Первая задача профессионалов и всего общества – сохранить лучшее и передать это лучшее следующим поколениям
Одни воспринимают культуру как бизнес. Другие – как развлечение: афишу мероприятий, чтобы занять себя в выходные. А есть люди, для которых культура – нечто более глубокое. Это непрекращающийся процесс поиска смыслов, поиска идей, создания новых проектов и пространств. И что бы ни делалось на этом пути, цель его – становление человека, потому что люди, при всех противоречиях, из века в век постепенно меняются в лучшую сторону. Что такое культура для профессионалов и как изменились сегодня подходы к процессам в этой сфере, «Первому» рассказала врио министра культуры Самарской области Ирина Калягина.
Анна МАКАРОВА, Екатерина ЖЕВАК (фото)
![](http://firstsamara.ru/wp-content/uploads/2024/12/2024-12-27_11-37-10-1024x614.png)
— Тема нашего интервью: культура – для человека. Но есть и понятие – культура человека. Культура – это все, что нас окружает, но в последнее время мы воспринимаем ее исключительно как отрасль. Как профессионал что вы думаете о том, насколько различны эти понятия? Иногда кажется, что сегодня между ними – пропасть. От чего это зависит?
— Для меня культура в широком понимании приоритетнее, чем «отрасль»: мы вообще не любим употреблять этот термин. Культура в широком смысле слова и есть то, чем занимается наша сфера. Это, прежде всего, формирование человека, его отношение к жизни, к окружающему миру, его поступки. Культурный человек обогащается опытом предыдущих поколений, это человек, умеющий эмоционально воспринимать, казалось бы, понятные на первый взгляд вещи: что такое любовь, счастье, ненависть, обида. Когда приходишь в театр и переживаешь эти эмоции вместе с героями, в тебе происходят изменения. Свои поступки, дела человек соизмеряет с героями, которых он когда-то видел на сцене или в кино. Мне кажется, что особая роль культуры – в этом становлении, умноженном на опыт многих поколений. Мое поколение было воспитано на книгах, фильмах, мы более эмоциональны, чем сегодняшняя молодежь, ритм жизни которой, наверное, не позволяет глубоко погружаться в какие-то отдельные вещи, но, вы знаете, когда я бываю в залах, где звучит музыка Рахманинова или Чайковского, мое внимание привлекает зал: насколько тонко, не дыша, слушатель впитывает атмосферу, звуки музыки. Есть такие спектакли, после которых не хочется разговаривать, необходимо осмысление того, что ты видел на сцене. Мне кажется, в этом и есть сила искусства, сила культуры, формирующая человека, его отношение к жизни и к людям.
— А что изменилось сегодня в профессиональном подходе к отрасли? Какие направления приоритетны?
— В первую очередь хочется сохранить и передать подрастающему поколению замечательные традиции и наследие культуры России. Чтобы молодежь знала имена Достоевского, Толстого, Чехова, Пушкина. Поэтому не случайно мы сегодня ставим задачу комплектования библиотек классической литературой, постановок классических произведений в театрах. Так что первая задача – сохранить лучшее и передать это лучшее. Вторая задача – создавать условия для творческого развития. Поэтому сегодня появляется такая терминология, как креативные индустрии, мы создаем специальные школы креативных индустрий, где мотивируем ребят на творчество и, возможно, на выбор профессии, которая станет делом жизни.
![](http://firstsamara.ru/wp-content/uploads/2024/12/2024-12-27_11-37-33-1024x640.png)
— Сегодня, наоборот, запрос – на высокую инженерию, на технологии.
— Физики и лирики всегда шли рядом. Конечно, в приоритете развитие высоких технологий, но важно формирование кластера современных и культурных научных деятелей, исследователей, инженеров, технологов… Никто не отменяет душу. Наш замечательный академик Виктор Александрович Сойфер – частый гость театральных премьер и концертных программ, что и говорит о высоком уровне и интеллекта, и личности.
— Вы историк по образованию, но много лет работаете в сфере культуры. Не жалеете о выбранном пути?
— Я пришла работать в культуру сразу после вуза: окончила исторический факультет нашего государственного университета и распределилась в музей. Начинала экскурсоводом, потом – научным сотрудником, заместителем директора по науке, а потом меня пригласили работать в министерство. Конечно, если работаешь в музее или театре, видишь эмоции и благодарность посетителя выставки или зрителя спектакля, получаешь огромное удовольствие от результата своей работы.
