Школа-интернат получила мощный стимул для дальнейшего развития
Школа-интернат №71 Самары начинает историю с 1983 года. За это время из ее стен выпущено сотни воспитанников, которые социализированы и адаптированы в обществе. Многие годы школа-интернат была единственной в РФ, реализующей 13-летний срок обучения умственно отсталых детей с организацией производственной практики на предприятиях города по шести профилям трудового обучения. С 2021 года школа-интернат работает в статусе регионального учебно-методического центра для педагогических работников, обучающихся и их родителей. Это стало возможным благодаря накопленному опыту в области реализации практик по обучению, развитию и социально- трудовой адаптации воспитанников.
Надежда ЛЕПУХОВА
Одна из эффективных программ интерната – многолетнее сотрудничество с социальными партнерами, что позволило решать сложнейшую задачу, связанную с занятостью воспитанников. Обучающиеся успешно проходят производственную практику на базе организаций и предприятий города: Самарского областного детского эколого-биологического центра, швейной фабрики «Волжанка», частного швейного цеха от мебельной фабрики, торгового центра «Тройка». Ребята участвуют в ежегодном чемпионате профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», в конкурсах регионального уровня «Лучший по профессии» и других. Среди выпускников – слушатели Самарского многопрофильного колледжа им. В.В.Бартенева, Технологического колледжа имени Н.Д.Кузнецова, Самарского государственного колледжа сервисных технологий и дизайна.
Важнейшее условие, необходимое для роста продуктивности и качества трудового обучения особых детей, – создание актуальной, мощной материально-технической базы.
В 2020 году по инициативе министерства образования и науки Самарской области, Самарского управления министерства образования и науки Самарской области школа-интернат №71 стала участником масштабного проекта «Доброшкола» в рамках федерального проекта «Современная школа» НП «Образование». Реализация проекта позволила модернизировать инфраструктуру школы-интерната. Отремонтированы и оснащены учебные помещения, установлено новое высокотехничное оборудование: интерактивные сенсорные доски, многофункциональные устройства, 3D-принтеры, ноутбуки, коммуникаторы, плоттер, термопресс, швейные машины, посудомоечные машины, современные деревообрабатывающие станки, гидропонные установки для школьной оранжереи и многое другое. В рамках госзаказа в Институте развития образования Самарской области было обучено 100% руководящих и педагогических работников, участвующих в реализации проекта «Доброшкола».
В школьном саду установлены теплицы для практических занятий по профилю «Растениеводство». Открыты два новых профиля трудового обучения «Поварское дело» и «Подготовка Младшего обслуживающего персонала».
«После комплексного анализа рынка труда области, общения со специалистами службы занятости и прямыми работодателями, готовыми взять на работу наших выпускников, выяснилось, что организации остро нуждаются в помощниках повара и пекаря, горничных, уборщиках помещений и зданий, – сообщает директор школы-интерната Наталья Межова. – И вывод был один: наши ребята смогут найти себя именно в этих направлениях».
Сегодня школа-интернат №71 в статусе ресурсного центра открыта для сетевого взаимодействия и готова предоставить сформированную базу учебных мастерских в качестве площадки для организации практики других коррекционных школ, профориентационной работы, профессиональных конкурсов для детей с особыми образовательными потребностями (таких как «Абилимпикс»), реализации программ допобразования.
Практика показала результативность работы. Мониторинг продолжения профессионального обучения и трудоустройства обучающихся это подтверждает. За последние три года выпускники школы-интерната стали слушателями самарских учреждений СПО или трудятся на предприятиях города по профессиям, востребованным на региональном рынке труда.
Наталья Межова, директор ГБОУ школы-интерната №71 г.о. Самара, руководитель высшей квалификационной категории:
— Мы считаем, что современная материально-техническая база, новые условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья позволят им достигать успеха не только в образовательном процессе, но и в жизни в целом. Наш девиз: «От успеха в школе – к успеху в жизни», мы ему следуем и уверены, что идем в верном направлении. Большое благо, что национальный проект уделяет внимание развитию детей с ОВЗ, предоставляя им возможности полноценной жизни в обществе.