Самарские евангельские церкви ведут масштабную социальную работу
Евангельские церкви исторически присутствуют на территории нашей губернии в широком разнообразии. В 2002 году они объединились в Альянс евангельских церквей Самарской области, в который сегодня входит более 40 церквей, около 8000 прихожан. О возникновении евангельских общин в Самарском регионе, об их духовной и социальной миссии в современном обществе «Первому» рассказал Дмитрий Шкурко, официальный представитель Альянса евангельских церквей Самарской области, полномочный представитель Начальствующего епископа Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) в Самарской области, старший пастор самарской церкви «Христианская Миссия».
Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ
— Евангельские церкви пока не очень известны в России. Когда это направление христианства появилось в нашем регионе?
— Исторически подтверждено, что с XVIII века существовало движение так называемых духовных христиан. С начала XIX века они начинают селиться на территории Самары и Самарской губернии. В частности, они образовали села Молокане, Грачи, Выглядовское. Интересен также и тот факт, что именно в Самарской губернии Лев Николаевич Толстой встречался с евангельскими верующими, о чем он писал в письме к жене: «Нынче я провел целый день в Патровке, на молоканском собрании. Была беседа о Евангелии. Есть умные люди и удивительные по своей смелости…» И еще: «Интересны они в высшей степени. Был я у них на молении, присутствовал при их толковании Евангелия и принимал участие, и они приезжали и просили меня толковать, как я понимаю; и я читал им отрывки из моего изложения; и серьезность, и интерес, и здравый, ясный смысл этих полуграмотных людей – удивительны».
В Самаре евангелисты купеческого сословия занимались широкой благотворительностью. В конце двадцатых годов XIX века самарским купцом Акинфием Прохоровичем Грачевым, евангелистом по вероисповеданию, в центре города был создан так называемый Молоканский сад – общественное пространство для отдыха горожан. Сад занимал обширную площадь – до 26 десятин, было высажено более 5000 деревьев, в основном груши, яблони и вишни. На территории сада также были расположены четыре пруда.
В 1918-1919 годы в Самарском университете проповедовал евангельский христианин Владимир Марцинковский, публицист, богослов, общественный деятель, один из руководителей русского христианского студенческого движения. Также на этой площадке он вел открытые диспуты с атеистами. Его деятельность положила начало образованию в Самаре большого количества кружков по изучению Библии, также ставших основой для распространения евангельских общин на территории города и области. Вклад же протестантизма в целом в истории России широко известен. Он хорошо описан в таком историческом труде, как «Протестанты на службе России»
— Как и после чего принимают в общину?
— Евангельские общины традиционно открыты для посещения, чтобы люди знакомились с нашим вероисповеданием. Отличительная черта евангельских общин – это проповедь, которую может понять человек любого образования и возраста. Источником проповеди служит Священное писание, Библия, которая истолковывается и передается проповедником на языке, понятном для каждого прихожанина. Церковь открыта для всех возрастов, от детей и молодежи до людей преклонного возраста, каждый может найти в ней для себя пользу и спасение.
— Известно, что евангельские церкви ведут активную миссионерскую деятельность. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне вашей деятельности.
— Как и любая церковь, мы исполняем великое поручение нашего Господа Иисуса Христа, представленное в Библии, где говорится: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие. Сегодня мы видим перспективы в формировании молодежи: молодые люди получают образование в различных отраслях – журналистика, телевидение, юриспруденция, государственная служба, инженерия, педагогика и т.д. И мы знаем, что эти люди принесут проповедь Евангелия, здравый позитивный пример в те сферы, в которые впоследствии войдут как специалисты и христиане. Церкви в своей миссии, проповеди Евангелия Иисуса Христа, затрагивают все сферы жизни общества. Евангелие преображает семьи, возвращает смысл жизни, помогает выйти из трудных, порой неразрешимых жизненных ситуаций.
