В Сызрани возрождаются традиции местной иконописи
С 2022 года в Сызрани существует музей местной иконы, где представлены артефакты из собрания предпринимателя, мецената, создателя художественной галереи «Наследие», почетного гражданина города Сызрани Александра Макарова, коллекционера уникальных сызранских образов. Старообрядческая иконописная традиция развивалась на Сызранской земле с конца XVIII века и пресеклась в 1920-х – 1930-х годах, когда иконописцы были репрессированы. Сегодня сызранская школа иконописи возрождается благодаря усилиям меценатов и современных мастеров.
Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ
Бесценное наследие
Несколько лет назад Александр Макаров начал искать по всей стране иконы уникальной сызранской школы, чтобы сделать их общим достоянием горожан, и получил благословение епископа Сызранского и Шигонского Леонтия на создание в городе музея. «Эти образы писались с конца XIX века до 30-х годов XX века у нас в городе, в среде старообрядцев, – рассказывает Александр Михайлович. – Они сохранили верность древней византийской традиции, которой наследовала Русь. Благодаря сызранским старообрядцам, глубоко верующим и при этом творческим людям, строго соблюдавшим традиции византийского и древнерусского иконописания, были созданы бесценные образцы икон самобытного сызранского стиля, что составило славу и гордость нашего любимого города».
Первая выставка сызранских икон из коллекции Александра Макарова состоялась 20 января 2021 года в художественной галерее «Наследие». Она была приурочена к круглой дате – 155-летию со дня рождения Александра Архиповича Бочкарева, самого известного представителя династии старообрядческих иконописцев Бочкаревых. В марте того же года в Самарском областном художественном музее в присутствии митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия открылась выставка «Сызранская школа иконописи в контексте культуры Самарского края», приуроченная к 170-летию Самарской губернии. Более месяца жители и гости столицы губернии могли знакомиться с творчеством местных иконописцев-старообрядцев.
Вскоре значимость творчества местных иконописцев была официально признана на российском уровне. В июле 2021 года в Москве прошел Второй российский фестиваль локальных культурных брендов, и в число победителей национального конкурса «Топ-1000 культурных и туристических брендов России» вошли Сызранский кремль и Спасская башня в номинации «Сооружения» и сызранская икона в номинации «Традиции и промыслы». Это стало, безусловно, большим достижением в деле популяризации некогда полностью забытой сызранской иконы.
А уже в 2022 году коллекция Александра Макарова стала доступна для всех желающих: в апреле на очередном заседании Церковно-исторического совета при Сызранской епархии епископ Сызранский и Шигонский Леонтий освятил постоянную экспозицию музея, который ныне располагается на улице Интернациональной, 178. Спустя год после этого исторического события коллекция икон выросла, появился уголок уникальных старинных вещей, существенно увеличилась и площадь музея.
В сентябре 2022 года с коллекцией смогли познакомиться и тольяттинцы: по благословению митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия в Поволжской академии образования и искусств имени Святителя Алексия Московского прошла выставка «Сызранская икона». На торжественной церемонии открытия выступили мэр Тольятти Николай Ренц и ректор академии протоиерей Димитрий Лескин, выставка привлекла внимание не только студентов и преподавателей, но и широкой городской общественности.
Возвращение домой
Сейчас в музее много икон сызранского письма, и коллекция пополняется. Появляются новые иконы с очень интересной историей их бытования. Например, в конце 1980-х годов стали активно покидать Среднее Поволжье и переезжать на историческую родину, в Германию, немцы Поволжья. Это коснулось и Сызрани. Уезжая в Европу, переселенцы увозили с собой вещи, которые, по их мнению, можно было легко реализовать на новом месте, в первую очередь иконы, в том числе старинные, старообрядческие. Так на аукционах, в комиссионных магазинах, на блошиных рынках Западной Германии появились произведения искусства из бывшего СССР, в том числе иконы, написанные по традиции сызранских старообрядческих иконописных мастерских. Однако прошли десятилетия, в Европе пропал интерес к христианству, предметы культа понемногу потекли в Россию, и в Москве стали появляться иконы, в том числе сызранские. «Мне удалось приобрести две иконы, очень редкие и хорошего качества, – рассказывает Александр Макаров. – Это «Праздники с четырьмя евангелистами» по углам и «Архангел Михаил с апостолами Петром и Павлом». Спустя много лет они вернулись в родные пенаты…»
Вернулась в 2022 году из Киева в родную Сызрань и семейная икона «Святой мученик Самон, святой мученик Гурий и святой мученик Авив» с четырьмя предстоящими на полях, написанная сызранскими мастерами в 1903 году для семьи Мотова, о чем имеется запись на обратной стороне доски иконы. И таких примеров немало.
Культурный феномен
В конце XVIII-XIX вв. Сызрань была одним из центров старообрядческого иконописания. Творчество сызранских мастеров было известно не только в Поволжье, но и за пределами региона. Сызранская иконописная школа не уступала древнейшим школам Москвы, Великого Новгорода, Владимира. Не удивительно, что это яркое, но мало известное в истории русского искусства и православия явление вызывает интерес в искусствоведческой и культурной среде региона.
