Самарское хореографическое училище продолжает традиции классического образования
Самарское хореографическое училище – исключительная творческая институция, в которой вырастают яркие индивидуальности, покоряющие зрителей танцевальными партиями, красотой, мастерством исполнительства. Спектакль – всегда праздник, и, кажется, искусство балета не знает будней. На самом деле в балетную «легкость бытия» вложен огромный труд. Формирование артиста балета – сложная работа, и только единицы из учащихся могут увидеть блистательный свет рампы. О том, как реализуется одна из основополагающих целей балетной школы – повышение качества образования, – «Первому» рассказала директор Самарского хореографического училища Вероника Блюдина.
Людмила МАРТОВА
— Вероника Вячеславовна, чем обусловлены сильные позиции самарского балетного образования?
— Бытует мнение, что региональная школа имеет оттенок провинциальности в образовании. Особенность самарской школы такова, что, находясь в провинции, она создавалась педагогами-мастерами. Начиная с заслуженного деятеля искусств РСФСР Натальи Владимировны Даниловой, ученицы Агриппины Вагановой, выпускницы Ленинградского хореографического училища, эта традиция высокого качества подготовки артиста балета сохраняется на протяжении всей истории нашего училища. Сегодня художественным руководством училища занимается Юрий Петрович Бурлака, таких мастеров единицы в балетном деле, и то, что он работает в Самаре, – большая удача.
Моя повестка директора всегда преломляется через призму его многогранных профессиональных знаний. Мы много времени уделяем вопросам художественной политики учреждения, ищем интересные решения, и мне всегда радостно видеть вдохновение Юрия Петровича при решении задач в училище, а главное, что всегда гарантирован высокопрофессиональный подход.
Я работе придаю особое значение в своей жизни, и здесь откликается именно то, что в училище нет людей, которые просто работают, здесь люди служат искусству. Именно служат, глубоко понимая традиции и методику балетной педагогики, балетного образования в целом. Отсюда и достаточно сильные позиции.
— Что служит критерием качества образования в сфере хореографического искусства?
— Прежде всего, успешность учеников и выпускников. Самарский театр – академический, а это значит очень высокий уровень труппы исполнительского мастерства. Требования к репертуару, грамотная культурная политика и право выступать на сцене самарского театра – важные критерии качества обучения. Нашим студентам задана высокая планка, и они ее держат.
Конечно, немаловажно участие в конкурсах профессионального мастерства. Это, например, общероссийский конкурс «Молодые дарования России» – ежегодно наши учащиеся становятся лауреатами этого серьезного конкурса, и это не только оценка качества подготовки, но и возможности. Победа в этом конкурсе дает право на получение образовательного гранта Президента Российской Федерации. Выпускники училища владеют ремеслом артиста балета, большинство из них поступают в профессиональные театры.
Наш приоритет – это Самарский театр оперы и балета им. Д.Д.Шостаковича, но есть выпускники, которые выбрали Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана, театр классического балета Н.Касаткиной и Б.Васильева в Москве или приглашены работать в другие города.
— А бывает такое, что ученик не справляется, не может продолжать обучение?
— Да, конечно, профессия специфически сложная, гарантий нет почти никогда. Но в этом и особая ценность тех, кто сможет, справится, пройдет со своим педагогом сложный тернистый путь. Для нас это болезненная тема, потому что решение дается нелегко. Если преподаватель видит проблему, он обязательно честно скажет, что нужно менять направление приложения усилий, а это ребенку и родителям очень сложно принять. Но это не должно пугать – это должно дать понимание особенности профессии.
— Качество образования зависит от кадровой политики учебного заведения. Как вы ее решаете?
— Без преподавателей не может быть Школы, поэтому, конечно, профессиональный педагогический состав – это одна из ключевых задач. Становление преподавателей классического танца, народно-сценического и вообще педагога балетного училища – это длинный путь, требующий от человека (чаще всего это артист балета) большой работы на протяжении нескольких лет. Сегодня коллектив достаточно сильный, при этом мы обязаны думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне, здесь требуется выстраивать планы на десятилетие. Сейчас нужно беспокоится о том, кто будет работать в училище через 10-15 лет. Поэтому при содействии регионального министерства культуры мы с этого года организуем целевое обучение будущих педагогов. Уже этим летом планируем направить двух выпускников хореографического училища, а также артистов балета самарского театра на обучение в Академию русского балета им. А.Я.Вагановой по направлению «педагогика балета».
