Сохранение собственного генофонда – надежный способ не впасть в зависимость от чужой воли
АО «Самарское» по племенной работе (АО «Самараплем») входит в состав стратегического государственного холдинга АО «Головной центр по производству сельскохозяйственных животных», признанного лидера в области воспроизводства и искусственного осеменения. В мире профессионалов отрасли его называют «колыбелью искусственного осеменения». О том, как идет развитие крупнейшего предприятия России в условиях санкционных рисков и может ли в сложившихся условиях отечественный агропром рассчитывать на собственные внутренние ресурсы, рассказывает руководитель структурной единицы государственного холдинга, генеральный директор АО «Самараплем» Светлана Серова.
Мария МОРОЗОВА. Фото: АО «Самараплем»
— Светлана Александровна, как можно охарактеризовать АО «ГЦВ»?
— Представлять наш холдинг, еще в 2007 году признанный стратегическим предприятием на государственном уровне, нет надобности для профессионалов своего дела, они с нами давно. АО «ГЦВ» –
учредитель 29 предприятий, в которых содержится 1100 живых быков-производителей, суммарный запас семени для воспроизводства – 35 миллионов доз от 24 пород отечественной и импортной селекции, включая племенной материал овец, коз, кроликов. Некоторое время назад в структуру вошли животноводческие площадки и знаменитый производитель вологодского масла, которое экспортируется по сей день, несмотря на санкции.
— Как импортозамещение повлияло на вашу работу?
— У нас много талантливых людей, и они профессионалы своего дела, поэтому с альтернативой производственных процессов особых сложностей не возникает. Многолетние добросовестные отношения с зарубежными коллегами сыграли положительную роль в построении отношений, осложненных санкциями. Безусловно, проявились моменты, где полностью пересмотрен подход к делу – это цифровизация процессов и систем уже на отечественных платформах, расширенный спектр услуг по воспроизводству стада (от стельности «под ключ» до полного сопровождения племенного стада), запуск собственного производства семени, разделенного по половым признакам, что очень актуально для молочного и мясного животноводства. Хочу напомнить, что и сама идея искусственного осеменения, первые результативные опыты и разработка методики замораживания семени принадлежат русским ученым Илье Ивановичу Иванову, Виктору Константиновичу Милованову, Ирине Ивановне Соколовской.
— Каковы основные направления в работе?
— Жизнь в очередной раз показывает, что сохранение собственного генофонда – самый надежный способ не впасть в зависимость от чужой воли производителя и поставщика биологической продукции. Но так сложилось, что в нашу страну под лозунгом ликвидации «генетического старья» (любимый термин всех безграмотных менеджеров по продажам) хлынул поток биоматериала не только с сомнительной ветеринарной составляющей, но и с носительством генетических мутаций. Мы работаем над сохранением генетического разнообразия и генофондных популяций – это путь мировых лидеров воспроизводства, но нужны разумный подход к завозимому биологическому материалу и совершенствование нормативно-правовой базы.
Одним из важнейших направлений работы с нашими клиентами мы считаем селекционное планирование, наряду с сервисной поддержкой. Зачастую люди самостоятельно закладывают в основу своего животноводческого хозяйства заведомо убыточную модель, даже не сознавая этого. Вроде бы закупили племенной скот, осеменили чем-то ультрадорогим – и супернадои не за горами! Но рентабельность почему-то не уживается с выбранной генетикой. А в процессе анализа потерь выясняется, что для реализации поставленных хозяйством целей требовался иной фенотип и генотип стада, учитывающий технологию содержания, кормления и ветеринарного ухода конкретного хозяйства. Наши породы прощают технологические сбои, а импортные – нет, они более чувствительны к сбою ритмов кормления, стрессам содержания, смене персонала. Учим считать потери, пристально подбираем производителей, подробно делимся наработанным опытом, потому что максимально заинтересованы в долголетии бизнеса своих клиентов. Кроме того, у современного селекционера сейчас достаточно внушительный арсенал: мы используем маркерную селекцию для передачи качественных показателей предков, эмбриотрансфер, сексированное семя (разделенное по полу), при подборе производителей к стаду обязательно учитываем данные молекулярно-генетической экспертизы, тестируем инструменты геномного прогноза для достижения высокого результата в максимально короткие сроки. Каждый из инструментов уникален, но все они должны служить балансу между необходимым и достаточным для заводчика скота, чтобы в конечном итоге обеспечить качественную молочную и мясную продукцию потребителю.