Конечно, миссионерское служение неразрывно связано с социальной позицией евангельских церквей. Мы идем с проповедью к людям нуждающимся, попавшим в беду. Наши церкви ведут активную работу с наркозависимыми и их семьями, с лицами без определенного места жительства, с людьми, попавшими в сложные жизненные обстоятельства. Мы предлагаем им помощь и служение. И церкви, безусловно, нацелены на открытие новых филиалов в городах и районах области, потому что наша задача – принести проповедь евангелия туда, где ее сегодня нет.
— Насколько ваши церкви открыты к диалогу с представителями других традиций и систем мировоззрения?
— Наши церкви открыты к любому позитивному общению. Со всеми конфессиями, представленными в России, мы схожи в базовых истинах и определениях. Укрепление института семьи, сохранение семейных ценностей, воспитание патриотизма, помощь ближнему – общие цели, которые объединяют не меньше, чем общие принципы вероисповедания. Как представитель Альянса евангельских церквей в Самарской области я являюсь экспертом комиссии Общественной палаты Самарской области по межнациональным и межконфессиональным отношениям и укреплению духовно-нравственных ценностей, наряду с представителями РПЦ, РДУМСО, еврейской общины, старообрядческой церкви и т.д. Отлично, что в нашем регионе есть такая площадка, где мы можем собираться, узнавать друг друга, консолидироваться для выполнения нашей общей миссии. Мне нравится слоган одного из наших социальных проектов: «Одна страна – одно будущее». Именно так в части взаимодействия с другими конфессиями мы себя и видим.
— 2024 год в России объявлен Годом семьи. Что делают евангельские церкви для укрепления традиционных семейных ценностей в обществе?
— Церкви активно участвуют во всех тематических мероприятиях городов и регионов, в которых находятся (круглых столах, конференциях и т.п.), проводят христианские конференции и семинары в Самарской области, семейные праздники, семейные походы и выезды. Кроме того, на базе наших церквей работают некоммерческие организации, которые непосредственно своей деятельностью считают усилия по укреплению и популяризации семейных ценностей. Что касается нашей внутренней работы – безусловно, это проповедь и помощь семьям в помощи прохождения кризисов, в части подготовки к браку. Каждый человек, каждая семья внутри церкви может рассчитывать на пасторское попечение, участие, молитву, совет. Как правило, в церкви много примеров семей многодетных, с большим успешным опытом семейной жизни – это подтверждается и статистикой: разводов в евангельских церквях около 5%, что гораздо ниже общероссийских показателей. И мы готовы и дальше делиться нашим позитивным опытом в этой сфере.
— Участвуют ли церкви Альянса в мероприятиях гражданского общества, в социальных, благотворительных, просветительских проектах?
— Безусловно, церковь не может быть оторвана от исторической реальности. Мы верим, что церковь получила меру доверия от Бога, чтобы в своей исторической эпохе осуществлять те цели, которые Богом для нее предназначены. Поэтому нас интересуют все насущные проблемы общества. Мы ведем работу с сиротами, пропагандируем ценность материнства, детства, почтения к старшим, помогаем детским домам, домам престарелых, занимаемся социальной адаптацией подростков из детских домов. Помогаем лицам без определенного места жительства, в том числе в вопросе адаптации в обществе и содействия в трудоустройстве. В Самаре около 20 точек, в которых нуждающиеся могут получить горячую пищу, одежду и обувь, предметы первой необходимости. Организован кризисный центр для женщин, страдающих от домашнего насилия. Работает Бюро социальной помощи с большим спектром услуг, от восстановления документов до медицинского обследования. Ведется работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы (так называемое наставничество), чтобы помочь им адаптироваться к жизни в свободном обществе, в том числе приобрести профессиональные навыки для трудоустройства.
Отдельное направление нашей деятельности – поддержка участников специальной военной операции, их семей, беженцев и жителей освобожденных территорий, где церкви Альянса ведут значительную работу. Это и христианское консультирование участников СВО и их семей, духовная поддержка, и сбор гуманитарной помощи: медикаментов, одежды, питания, снаряжения для фронта. Наши представители (около 15 человек) служат волонтерами, сопровождают грузы в зону СВО. Есть участники СВО в числе прихожан – более 25 человек, семеро награждены государственными наградами; есть, к сожалению, и погибшие.
