Особое внимание – подготовке высококвалифицированных кадров
2 сентября в Самарской области с рабочим визитом находился министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Вместе с врио губернатора Самарской области Вячеславом Федорищевым он посетил в Самаре университеты – участники программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», на базе которых созданы передовые инженерные школы.
Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ, Дмитрий БУРЛАКОВ (фото, «Волжская коммуна»)
На очень высоком уровне
В Самарской области основу научного потенциала составляют вузовская, академическая и отраслевая наука, а также научные подразделения промышленных организаций. Особое внимание уделяется подготовке высококвалифицированных кадров, развитию прикладной науки и кооперации между вузами и крупнейшими предприятиями. Такой подход позволяет не только развивать науку, но и внедрять передовые разработки на предприятия, повышая производительность труда и качество продукции, что, в свою очередь, способствует развитию экономики региона.
В рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» в Самаре созданы две передовые инженерные школы. Ведутся работы по созданию передовой инженерной школы «ГибридТех» в Тольяттинском государственном университете.
Деятельность Передовой медицинской инженерной школы Самарского государственного медицинского университета направлена на создание экспортно ориентированных продуктов в области медицинской инженерии. Особая роль школы – подготовка высококвалифицированных кадров, способных оперативно решать прикладные задачи повышенной сложности за счет владения спецификой разработки бионических, биотехнологических и нейросетевых систем. Для этого организовано освоение ими компетенций на стыке технических и медицинских наук.
В Центре серийного производства СамГМУ министр ознакомился с импортозамещающим производством медицинской продукции. Университет вывел на рынок более 40 продуктов – это решения для медицинской навигации, реабилитации, телемедицины, образовательные разработки для профильных вузов и колледжей и многое другое. Министру представили первую отечественную систему хирургической навигации AUTOPLAN, линейку инновационных тренажеров Revi для реабилитации, которые уже применили для помощи 10 тысячам пациентов, модульную образовательную систему с VR-технологиями «МЭВИС», индивидуальные эндопротезы, которые изготавливаются с учетом анатомических особенностей пациентов и успешно применяются в ведущих медицинских центрах. Серийное производство запущено в ноябре 2022 года в индустриальном парке «Преображенка».
Деятельность Передовой инженерной аэрокосмической школы Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева «Интегрированные технологии в создании аэрокосмической техники» охватывает авиационную и ракетно-космическую технику, двигателестроение, искусственный интеллект и цифровые технологии, передовые производственные технологии, учитывает запросы ключевых индустриальных партнеров – РКЦ «Прогресс», АО «ОДК», ПАО «ОДК-Кузнецов», АО «Авиакор – авиационный завод».
Прорывными разработками ПИАШ являются малые космические аппараты дистанционного зондирования Земли, малоразмерные газотурбинные двигатели и энергетические установки, региональные пассажирские самолеты и БПЛА.
Глава Минобрнауки РФ ознакомился и с аграрным карбоновым полигоном. Специалисты Самарского университета заинтересованы, чтобы аграрный полигон стал частью общего проекта России со странами БРИКС.
Глава Минобрнауки РФ поздравил участников встречи с Днем знаний. Глава Самарской области отметил: все образовательные программы, которые инициируют Минобрнауки РФ, Правительство России, реализуются в регионе на очень высоком уровне.
Грамотно организовать
Один из вопросов, который обсуждался на встрече, – о пилотном проекте по переходу на новую систему высшего образования. Как сообщил Валерий Фальков, президент поставил задачу трансформации модели высшего образования с учетом лучшего опыта советского времени и последних лет. В пилотном проекте участвуют шесть университетов. Это не только установление базового и специализированного уровней образования – особая роль отводится фундаментальной составляющей. Это ядро должно быть, по мнению министра, монолитным, единообразным по всей стране. После первых полутора – двух с половиной лет обучения студенты должны иметь возможность выбрать индивидуальную траекторию, чтобы в итоге получить уникальный набор компетенций. Дополнением должна стать качественная практика. «Речь идет не о том, чтобы добавить часов, а о том, чтобы грамотно организовать. Это должны быть передовые производства, практика наставника со стороны предприятия, в том числе и ряд серьезных методических моментов, которые должны быть правильно организованы со стороны университетов», – подчеркнул Валерий Фальков. Также, как считает руководитель ведомства, только изменением образовательных программ вопроса не решить. «Система оплаты труда, материально-техническая база, оснащение аудиторий, производственных помещений – все в совокупности и есть другая модель высшего образования», – пояснил он.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:
— Вне всякого сомнения, Самарская область – регион опережающего научно-технологического развития. Везде важно иметь сильные университеты, но здесь научные коллективы, расположенные в исследовательских институтах, университетах, студенчество всегда играли особую роль. Во-первых, это важное подспорье для уникальной промышленности, для крупнейших предприятий. С другой стороны, сложно представить гармоничное социально-экономическое развитие такого мощного региона без поддержки студенчества, без энергии молодых, которая есть здесь, в Самаре, и во всех городах, расположенных на территории области.