В 2023 году в областном специализированном журнале «Сфера искусств» научный сотрудник Самарского областного художественного музея Инга Чибикова и ректор Самарского института культуры Ольга Наумова опубликовали научную статью, посвященную произведениям Сызранского иконописного центра Среднего Поволжья, их особенностям. Инга Юрьевна посещала Музей сызранской иконы, встречалась с владыкой Леонтием. В апреле этого года она успешно защитила в Мордовском государственном университете кандидатскую диссертацию под названием «Иконное наследие Самарского края: от традиции к формированию региональной художественной школы». В разделе, посвященном сызранской иконописи, автор пишет: «В целом сызранский стиль иконного письма как практическое художественное воплощение характерных особенностей представляет особый интерес для искусствоведения применительно к вопросу определения своеобразия иконописного наследия Самарского края и его места в истории российской иконописи. Очевидно, что роль сызранской иконы как историко-культурного феномена искусства Среднего Поволжья конца XIX – начала XX в., имеющего свои иконографические особенности, характерный стиль и сюжетику, нельзя не принимать во внимание при исследовании своеобразия и художественных концепций российских регионов».
Продолжатели традиций
Александр Макаров не только собирает старинные образы сызранского письма, но и организовал мастерскую для иконописцев. Уникальное искусство написания сызранских икон передается и новому поколению: в Сызранском учебном филиале некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр» есть отделение «Иконопись как вид древнерусской живописи», его воспитанники постигают азы мастерства под руководством профессионального педагога Анны Косач. Талантливые ученицы Анны Викторовны добиваются успехов в российских и международных конкурсах.
В феврале 2019 года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с председателем Государственной думы В.В.Володиным наградили победителей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира 2018». В их числе была и Анна Лысенко, воспитанница Анны Косач. А в декабре 2019 года в Храме Христа Спасителя подводились итоги XXI конкурса «Красота Божьего мира». В номинации «Православная икона» победителем стала Анастасия Борисова с работой «Святой благоверный великий князь Александр Невский». В жюри конкурса во главе с председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Евгением входили члены Российской академии живописи, Союза художников России, видные деятели искусств. Другая воспитанница Анны Викторовны, Ирина Бахтиярова стала лауреатом II степени в номинации «Православная икона» конкурса «Красота Божьего мира 2023». Всего в этом конкурсе участвовали 175 епархий Русской Православной Церкви, на итоговый этап поступило 2095 работ.
Еще одна талантливая продолжательница иконописных традиций города – Ольга Степанова. В 1999 году Ольга Владимировна окончила сызранскую детскую художественную школу имени И.П.Тимошенко и тогда же познакомилась с иконописью в художественной мастерской Л.И.Глухова. С 2000 по 2006 год училась, а затем работала в художественной иконописной мастерской при сызранском благотворительном общественном фонде «Новое поколение XXI века», изучала иконопись с азов, постепенно осваивая все этапы работы с иконой. Первый храм расписала в паре с другим художником – это вновь построенный в Сызрани храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 2010 году Ольга написала иконы для иконостаса храма в честь Смоленской иконы Божией Матери в Октябрьске, а затем в храме во имя преподобного Сергия Радонежского в пос. Варламово, в сызранских храмах в честь святой Татианы и в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В 2018 году написанная Ольгой Владимировной икона «Иоанн Предтеча» прошла многоступенчатый отбор в региональном конкурсе ПФО «Большая Волга» в Нижнем Новгороде, а затем на всероссийской выставке «Россия» в Москве. В 2023 году состоялась персональная выставка Ольги Степановой (20 работ) в художественной галерее «Наследие».
Сокровищница веры
Ныне обновленный музей сызранской иконы охотно посещают местные жители и гости города – сотрудники учреждений и организаций, получатели услуг отдела социальной реабилитации и все, кто интересуется историей Сызранского края. Книга отзывов постоянно пополняется новыми записями.
В числе гостей музея были губернатор Самарской области, внучки знаменитых иконописцев Бочкаревых Ольга Земскова и Галина Трегубова, заслуженный деятель РФ, генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов, старообрядческий епископ Самарский и Саратовский Андрей (Кладиев), ректор Поволжской академии образования и искусств имени Святителя Алексия Московского протоиерей Димитрий Лескин, представители культурной столицы России Санкт-Петербурга игумен Вениамин с группой паломников, представитель Самарского областного художественного музея Инга Чибикова, ректор Самарского государственного института культуры Ольга Наумова и многие другие.
Первый отзыв в Книге отзывов Музея сызранской иконы, датированный 28 апреля 2022 года, принадлежит епископу Сызранскому и Шигонскому Леонтию: «Божией милостию освятили сегодня музей Сызранской иконописи. Благодарение Богу, что по истечении всего трех лет с момента задумки собирания икон сегодня мы, трудами и иждивением Александра Михайловича Макарова, имеем такое замечательное собрание. Бог, благословивший сие доброе начинание, да расширит музей и да просветит умы и сердца посетителей его, чтобы следовать стопами наших благочестивых предков и созидать себя по образу и подобию Бога, приобщаясь к сокровищам православной веры и культуры». А последняя (но, надеюсь, далеко не завершающая) запись сделана бывшим губернатором Самарской области. Первый день 2024 года Дмитрий Азаров встретил в Сызрани. В череде разнообразных встреч и мероприятий глава региона нашел время, чтобы посетить Музей сызранской иконы и поделиться впечатлениями: «С воодушевлением и восторгом ознакомился с уникальной коллекцией Сызранского музея иконописи! Сердечно благодарю А.М.Макарова за бережное сохранение святых образов, традиции сызранской иконописи, истории родного города! Дай Вам Бог за труды Ваши!»