Специалисты НПО «Созвездие-М» помогают аграриям защищать культуры от болезней
Проникновение и распространение карантинных вредителей, сорняков и болезней растений наносит ущерб не только сельскому хозяйству, но и окружающей среде, поэтому важно эти процессы вовремя распознать и остановить. 17 лет с фитосанитарными угрозами борются специалисты ООО «НПО «Созвездие-М». Какие методы взяла на вооружение компания и что нужно знать производителям зерна, «Первому» рассказал генеральный директор научно-производственного объединения Олег Шепелев.
Алена ПАВИЧЕВА, Екатерина ЖЕВАК (фото)
— С чего начинался путь научно-производственного объединения, как оно развивалось в эти годы?
— В 2007 году, с момента основания, у нашей компании было несколько основных видов деятельности. Мы занимались, в частности, карантинным фитосанитарным обеззараживанием помещений методами аэрозольной дезинсекции и фумигации, а также фумигацией зернопродукции при хранении на складах Самарской области. Кроме того, наши специалисты проводили предпосевное протравливание фунгицидами семян и помогали заказчикам в оформлении документов, необходимых при перемещении подкарантинной продукции.
Спустя два года была создана собственная испытательная лаборатория для проведения исследований в области карантина растений. В 2015 году она была аккредитована в Федеральной службе по аккредитации на право установления карантинного фитосанитарного состояния (карантинная фитосанитарная экспертиза) подкарантинной продукции/объектов с отбором проб. В 2019 году образован орган инспекции, который тоже был аккредитован.
Сегодня структура ООО «НПО «Созвездие-М» включает, помимо этих двух подразделений, отдел карантинного обеззараживания со специализированным складом хранения пестицидов и агрохимикатов от 1 до 4 класса опасности и отдел абонентского обслуживания (агросопровождение сельхозпроизводителей).
— «Созвездие-М» – это коллектив ученых или предпринимателей? Что вы используете – «классические» методы диагностики или свои разработки?
— Наш коллектив – это и научные сотрудники, и практики, творческие и предприимчивые специалисты. Каждое подразделение занимается конкретными задачами, и в то же время мы постоянно взаимодействуем, ищем новые, максимально удобные и оперативные решения для своих клиентов.
Так, испытательная лаборатория проводит микологические исследования по выявлению и идентификации карантинных и некарантинных объектов – возбудителей грибных заболеваний растений с применением культурально-морфологических методов. Здесь же выполняются гербологические исследования образцов подкарантинной продукции на наличие сорных растений (их частей, семян и плодов) по анатомо-морфологическим признакам, а также энтомологические исследования на наличие насекомых и клещей по морфологическим признакам микроскопированием и другими методами. Испытания проводятся в соответствии с методиками, разработанными Всероссийским центром карантина растений (ФГБУ «ВНИИКР»), имеющим статус международного значения. С областью аккредитации можно ознакомиться на сайте Росаккредитации в разделе «Реестр аккредитованных лиц» или на нашем сайте).
В лаборатории трудятся высококвалифицированные специалисты, в том числе кандидаты сельскохозяйственных наук, сотрудники с опытом работы в территориальном управлении Россельхознадзора. В работе они используют современное оборудование, в том числе и оптическое, изготовленные ведущими мировыми производителями. Для документирования результатов применяется цифровая микрофотография. Сами лабораторные испытания проводятся на двух аккредитованных площадках, а это дополнительные площади и персонал, позволяющие проанализировать больший объем лабораторных образцов.
— Можно ли назвать вашу деятельность агросопровождением? Как выстроен сервис? Что он дает сельхозпроизводителю?
— Да, мы оказываем сельхозпроизводителям полный цикл услуг, от обеззараживания объектов и продукции с проведением исследований до оформления сопровождающих документов, необходимых при перемещении продукции по территории РФ. При необходимости содействуем заказчикам в оформлении полного комплекта документов для получения государственных услуг в области карантина растений.
Работа по всем нашим направлениям выстроена таким образом, чтобы аграриям это было максимально удобно: отдел абонентского обслуживания в оперативные сроки свяжется с сельхозтоваропроизводителем, наметит объем требуемых работ, заключит договор, поможет с заполнением необходимых документов и произведет, если нужно, отбор или доставку образцов по месту требования.
— Чтобы побеждать болезни, надо их правильно, точно и своевременно диагностировать. Чем отличается современная диагностика?
— Как я уже сказал, наша лаборатория проводит в том числе микологические исследования на выявление возбудителей грибных заболеваний в образцах подкарантинной продукции, которые поступают в лабораторию.
Сегодня одним из самых достоверных и точных способов выявления возбудителей различных заболеваний (в том числе грибных) служит метод, основанный на полимеразной цепной реакции (ПЦР). Его суть заключается в многократном избирательном копировании определенного участка нуклеиновой кислоты РНК или ДНК при помощи ферментов в искусственных условиях. В нашей лаборатории как раз близок переход к этому методу исследования. Вместе с тем возбудители различных заболеваний сельскохозяйственных культур при определенных условиях начинают хорошо развиваться в вегетативный период. В таком случае специалисты нашей организации могут выезжать на поля для обследования посевов и выявления «проблемных очагов» с последующими испытаниями в нашей лаборатории.
— Сегодня стал очень актуальным вектор на органические продукты, способы их производства и хранения. Многие стараются сами вырастить экологически чистые овощи и фрукты. Ваша компания ведет поиск безопасных методов защиты растений от болезней и вредителей? Насколько безопасны методы, которые вы предлагаете?
