Территория инноваций

1 сентября 2024

Освоение виртуального мира и любовь к Родине начинаются в детском саду

Детский сад №172 г.о. Самара уже традиционно осваивает новые направления, являясь хедлайнером среди дошкольных учреждений в инновационной деятельности. С 2022 года в сотрудничестве с Федеральным научным центром НИИСИ РАН в детском саду реализуется программа исследовательской и инновационной деятельности «Формирование основ алгоритмизации и программирования у дошкольников в цифровой образовательной среде ПиктоМир». С 2024 года детский сад служит городской проектной площадкой по теме «Детский образовательный туризм как средство формирования гражданско-патриотических качеств у детей дошкольного возраста».

Оксана ШАРАХОВА, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №172» г.о. Самара

Растут будущие «айтишники»

Цель нового направления – развитие у дошкольников IT-творчества и повышение качества дошкольного образования в России. На безвозмездной основе в саду работает кружок «Пиктомиренок» для детей 5-7 лет. Занятия проводит воспитатель Ольга Безрукина, которая прошла курс обучения по программе «Пиктомир», организованный Федеральным научным центром НИИСИ РАН. В рамках инновационного проекта детский сад сотрудничает с Самарским лицеем информационных технологий. Педагоги, имеющие техническое образование, проводят бинарные занятия для детей 6-7 лет. Алексей Марков, заместитель директора лицея, родитель воспитанника детского сада, с увлечением проводит экскурсии в техническом центре лицея, обучая ребят основам программирования и IT-моделирования. Реализованы совместные образовательные проекты «Будущее с IT», «Машины в мире музыки» и другие. Имея представления о компьютерных технологиях и владея основами алгоритмизации, дошкольники активно участвуют в семинарах и конкурсах, технических соревнованиях городского, регионального и федерального значения – «Космофест», «Профессионалы 5+», «Инженерный марафон», «РобоФест» и другие. Педагоги совместно с родителями организуют посещение музеев, выставок, учреждений технической направленности.

Маленькие граждане Самары

Для погружения воспитанников в туристско-краеведческую деятельность родного города педагоги разработали детские образовательные туристические маршруты, способствующие формированию гражданско-патриотических качеств по направлениям «Самара героическая», «Самара космическая», «Самара – культурная столица», «Самара спортивная», «Самарское наследие в людях и лицах». По инициативе родителей оформилась идея создания семейного туристического клуба «Попутчик», который среди прочих традиционных видов коммуникаций, успешно зарекомендовавших себя, требует существенных организационно-управленческих решений. Поддержка родительской инициативы подкрепляется выгодным географическим расположением детского сада в центре культурного-исторического пространства города со сформированной досугово-развлекательной и научно-образовательной социальной инфраструктурой. Территория детского сада, а также развитое прилегающее рекреационное пространство района – благоприятные факторы для отработки отдельных элементов семейного туризма. Не менее ценно использование личного и профессионального опыта родителей в сфере туризма и краеведения.

Систематические экскурсии, походы, встречи с интересными людьми – результаты работы первого полугодия реализации данного проекта.

Воспитателями Натальей Румянцевой, Оксаной Панфутовой, Еленой Лебедевой разработаны маршрутные листы по памятным местам, улицам и достопримечательностям города Самары. Педагоги, дети и родители с удовольствием участвовали в конкурсе образовательных электронных экскурсий «Самара – мой край родной» на тему «Самара промышленная». В декабре 2024 года на городском форуме образовательных инициатив детский сад представит опыт работы по новому направлению, который будет актуален для педагогического сообщества Самарского региона.

Ольга Макарова,
заведующий МАДОУ «Детский сад №172» г.о. Самара:

— Новизна проекта по детскому образовательному туризму соответствует приоритетным национальным проектам. Актуальность задачи определяется необходимостью внедрения образовательного туризма в дошкольные учреждения как эффективного средства патриотического воспитания детей. Это связано с тем, что туризм как средство педагогического воздействия сочетает в себе элементы морально-нравственного, эстетического и трудового воспитания, а также несет познавательную ценность, с помощью чего обогащает духовную жизнь дошкольников, расширяя их исторический кругозор и прививая любовь к родному краю.

Обсуждение закрыто.