У чиновников сложнее, но я получаю вдохновение, когда выезжаю, например, в муниципальное образование, знакомлюсь и общаюсь с конкретными людьми, руководителями творческих коллективов, вижу, как загораются их глаза, когда они рассказывают про свой самодеятельный коллектив и про каждого участника. Часто это люди самых разных профессий: и полицейские, и учителя, наделенные талантом. Они дарят жителям районов свое замечательное творчество. Конечно, получаешь огромное удовольствие, когда видишь обновленную инфраструктуру нашей отрасли, когда открываются модельные библиотеки. Наши коллеги вкладывают огромную душу, работают с местным сообществом, придумывают концепции, ищут изюминки для каждой территории. Сейчас, например, в Похвистнево открылась модельная библиотека, концепцию которой работники посвятили теме детства разных поколений.
Потрясающая тема! В создании библиотеки участвовали и молодежь, и дети, их мамы, папы, бабушки: рассказывали, какие книги любили читать, в какие игры играли, какая была атмосфера в городе в то время, как выглядели улицы. С одной стороны, это немножко краеведческая тема, с другой – очень трогательная передача опыта поколений и возможность семейного участия, где каждый находит свой интерес.
![](http://firstsamara.ru/wp-content/uploads/2024/12/2024-12-27_11-38-09-1024x708.png)
— На IX Санкт-Петербургском международном культурном форуме президент России Владимир Путин сказал, что за последнее десятилетие расходы на культуру выросли более чем в 20 раз. В чем конкретно произошли изменения?
— За последнее время, особенно в рамках реализации национального проекта, со стороны федеральных структур очень большое внимание уделяется регионам. Были времена, когда эти вопросы не были в приоритете. Благодаря национальному проекту «Культура» мы получаем финансовые ресурсы из федерального центра, чтобы преобразовать и изменить инфраструктуру. Сегодня люди много путешествуют, посещают страны и города и имеют возможность сравнивать, и, конечно, наши учреждения культуры должны соответствовать современным представлениям и нормам.
Сейчас в районах происходят колоссальные изменения. Только что я вернулась из Сергиевского района, где вместе с губернатором Вячеславом Андре-евичем посетили новый Дом культуры в Серноводске, проект был реализован в рамках областной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Мы увидели, насколько изменен облик Дома культуры, какая там современная сцена, новые музыкальные инструменты, свет, объемный звук. Это дает возможность и реализовываться творческим коллективам в этом населенном пункте, и, конечно, принимать гастроли театров, филармоний.
— Насколько велика проблема кадров в сфере культуры?
— Проблема кадров, наверное, характерна сегодня для всех сфер жизни, в том числе для культуры. Нам помогает решение, которое принял президент, – сохранение заработной платы деятелей культуры на уровне средней по региону. Есть и новые меры поддержки: по поручению губернатора мы разработали новую программу «Культурные люди», особый блок которой уделяется поддержке кадров нашей отрасли.
Мы будем поддерживать наставников, которые работают с талантливыми ребятами, вводим новую систему поддержки молодых талантов – специальные стипендии за участие в конкурсах, в представлении региона на всероссийских и международных мероприятиях. Будем работать с молодым поколением таким образом, чтобы мотивировать их раскрываться профессионально и оставаться трудиться в регионе.
Со следующего года будет запущена федеральная программа с финансовой поддержкой переезда в село специалистов – «Земский культработник». Мы как регион будем участвовать в софинансировании. Конечно, важна заинтересованность глав местного самоуправления, потому что нужно создавать людям условия для проживания. Ну и, конечно, не могу не сказать, что мы очень заинтересованы в присуждении премии губернатора деятелям культуры. Совместно с депутатами мы сейчас форматируем эту работу, вводим две номинации: одна – молодым специалистам за яркие реализованные проекты и другая – за большой вклад в культуру региона.
![](http://firstsamara.ru/wp-content/uploads/2024/12/2024-12-27_11-38-40-1024x730.png)
— Хотелось бы, чтобы люди не были пассивными зрителями, чтобы все, что делается, воодушевляло их становиться участниками культурных процессов: посмотрели сами, а завтра привели и ребенка. Как вы получаете обратную связь? Как вовлекаете людей в процессы?
— Если говорить сухим чиновничьим языком, это показатель, насколько выросла посещаемость в учреждениях культуры. Мы ведем специальный мониторинг, особенно по учреждениям, которые были модернизированы. Мы вложились, создали комфортные условия, а какова отдача? Например, количество посещений библиотек. У нас появились прекрасные модельные библиотеки, и мы видим, что есть рост их посещения. Мы наблюдаем, что сегодня стало модно приходить в модельную библиотеку: там отмечают дни рождения и даже назначают свидания! В Сергиевском краеведческом музее, например, прекрасный творческий руководитель, у них очереди, чтобы отметить день рождения именно в музее. Это очень радует.