— Действительно, 1 января 2020 года вступил в силу закон о производстве органической продукции и развитии органического сельского хозяйства, направленный на исключение применения пестицидов при выращивании, хранении и перевозке сельскохозяйственной продукции. Это альтернатива химическому способу защиты культур, при котором аграрии применяют пестициды и агрохимикаты.
Для защиты же в биологическом методе используются другие организмы (энтомофаги, антагонисты, патогены) или вырабатываемые ими биологически активные вещества (антибиотики, гормоны, аттрактанты). Здесь есть свои недостатки, такие как узкий температурный диапазон (эффект от препаратов достигается лишь при температуре 15-28°C), смывание биопрепаратов дождем, необходимость проводить обработки регулярно и довольно часто, с интервалом 7-10 дней, и, наконец, неэффективность при сильном поражении. Поэтому мы в своей работе используем химический метод защиты как наиболее эффективный и безопасный – к моменту производства готового продукта обеззараживающие препараты распадаются до безобидных составляющих. Его важнейшее преимущество состоит еще и в быстродействии химических препаратов при быстром и массовом возрастании популяции вредителей. Кроме того, метод позволяет выбирать препараты из разно-образного ассортимента с учетом селективности их действия. Они долго хранятся, у них низкая норма расхода. Формы постоянно совершенствуются, сейчас, например, наблюдается тенденция применения пестицидов третьего поколения, которые обладают высокой активностью и незначительной устойчивостью в окружающей среде, а также сокращением норм расхода.
— Что, по вашему мнению, препятствует развитию более эффективных и экологичных технологий защиты?
— Насколько мне известно, в настоящее время особое внимание уделяется научным исследованиям в области органического сельского хозяйства, а также разработке новых поколений пестицидов, наносящих наименьший вред окружающей среде. Со стороны государства, наоборот, оказывается разносторонняя поддержка в разработке экологичных и более эффективных технологий защиты растений. Уже многократно доказано, что оптимальным считается интегрированное сельское хозяйство, когда и биологические, и химические методы защиты сельскохозяйственных культур используются вместе. Использование первых мер направлено в основном на профилактику заражения вредными организмами, а вторых – на борьбу с возникшей зараженностью.
— Расскажите о трудностях ди-агностики: в чем вы видите основные проблемы? Что представляет сегодня наибольшую опасность?
— Здесь можно выделить два направления. Во-первых, при выявлении вредных организмов в образцах подкарантинной продукции и их идентификации в соответствии с установленной нормативной документацией должно быть четкое описание выполняемых процессов и морфологических признаков выявляемых объектов в такой документации. Таким образом, формулировки должны быть однозначно понимаемы любым специалистом, проводящим исследование, иначе полученные результаты могут быть недостоверными. Во-вторых, к трудностям диагностики можно отнести то, что некоторые болезни не проявляются сразу. Например, головневые грибы создают сложности при выращивании озимой пшеницы: в первый год возбудитель заражает посевы и накапливается в почве, внешние признаки заболевания проявляются на следующий год, поэтому зараженную пшеницу сложно отличить от здоровой до появления колоса.
— Ваши специалисты видят разные ошибки при выстраивании систем защиты продукции сельхозпроизводителей. Можно ли дать какие-то базовые рекомендации, как избежать самых обидных и распространенных оплошностей?
— Одна из частых ошибок, которые замечают специалисты при работе с клиентами, – недостаточность агрономических знаний у владельцев сельхозпродукции. Многие не знают биологию вредного объекта, с которым предстоит бороться, следовательно, не соблюдают сроки и периодичность обработок. Аграриям не хватает и знания жизненного цикла культур с точки зрения критических фаз закладки урожая – именно в это время посадки должны быть защищены от патогенов и сорняков. В случае самостоятельной защиты продукции с применением биологических и химических средств защиты могут быть недостаточными сведения о свойствах используемых методов и препаратов, а именно о спектре действия, о периоде защиты, рекомендуемых сроках применения. Если бы все факторы были известны и проанализированы, то шансы на получение необходимого эффекта от средств защиты растений возросли.
Со стороны руководителей сельхозпредприятий мы часто наблюдаем экономию на мерах защиты сельхозпродукции как комплекса мер. Обеззараживание проводится в случае критического уровня зараженности, и ни о какой профилактической дозировке и обработке не может быть и речи в таких условиях, что как раз позволило бы сократить количество применяемых пестицидов.
— Вы работаете только в Самарской области или во всех регионах России?
— Лабораторные исследования образцов (проб) подкарантинной продукции (зерна и продуктов его переработки, саженцев, растений, семян, плодово-ягодных культур и продукции, лесоматериалов на наличие карантинных сорняков, насекомых, возбудителей грибных заболеваний) мы проводим только в Самарской области. Сами же образцы, предоставляемые заказчиками, могут быть из разных мест.
Обеззараживание объектов или продукции, агросопровождение мы выполняем на территории всей страны.
— Несколько слов о будущем: совершенствуются ли старые методы? Каковы планы развития вашей компании?
— Жизнь не стоит на месте, и в нашей отрасли идет постоянное развитие.
Как аккредитованное юридическое лицо мы работаем по методикам, разрабатываемым ФГБУ «ВНИИКР», в которых установлены те или иные методы проведения карантинных экспертиз. Со временем ФГБУ «ВНИИКР» разрабатывает новые методики или совершенствует и переиздает действующие. Мы приобретаем их новые или переизданные методики и внедряем в нашей лаборатории, после чего планомерно расширяем область аккредитации по вновь внедренным методам исследований.
Также, чтобы идти в ногу со временем и быть востребованными на рынке, сотрудники нашей организации своевременно повышают профессиональную квалификацию.