Стоматология XXI века

20 ноября 2024

Семейная клиника Azizov Dental Clinic – это современные цифровые технологии в сочетании с высокой культурой отношения к пациенту

Врач Антон Павлович Чехов писал, что ни одна специальность не приносит человеку столько моральных переживаний, как врачебная. Можно научиться совершению определенных профессиональных действий, но не менее важно умение распознать чужую боль и желание освободить от нее человека.

Azizov Dental Clinic – это не только современные передовые технологии и оборудование, не только высокий уровень профессионализма и безупречный сервис. Здесь живет атмосфера человечности: внимание
к пациенту, намерение помочь и непритворное участие в поддержании его стоматологического здоровья.

О том, как создавалась клиника, ставшая одной из лучших в России, и на чем основаны ее принципы, «Первому» рассказал основатель и главный врач Azizov Dental Clinic Азиз Азизов.

Андрей МАКАРОВ; Дмитрий НЕДЫХАЛОВ, Артем АРСЕНТЬЕВ (фото)

— В наше стремительное время технологии меняются быстро. Что такое, по вашему определению, хорошая стоматология XXI века?

— В первую очередь это стоматология, направленная на пациента, учитывающая его состояние и потребности, плюс пути достижения цели, ведущие к максимальному комфорту. С одной стороны, мы как профессиональная медицинская команда должны решить проблемы пациента. А с другой – сделать это максимально комфортно, максимально безболезненно, максимально быстро, максимально качественно, используя все современные технологии.

— Стоматологических клиник в регионе сегодня много. Как человеку сориентироваться в выборе? В чем принципиальное отличие вашей клиники от других?

— Мы ставим высокую, может быть, даже завышенную планку: и для себя в первую очередь, и для других, и вообще для стоматологии в нашем регионе, в нашей стране. Сегодня на первый план выходит оснащенность клиники высококлассным оборудованием. Мы не случайно называем себя цифровой стоматологией: наша аппаратура позволяет нам быть на пике современных возможностей. Второе – это стоматология полного цикла. Третье – максимальный комфорт, клиентоориентированность, вау-сервис. Современный стоматологический офис – не только красивый дизайн: у нас отработана логистика каждого пациента, все процессы в клинике настроены так, что каждый сотрудник знает, когда, куда и как будет двигаться пациент.

— О чем может сказать пациенту врачебный состав клиники? Кто ваши коллеги, команда?

— У нас собраны профессионалы всех узких направлений: и терапевт, и хирург, и имплантолог, и ортодонт. Есть и детский доктор, а ведь не каждая клиника принимает детей, потому что это сложно: детей нужно понимать, уметь с ними работать. Наш детский стоматолог справляется с этим отлично. Многие специалисты клиники – мои ученики. У меня большой опыт преподавания, я кандидат медицинских наук, доцент, 15 лет провел в стенах Самарского медуниверситета на кафедре терапевтической стоматологии. В нашу клинику я пригласил тех, кто, можно сказать, смотрел в одном со мной направлении, тех, кто хотел развиваться. Это очень важно. Команда растет, к ней примыкают люди, которых мы считаем единомышленниками, у них горят глаза, они узнают все самое новое, изучают специализированную литературу, проходят обучение. Все, кто с нами работает, идут в ногу со временем и, может быть, даже немного опережают его.

— Почему вы выбрали медицину и стоматологию?

— Сложно сказать. Может быть, мне мама напела это в колыбельных. У нас есть семейное видео, где маленький мальчик в шапочке зайчика на вопрос, кем ты будешь, смело отвечает, что будет стоматологом. С тех времен я шел и иду к этой цели – быть хорошим стоматологом.

