» абсолютно безвозмездно, хочется сказать просто большое спасибо всем этим людям, ратующим за благополучие нашего татарского народа, за то, чтобы наши дети и внуки знали свой язык и могли гордиться своей причастностью к татарской нации.
Желаю обществу «Туган тел» дальнейшего творческого роста и успешной реализации новых идей, неиссякаемой энергии и новых самоотверженных сподвижников, а всему татарскому сообществу нашей области – мира, здоровья, сохранения и укрепления своих корней и милости Всевышнего.

Гумар Батршин, основатель и руководитель культурно-исторического фонда «Булгарское наследие», член Общественного совета при УВД России по Самаре, эксперт Общественной палаты Самарской области, лауреат премии «Благородство» в номинации «Созидание»

Уважаемый Ильяс Гумерович!
Позвольте от имени культурно-исторического фонда «Булгарское наследие» и от себя лично передать Вам горячие и сердечные поздравления со знаменательным событием – юбилеем старейшей татарской организации «Туган Тел».
Уважение, сотрудничество и общие ценности – элементы, лежащие в основе СОТО «Туган Тел» («Родной язык») – служат ценным примером для всего татарского общества, а также ключом к процветанию. Благодарим за активное сотрудничество и поддержку в наших начинаниях. Желаем вам процветания, развития и долгих лет деятельности!

Обсуждение закрыто.