Мы наблюдаем, что стало больше семейного зрителя. У молодежи стало модным дарить билет на концерт или спектакль. Конечно, огромное спасибо и Пушкинской карте. А со следующего года в рамках программы «Культурные люди» постараемся обеспечить муниципальные образования, находящиеся далеко от городов, автотранспортом, чтобы привозить ребят в учреждения культуры. Для этого мы даже перестраиваем режим работы театров, вводим дневные спектакли, чтобы ребята успели вовремя вернуться домой.
У нас есть удачный опыт Самарского драматического театра: они настолько сплотились с ребятами, которые приходят в театр по Пушкинской карте, что создали клуб амбассадоров Пушкинской карты. В своих учебных заведениях ребята рассказывают о возможности посещать театр, мотивируют друзей присоединяться к клубу. Очень важно формирование нового зрителя. Любовь к театру, к концертным залам, к филармонии, к музыке должна формироваться с раннего детства. Мы хотим, чтобы дети приходили к нам как можно раньше.
— Какие существуют меры государственной поддержки некоммерческого сектора?
— Есть форма поддержки – гранты. Губернские гранты – это субсидии, которые предоставляются юридическим и физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям на реализацию различных проектов в области культуры и искусств. Сегодня мы формируем новый подход к предоставлению грантовой поддержки организациям, неважно, какой формы собственности – государственной или частной, и помогаем создавать уникальные проекты, значимые для социокультурного развития региона и популяризирующие нашу губернию далеко за ее пределами. Есть субсидиарная поддержка некоммерческого сектора, поддержка творческих союзов. Особую роль сегодня играет Президентский фонд культурных инициатив, который создан по инициативе Владимира Владимировича Путина. Мы, со своей стороны, содействуем этим проектам либо финансовой, либо организационной или административной поддержкой. Наши регионы активно участвуют в конкурсах, у нас, на мой взгляд, серьезный некоммерческий сектор общественных инициатив. Мы входим по каждому конкурсу в пятерку регионов-лидеров и по количеству заявок, поданных на конкурс, и по количеству выигранных проектов. Это тоже возможность для самореализации людей и дополнительный финансовый ресурс для ярких проектов. Конечно, это и коммуникации с коллегами из других городов и регионов.
— Часто говорят о самобытной культуре российских регионов. Понятно, что каждый уникален. А в чем самобытность Самарской области?
— Во-первых, наш регион отличает интерес к бардовской песне – не случайный, потому что мы столько лет занимаемся Грушинским фестивалем, у нас особое, трепетное отношение к бардовской песне, у нас много авторов и исполнителей. Второе, что отличает наш регион, – профессиональное отношение к документальному кино. И это тоже традиция, потому что здесь базировалась в период Великой Отечественной войны студия кинохроники, потом была создана Поволжская студия кинохроники. У нас были очень профессиональные кадры: Борис Кожин, Нина Шумкова, Михаил Серков и много-много других. Эта тенденция дала импульс развитию в регионе документального кино, и сейчас это приоритетное направление. Мы очень много снимаем документальных фильмов, на нашей территории проходит большой фестиваль документального кино «Соль земли», к нам приезжают со всей страны. Документальное кино – это особая история, оно здесь и сейчас фиксирует время.
Не могу не сказать, конечно, и о музыкальной стороне культурной карты региона – это работа, которая проводится театром оперы и балета, Союзом композиторов по увековечиванию памяти Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Это огромная работа творческой труппы театра, художественного руководителя Евгения Хохлова, где серьезно формируется репертуар из произведений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Это уже ставший знаменитым многожанровый фестиваль искусств Шостаковича. Именно у нас 5 марта 1942 года прозвучала Седьмая симфония, и мы очень бережно к этому относимся, каждый год 5 марта обязательно исполняем это произведение, приглашая ярких дирижеров, известные творческие коллективы. В год 80-летия Победы обязательно будем готовить особую программу.
Не могу не сказать про Самарский художественный музей с его уникальной коллекцией. Мы представляем хорошую базу для сотрудничества, для обмена экспозициями, часто наши работы экспонируются и в Третьяковке, и в Русском музее, нас приглашают для больших выставочных проектов по всей России. У нас есть деловые связи с Эрмитажем: сейчас коллеги готовят интересные проекты. В Художественном музее готовим выставку к Дню Победы совместно с Музеем Победы Москвы.