Мои родители: и папа, и мама – врачи, кандидаты наук. Папа – ученик известного во всем мире кардиохирурга Георгия Львовича Ратнера. С самого детства все разговоры у нас дома, и даже шутки, были о медицине. Для нас с братом большим примером был трудоголизм отца: днем он работал врачом в поликлинике, а ночью писал диссертацию. Мы жили в маленькой хрущевке и,  ложась спать, видели полоску света под дверью и слышали стук печатной машинки. Для нас это было самым большим воспитательным моментом. Мне и моему брату отец прививал мысль, что помогать людям – наше призвание, что надо трудиться день и ночь, чтобы чего-то достичь. Поэтому для меня альтернативы не было: я знал, что буду врачом.

Вы спрашивали, в чем особенность клиники. Могу сказать, что наша особенность в том, что мы – семейная клиника. Поэтому клиника – часть моей души, часть моей семьи. Мой родной брат Камран тоже работает у нас, сейчас он пошел на операцию. Это действительно семейное дело, не зря в названии клиники – фамилия моей семьи. Поэтому и наши врачи – мои ученики, и моя команда – это моя семья. И наш пациент – тоже моя семья: со многими мы знакомы десятилетиями, родители приводят к нам своих детей, мы знаем, кто поступил в университет, кто родился, кто женился… Иногда наши пациенты просто приходят в гости рассказать о новостях.

Кстати, это всего лишь второе место моей работы за 16 лет.

— Решение создать свою клинику было сложным?

— Честно: это было не то чтобы страшно, это было очень страшно. Но решение сразу придало нам сил, и начался настоящий полет. Клиника стала большим трамплином для развития, для внедрения новых технологий, зоной огромного роста. Мы начали работать с одного кабинета, но сразу стали набирать обороты, и за четыре года клиника превратилась в то, что вы сейчас видите. Могу сказать, что это совершенно другой уровень ответственности.

— Какие технологии вы считаете технологиями будущего? Что такое стоматология полного цикла?

— Я считаю, что это цифровая стоматология. Раньше пациент приходил к врачу, ему делали снимки, а потом доктор сидел и размышлял, как лечить. Сейчас есть большое количество вспомогательных инструментов, специальные сканеры, компьютерные программы на основе искусственного интеллекта, которые помогают планировать будущее лечение, выстроить весь план на берегу, то есть уже до начала лечения мы знаем, какие у нас есть сценарии, какой из них больше подходит именно этому пациенту, какой путь будет более предпочтительным. Диагностика – на первом месте: нужно не локально решать проблему, а увидеть сначала всю картину целиком, смотреть комплексно.

— По сути, вы разрабатываете дорожную карту пациента?

— Да. Каждый пациент у нас проходит через диагностику. Говоря, что наша клиника полного цикла, мы подразумевали, что определили логистику пациента. У нас есть еще и свой диагностический центр, где представлен компьютерный томограф самого последнего поколения. 3D-снимок может в полном объеме показать всю ситуацию стоматологического здоровья, обнаружить скрытые проблемы. Наши доктора под микроскопом смотрят все зубы пациента. После этого происходит полноценная расширенная консультация. Это не значит, что к нам не обращаются за срочной помощью. Мы – хирурги, терапевты – безусловно, локализуем болевой очаг. Но всем предлагаем пройти дорожную карту, чтобы продуманно создать для каждого индивидуальный подход.

— Вы упомянули микроскоп. Наверное, не в каждой клинике они есть. Это необходимость сегодняшнего дня?

— Для нас – да. Мы не представляем современного стоматолога без микроскопа. К сожалению, пока некоторые клиники работают без микроскопов –  не могут себе это позволить или не видят в нем большого смысла. У нас в каждом кабинете у каждого доктора есть возможность работать на микроскопе, а это совершенно другой уровень визуализации. Одно дело смотреть на зуб с расстояния 30-40 сантиметров, другое дело – видеть его в большом увеличении, видеть каждую сторону, каждую грань. Соответственно, препарировать его бережнее и, конечно, более точно.

— Почему вы, профессионал высокого класса, занимаетесь еще и преподаванием? Что движет вами в этой области?