— В чем миссия евангельских церквей?
— Наша миссия – распространение христианских ценностей, той высокой морали и нравственности, которую задал Иисус Христос на страницах Библии. Мы верим, что от молитвы, проповеди, от общения с верующими людьми общество может преображаться. Миссия церкви – влияние. Мы не верим в церкви, которые закрыты, наш лозунг – церковь без стен. Еще один наш слоган или даже философия – мы современные церкви с древним посланием. Хотя меняется культура, древние библейские истины и заповеди изменять нельзя! Церковь открыта для того, чтобы в нее прийти, но открыта и для того, чтобы выносить из нее в общество созидающее, конструктивное влияние и добрые перемены.
ЦЕРКВИ АЛЬЯНСА ДВИЖУТСЯ БИБЛЕЙСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ И ЗАДАЧАМИ:
- воспитание верующих в чистоте евангельского учения;
- обучение и воспитание детей и молодежи на основе христианского мировоззрения;
- создание площадок для межконфессионального диалога в стране по девизом «Одна страна – одно будущее»;
- активная гражданская позиция по таким вопросам, как благотворительность, участие и помощь людям, попавшим в сложные обстоятельства.
ЦЕРКВИ АЛЬЯНСА ЯВЛЯЮТСЯ ОРГАНИЗАТОРАМИ ПРОЕКТОВ:
- межконфессиональный турнир по мини-футболу, направленный на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений;
- регулярные акции «Хлеб жизни», где каждый нуждающийся может получить бесплатный обед;
- участие в мероприятиях по уборке территорий города, облагораживанию памятников и скверов воинской славы;
- волонтерская помощь участникам СВО: сбор и отправка гуманитарной помощи, пошив палаток и различных изделий для бойцов, помощь и служение их семьям.
АКТИВНЫМИ ПРИХОЖАНАМИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАБОТУ С ЛЮДЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ:
- «Ремар» – восстановление жизни нарко и алкозависимых;
- «Алиса» – помощь женщинам, подвергающимся домашнему насилию.
- «Быть мамой» – популяризация материнства и многодетности;
- «Другой театр» – любительская театральная труппа;
- «Ожившие идеи» – детский театр
- и другие проекты.
Дмитрий Викторович Шкурко
родился 4 мая 1977 года в Краснодаре, в благополучной семье инженеров-строителей. Окончил СДЮСШОР №5 по футболу, в 2005 году – Ставропольский государственный университет по специальности «педагог-психолог». В 2002 году через своего друга детства услышал Благую Весть (Евангелие) об Иисусе Христе, принял эту Весть с радостью и пошел за Богом. С 2011 года Дмитрий Шкурко – старший пастор Самарского региона церкви «Христианская Миссия» в Самаре, Тольятти, Ульяновске, Казани и Оренбурге. В 2021 году получил второе высшее образование «Магистр практической теологии» (Московский теологический институт христиан веры евангельской), с 2023 года ведет в этом вузе преподавательскую деятельность. В 2022 году отмечен за труд во благо развития института семьи знаком отличия Самарской области «Отцовская доблесть». В 2023 году избран официальным представителем Альянса евангельских церквей Самарской области и вошел в совет глав протестантских церквей Самарской области. В 2023 году назначен полномочным представителем Начальствующего епископа Российского объединенного Союза христиан веры евангельской по Самаре и Самарской области.
В 2008 году Дмитрий создал семью с Аленой Олеговной Шкурко (Никитиной). Супруги воспитывают трех прекрасных детей: Александру, Ольгу и Виктора. Сегодня Дмитрий и его супруга Алена осуществляют служение Богу полным днем старшими пасторами церкви «Христианская Миссия» в городе Самаре.