Старобуянская школа-интернат реализует стратегию развития, обеспечивающую равные права детям с инвалидностью
В 2025 году свой шестидесятилетний юбилей отметит школа-интернат села Старый Буян Красноярского района Самарской области. За это время коллектив образовательного учреждения сумел накопить богатый организационный, методический опыт и занять лидирующие позиции в регионе в обучении детей с ограниченными возможностями.
Алена ПАВИЧЕВА
Уникальный опыт и методики
Эффективную профессиональную деятельность специалистов учебного заведения подтверждают экспертные оценки жюри самых престижных конкурсов страны. Так, в этом году уже в восьмой раз школа подтвердила высокий статус «Лучшая образовательная организация» на Всероссийском конкурсе, организованном Невской образовательной ассамблеей, в номинации «Лучшая школа для обучающихся с ОВЗ». Еще одна победа – звание лауреата Всероссийского конкурса проектов и программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи «Гражданин и патриот России-2024».
Эти награды – результат колоссальной ежедневной работы педагогического коллектива. Решая главную задачу – обеспечить доступность качественного образования школьников с особенностями развития, – сотрудники школы-интерната уделяют большое внимание воспитанию настоящих граждан своей страны. Ребята здесь способны выбрать индивидуальную траекторию самореализации с учетом интересов и потребностей, а затем следовать ей.
Старобуянская школа-интернат – единственное учреждение, реализующее исключительно адаптированные программы на территории Красноярского, Елховского и Кошкинского районов нашего региона. Успешно апробированные практики позволяют педагогам оказывать консультационную и методическую поддержку не только учителям, но и родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.
Своим опытом сотрудники этого уникального образовательного учреждения делятся на окружных, региональных и всероссийских форумах. Так, в начале текущего учебного года специалисты школы-интерната приняли участие в Неделе Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Детство равных возможностей». Этот проект уже три года реализуется в России, на сегодня к нему присоединились 13 регионов, в числе которых и Самарская область.
На базе школы-интерната был проведен методический телемост «Социальное партнерство и сетевое взаимодействие как факторы успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями». Технологии социального взаимодействия социальных партнеров со школой-интернатом представили директор Кошкинского губернского техникума Алексей Козлов, директор Красноярского ГБУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» Сергей Черепанов и руководитель Красноярской Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Светлана Тарасова. Гости высоко оценили инновационный опыт школы-интерната по организации итоговой аттестации выпускников.
Снятие барьеров и ограничений
Реализуя адаптированные программы в обучении детей с ментальными нарушениями, образовательное учреждение стремится к повышению социального статуса лиц с ОВЗ и с инвалидностью. Важно добиться снятия для них барьеров и ограничений в различных сферах человеческой жизнедеятельности, создать условия, чтобы такие дети, став взрослыми, могли вести обычный, достойный каждого человека образ жизни.
Созданная в школе модель социально-трудовой адаптации пронизывает все звенья образовательного процесса, от начальной школы до выпускных классов. Ученики получают опыт профильного труда, ориентированного на востребованные направления: растениеводство/овощеводство, столярное дело, младший обслуживающий персонал. Сформированные профессиональные компетенции позволяют им быть успешными в постшкольный период.
На конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс», «Лучший по профессии» три года подряд ученики школы становятся победителями и призерами регионального чемпионата. Так, двое наших ребят стали лучшими в компетенции «Ландшафтный дизайн», призерами в номинации «Бисероплетение», а еще один воспитанник дважды победил в номинации «Столярное дело».
Результативность системно организованной работы по профессиональной ориентации обучающихся с ментальными нарушениями на протяжении более десяти лет показывает высокий уровень социально-трудовой адаптации в постшкольный период. Ежегодно более 95% выпускников поступают учиться в учреждения среднего профессионального образования либо трудоустраиваются по освоенным профилям трудового обучения. Лишь только дети с тяжелыми нарушениями развития остаются под патронажем родителей.
Новые инструменты для решения актуальных задач
Сегодня в школе-интернате обучается 120 детей с ментальными нарушениями, из них 77 учеников имеют инвалидность. Создание специальных условий получения образования для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей с ограниченными возможностями – одна из приоритетных задач программы воспитания. Объединение усилий семьи и школы, социальных партнеров и организаций дополнительного образования помогает решать самую важную задачу – сохранение исторических семейных ценностей, включающих воспитание любви к Родине, понимание и поддержку, критерии доброты, честности и справедливости. Так наиболее эффективно формируется личность выпускника в парадигме «гражданин – работник – семьянин».
Качество и эффекты работы школы напрямую связаны с инклюзивностью и партнерством. В декабре школа-интернат в шестой раз стала участником межрегионального форума «Путевка в жизнь: от авторской идеи к устойчивым результатам», демонстрируя практические результаты совместного решения проблем.
В число активных партнеров Старобуянской школы-интерната входят Самарская городская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница» (председатель Евгений Печерских), Самарская региональная общественная организация детей-инвалидов, инвалидов с детства и их семей (председатель Елена Головинская), Нотариальная Палата Самарской области (президент Галина Николаева), Конфедерация деловых женщин Самарской области (председатель Мария Воронина), волонтеры и просто неравнодушные люди. С их помощью организуются и проводятся мастер-классы и тренинги для обучающихся. Дети – активные участники проектов по формированию лидерских качеств.
При непосредственном участии старшеклассников и их родителей школьный музей «История в деталях. Связь поколений» в 2024 году прошел регистрацию в федеральном реестре школьных музеев. Особое место в нем отведено участникам СВО. Среди них – родители учеников, жители села, добровольцы-выпускники школы-интерната.
Наши победы – достижения детей
«Каждый ребенок особенный – все дети равные» – под таким девизом работают педагоги Старобуянской школы-интерната. Активное вовлечение во внеурочную деятельность дает путь к развитию особых талантов, мастерства особых детей. И у них это получается. Только в 2024 году ученики принесли в копилку побед награды призера регионального конкурса «Лучший по профессии» (номинация «цветоводство и декоративное садоводство»), победителя всероссийской блиц-олимпиады «Государственные символы», победителя дистанционной викторины, посвященной 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина, и призера конкурса чтецов авторских произведений, посвященных Году семьи.
С инициативой в поддержку сохранения исторических семейных ценностей выступили члены школьного центра детских инициатив. В школе готовится к выпуску книга, посвященная семейным ценностям «Семья – это не главное. Это все». Авторами статей стали ученики, родители, педагоги.
Надежда Логинова, директор ГБОУ школы-интерната села Старый Буян:
— Наши педагоги сознают свою ответственность перед будущим поколением, ведь именно в их руках находится детство воспитанников. От того, что получит ученик в школе, зависит то, что он пронесет через всю жизнь. С нашими детьми мы учимся видеть друг друга сердцем. Мы не выносим оценок особым детям, мы просто любим их. «Мы не рядом – мы вместе! Мы – счастливы!» – таково кредо всего нашего педагогического коллектива.