— Это неотъемлемая часть моей работы. Уча других, учишься сам, и сейчас для меня это практически параллельная деятельность. Я читаю лекции по всей России, мы проводим мастер-классы, участвуем в конференциях, я рассказываю о наших наработках, о наших клинических случаях. Мы открыты, и наша цель – поднимать уровень стоматологии и в регионе, и в стране. И для меня большая радость и честь – делиться знаниями с другими стоматологами. В нашей клинике полного цикла, кроме лечебных кабинетов, операционной и диагностического центра, есть также свой учебный центр, где мы обучаем сотрудников, приглашаем лекторов со стороны, проводим мастер-классы. Учебный процесс – это процесс, параллельный клинической практике.

— Бывает, что врач спрашивает пациента, импланты какого производителя он предпочитает. Не являясь специалистом, пациент обычно затрудняется ответить на этот вопрос, и, как правило, решение диктует цена. Как на самом деле сделать верный выбор?

— Наши врачи не перекладывают ответственность за принятие решения на пациента, это ведь они учились на врача. Есть, конечно, денежный фактор: нужно предложить возможные варианты, но главное – сделать это открыто и прозрачно, тогда пациент найдет нужный ответ. Как я уже говорил, та самая дорожная карта поможет. Когда пациент пройдет диагностику, сделает компьютерную томограмму, после того как доктор посмотрит на зубы через микроскоп, появится общая картина случая для этого пациента. Мы понимаем, что есть несколько сценариев выхода из клинической ситуации, и, соответственно, делимся ими с пациентом. В каждом кабинете у нас есть большой монитор, где пациент видит свою проблему, слушает объяснения врача, задает вопросы, узнает стоимость, сроки, гарантии каждого варианта. По сути, становится соавтором проекта, соучастником принятия решения.

— Интересно, изменились ли пациенты за 16 лет вашей практики?

— Конечно. В век цифровой технологии и интернета пациенты становятся более грамотными, начитанными, но, к сожалению, имеют иногда и много лишней информации. Иногда приходят даже с готовым решением! Главное, что я отметил бы: пациенты становятся более требовательными. К нашей радости, сегодня пациенты хотят лечиться, сохранять зуб, а ведь 15-20 лет назад больной зуб предпочитали просто удалить: зачем тратить время, деньги, силы и так далее? Большая часть пациентов понимает, что каждый зуб надо сохранять. Сегодня к ортодонтам стали приходить люди среднего и старшего поколения, тогда как раньше проблема изменения прикуса считалась детской. Потом, сегодня больше внимания уделяют профилактике стоматологических заболеваний, понимают ценность профилактических мероприятий. Большая часть наших пациентов приходит на регулярные профосмотры и регулярно проходит профессиональную гигиену полости рта. Очень хорошая тенденция сегодняшнего дня, которую мы всячески поддерживаем, – забота о здоровье.

— А как вы считаете, от чего зависит стоматологическое здоровье человека?

— Есть несколько позиций. Безусловно, это генетическая предрасположенность, но только с одной стороны. С другой, – правильное воспитание родителей, привычки, которые закладываются с детского возраста, когда мама сама держит зубную щетку и помогает малышу чистить зубы. Третье – это, безусловно, питание: важен и перечень необходимых продуктов, и достаточно ли нагружается десна. Четвертое – стоматологическая культура: ежедневная самостоятельная гигиена полости рта и раз в полгода приходить к стоматологу для контроля состояния своих зубов.

— Были ли у вас нетривиальные случаи в практике?

— Знаете, наша ежедневная работа – искать выход из сложных ситуаций. У нас есть пациентка, которую мы сейчас выводим, так сказать, на этап лечения, у которой на основе негативного опыта общения со стоматологами сформировалась жесткая дентофобия. Мы прорабатываем ее проблему с психологом, который помогает разобраться в триггерной ситуации. В этом и заключается клиентоориентированный подход: услышать пациента, понять, что он хочет, чего опасается, предоставить ему максимально теплую атмосферу и ощущение, что здесь ему действительно помогут.