— Сейчас много внимания уделяется продвижению народного творчества. Насколько оно востребовано сегодня?
— Сохранение традиций и развитие самодеятельного творчества очень важно. Сегодня самодеятельное творчество вышло на высокий уровень. Мы долгое время проводим фестиваль «Рожденные в сердце России», где соревнуются концертные программы муниципальных образований. Это не просто фестиваль, где главная задача – концертная программа. На нашем фестивале работает высокопрофессиональное жюри, и после каждой программы, которую представляет муниципалитет, происходит большой разбор, профессионалы дают рекомендации участникам, происходят своеобразные мастер-классы. Мы говорим о сценической культуре для самодеятельных коллективов: ведь есть определенные каноны, которые нужно соблюдать, есть узкопрофильные вопросы по хореографии, по постановкам, подаче материала, репертуарной политике. За время работы фестиваля взаимодействие жюри с руководителями творческих коллективов кардинально меняет картину, работы становятся более профессиональными и яркими.
— Самарская область многонациональна. Как развивается народная национальная культура региона?
— Наш регион очень многонациональный, у нас есть уникальные коллективы. Народные традиции бережно передаются детям и внукам. Это и чувашский фольклорный ансамбль «Селгусь» Большемикушкинского сельского ДК, и народный семейный цыганский ансамбль «Гиля Ромэн» из Сызранского района, и семейный ансамбль русской песни «Забавушка» из Самары. Эти коллективы представили Самарскую область на Всероссийском фестивале семейного художественного творчества «Семья России», который в этом году прошел с большим успехом. В Камышлинском районе – замечательный татарский фольклорный ансамбль «Ак Каен», в Кинельском – народный ансамбль песни и танца «Еркемай», прекрасные народные ансамбли: «Россияне» из Новокуйбышевска, ансамбль народной песни «Славица» из Сергиевского района, самодеятельный коллектив «Вера» имени Ю.Новикова из Волжского района и очень, очень много других, ведь в Самарской области официально зарегистрировано более 4700 самодеятельных творческих коллективов!
Мы все очень любим наш прекрасный коллектив «Музыкальный центр АВТОКЛУБ» Волжского района, который только что участвовал в Большом фестивале «Родники» в Нижнем Новгороде, он очень выделялся на фоне других коллективов Российской Федерации. Это очень востребованный творческий коллектив, в котором сменилось не одно поколение артистов. При таких статусных ансамблях уже создаются детские студии, которые, в свою очередь, пополняют творческие коллективы, формируется преемственность. Не могу не сказать, конечно, про наши сильные творческие коллективы: образцовый ансамбль танца «Счастливое детство» из Тольятти, самарские музыкальный театр «Задумка» и танцевальный ансамбль «Грация», которые являются украшением концертных программ и достойно представляют наш регион на фестивалях. Это Всероссийский фестиваль-конкурс народного танца и балетмейстерских работ имени Геннадия Власенко, который поддержан Министерством культуры Российской Федерации. Теперь на нашей территории этот масштабный фестиваль хореографического искусства проходит раз в два года.
— Что вы сами любите и что посоветовали бы нам?
— Я призываю всех ходить в театры. Именно там получаешь эмоциональный заряд, который формирует собственное отношение к событиям, к истории, к человеческому общению. Именно там раскрываются чувства, понимаешь, что такое любовь, печаль, радость, горе и как это преодолевать. Сейчас в наших учреждениях культуры царит невероятная творческая атмосфера: в театре «Грань», который сегодня известен и популярен не только в регионе, но и за его пределами, в «Самарте», который в этом году порадовал премьерами. Театр оперы и балета в декабре представит обновленную версию балета «Щелкунчик», спектакль «Два благородных дона» театра драмы завоевал премию зрительских симпатий национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра». Театр нужен человеку не только чтобы получать эстетическое наслаждение, но и чтобы заставлять многое переосмысливать.
Я историк по образованию, безумно люблю музеи и всем рекомендую следить за выставками, посещать постоянные экспозиции. Раньше я не была увлечена музыкой, но сейчас я настолько погружена в нее, получаю огромное удовольствие от концертов классической музыки. Поэтому еще раз обращаюсь к читателям: посещайте, пожалуйста, наши учреждения культуры. А если у кого-то есть желание себя творчески реализовать, мы будем рады новым идеям, новым проектам: у нас есть возможность в том числе и финансово их поддержать.