— У заводчиков крупного рогатого скота Самарской области есть определенные предпочтения при выборе породы?
— Крупные хозяйства традиционно держат черно-пестрый голштинизированный скот, так как для них важно валовое производство молочного продукта, экономика таких хозяйств рассчитана на объем. Фермерские хозяйства предпочитают сыропригодные породы, спрос на качественный сыр неуклонно растет, а для его производства необходимо молоко с высоким содержанием белка и жира. Лидер продаж в этом сегменте – семя быков айрширской породы, монбельярдской, бурой швицкой, симментальской молочного направления продуктивности. Это преимущественно бурые и красные породы, те самые наши «буренки» с очень вкусным молоком, из которого можно приготовить и творог, и сливки, и масло. Мы следим за ротацией быков-производителей, поэтому животноводы Самарской области имеют хороший выбор семени не только отечественной, но и импортной селекции. Сегодня в криобанке есть биопродукция из Австрии, Венгрии, Германии, Дании, Канады, Нидерландов, США, Финляндии, уже оцененная по качеству потомства на территории Российской Федерации.
Не обойдены вниманием и заводчики скота мясного направления продуктивности. Высокий спрос демонстрирует казахская белоголовая порода – самая выносливая и непритязательная в содержании с высокими вкусовыми качествами мяса, герефордская, абердин-ангусская, породу лимузин традиционно любят за безупречно спокойный характер и высокий среднесуточный прирост массы, симментальская порода мясного направления продуктивности также имеет своих преданных поклонников, как и галловейская порода. Есть, конечно, любители экзотики – обрак, шароле, салерская порода, бельгийская голубая, но это малочисленная группа клиентов с индивидуальными предпочтениями.
Наряду с разведением крупного рогатого скота, в стране растет интерес к козоводству и овцеводству, и мы чутко реагируем на этот спрос. Кроме курсов по искусственному осеменению мелкого рогатого скота, мы можем предложить семя козлов альпийской и зааненской пород, а овцеводы сегодня имеют богатый выбор биоматериала таких пород, как эдильбаевская, тексель, дорпер, катумская, романовская, забайкальская, австралийский корридель, австралийский меринос.
Видите, какое разнообразие! Теперь вы понимаете, что тот, кто утверждает, что своего ничего у нас нет и только «заграница нам поможет», либо некомпетентен, либо прямо материально заинтересован в поставках импортного биоматериала.
— Как обстоят дела с кадрами?
— Кадровая напряженность, безусловно, сейчас присутствует у многих работодателей, но мы прибегли к универсальному способу – воспитываем своих специалистов. Династийность в сельском хозяйстве – нередкое явление. Наши дети с малых лет зачастую ездят с нами в рабочие командировки и во многих практических вопросах животноводства могут дать фору кабинетным специалистам. Поехать с мамой – это награда, которую еще нужно заслужить! Поэтому стараются, ну и результат есть.
Несмотря на отраслевые трудности, команда «ГЦВ» не только успешно справляется с текущими задачами, но и инициирует процессы трансформации, в том числе и внутри своей структуры, без которых в наше время не обойтись, организовывает конкурсы профессионального мастерства, устраивает потрясающие выводки лучших быков-производителей на своих площадках, проводит просветительскую работу на специализированных выставках во многих регионах нашей необъятной страны.