— Возвращаясь к разговору о цифровой стоматологии: произошли ли изменения в вашей работе в связи с геополитической ситуацией?

— Безусловно, сложности есть и всегда будут, и не только для нас – для всех. Нужно постоянно находиться в балансе. Как говорил Льюис Кэрролл, если ты хочешь оставаться на месте, нужно постоянно двигаться вперед. Если один коридор закрыт – открыты другие. Если ты настроен на прогресс, то находишься в постоянном поиске. Когда любишь свою работу, она превращается в любимое хобби и ты получаешь от нее максимум удовольствия. Как говорят, ты в ней 24×7 и в ней же черпаешь новую энергию. Наверное, именно любовь к работе позволяет мне все больше развиваться, искать новые пути. Как и моей команде, которая тоже жаждет нового. У хорошего врача всегда горят глаза. Наши сотрудники часто подходят ко мне: посмотрите, вышла интересная статья, а здесь провели эксперимент, или появилось новое оборудование, может быть, мы попробуем заказать его и внедрить в практику… Скоро к нам в клинику поступят новые 3D-принтеры, которые помогут в сложных клинических случаях. Мой брат Камран – имплантолог, он учился в Европе протоколам и подходам, которые мы внедрили в нашу работу. Имплантация сегодня вышла на другой уровень с помощью цифровых протоколов. Установка зубного имплантата в Azizov Dental Clinic – это слаженная работа в четыре руки врача хирурга-стоматолога и ассистента врача-стоматолога.

Согласно протоколу клиники, имплантация проводится по специальному навигационному шаблону, который сводит к нулю риск повреждения сосудов и нервных окончаний. Расположение будущего зуба рассчитывается специальной компьютерной программой до микрона.

— Навигационный шаблон – что это?

— Это особенная капа, которая служит трафаретом-накладкой. Она фиксируется в полости рта на кости, слизистой или на зубах, исходя из клинического случая. В шаблоне имеются специальные отверстия, через которые хирург направляет имплантат на нужную глубину под заданным углом. Планирование хирургического навигационного шаблона – всегда индивидуальный процесс для каждого пациента.

На основании диагностических снимков и отсканированной модели зубочелюстной системы шаблон изготавливается на специальном 3D-принтере при помощи специальной технологии цифрового моделирования.

— Получается, стоматология становится все более дорогой?

— Наверное, хорошая стоматология не может быть дешевой. В каждой стоимости заложены определенная гарантия и качество. К нам приходят те, кто ставит качество на первое место. Но знаю, нас выбирают потому, что понимают: речь идет о минимизации риска и стоимость операции оправданна.

— Вы – кандидат наук и продолжаете исследовательскую деятельность?

— Исследования сейчас заключаются в использовании цифровых технологий. Мы ежедневно внедряем различные цифровые протоколы в нашу практику, смотрим, какие лучше дают обратную связь. Это позволяет облегчить нашу работу и ведет к постоянному стремлению к совершенствованию методов.

— Можете ли рассказать, какими достижениями гордитесь?

— Достижением я считаю создание в клинике диагностического центра: мы упорно шли к цели, ремонтировали помещение, получали лицензии и, наконец, торжественно открыли его. Но самое важное – это признание коллегами и профессиональным сообществом нашей клиники как одной из лидеров: мы вошли в топ-10 лучших клиник Самарской области, в рейтинг топ-10 молодых клиник в России, а в этом году получили сертификат, подтверждающий, что мы входим в топ-100 лучших клиник Российской Федерации по версии известного портала StartSmile при поддержке Forbes Russia. Это независимый рейтинг, который показывает, что мы идем в верном направлении.

Обсуждение закрыто.