— Как реализуется профориентационная программа училища для привлечения в школу одаренных детей?
— В ближайшие пять лет мы планируем увеличение числа обучающихся. Опыт показал, что для многих родителей, далеких от балета, информация о том, что идет набор в хореографическое училище, ничего не говорит. Общение с взрослыми людьми (а мы охватили порядка 1800 человек) подкрепило мысль о том, что приемную кампанию следует проводить иначе. В 2023 году мы начали выстраивать совершенно другой подход к выявлению и профориентации творчески одаренных детей. Училище – это единственная профессиональная балетная школа в регионе, и на нас лежит большая ответственность: за восемь лет предстоит воспитать такого артиста, который сможет в полной мере продолжить высокие традиции русского балета. И первые результаты нас радуют. С марта 2025 года мы расширяем отбор потенциальных учеников, охватив детские сады, что позволит в раннем возрасте увидеть природные данные ребенка и информировать об этом родителей. В принципе, правильный подход к проф-ориентации – это тоже критерий качества образования.
— Самарское хореографическое училище из года в год привносит в школу свежие образовательные вариации. Насколько это соотносится с классикой жанра?
— В свое время Агриппина Яковлевна Ваганова применяла при подготовке артистов балета классическую балетную методику, и сегодня по этой системе учится весь балетный мир. Для нас это стандарт классического балетного образования – стандарт как эталон, знак качества. Памятуя о том, что балетная педагогика неразрывно связана с сохранением наследия русского балета, мы тем не менее включаем в программу актуальные тренды.
Два года назад у нас началась реализация новой программы «Искусство танца», по которой мы готовим артистов балета, ансамбля песни и танца, проще говоря, программы народного танца. В качестве куратора пригласили Андрея Кульманова, экс-солиста Красноярского ансамбля танца имени М.С.Годенко, балетмейстера и педагога. Преподаватель народного танца – солистка балета Государственного академического Волжского русского народного хора им. Петра Милославова Ольга Александровская. У коллег высокие требования к мастерству, хорошие профессиональные знания и опыт, мы уверены, что вместе нам удастся подготовить и выпустить сильных специалистов. В первую очередь, конечно, для Волжского хора, но не исключаем, что ребята выберут работу в других коллективах, чаще всего в эту профессию дети приходят с мечтой. Или, например, выберут педагогическую деятельность. Законодатель определил право выпускников хореографических училищ на преподавательскую деятельность, выпускники обеих программ имеют квалификацию «преподаватель».
Уже в этом году учащиеся народного отделения примут участие в конкурсе «Волжский дивертисмент», а также в традиционном гала-концерте училища в начале июня. А в планах на лето – совершенно особенная поездка «народников» в танцевальный лагерь на Байкал. Надеюсь, нам удастся эти планы реализовать.
Сейчас мы работаем над внедрением в учебный процесс уникальной методики развития данных, разработанной Денисом Александровичем Каблуковым и основанной на традиционной школе русского балета. Особенность методики в том, что она связана с мышлением, то есть ребенок осознанно управляет своим телом. Педагоги отмечают положительные результаты, и мы продолжаем эту работу.
Мы увеличили количество часов на дисциплину «Современный танец», это позволяет студенту шире видеть возможности языка танца и работы с главным инструментом – своим телом. Дисциплину ведет профессиональный педагог Юрий Ромашко, долгое время работавший в Большом театре России.
На первый взгляд это не глобальные изменения, но детям они дают больше возможностей.
— Как ведется в колледже практическое обучение?
— У театра большой репертуар, и во многих спектаклях заняты студенты. Это очень ценно и ответственно. И, конечно, ценно то, что у нас есть сценическая практика внутри училища, когда дети исполняют спектакль полностью сами (и главные партии, и кордебалет), а это уже другая ответственность, когда проявляется самостоятельность и самодисциплина детей, понимание, что это их большая работа. С успехом прошли детские спектакли «Снежная королева» в постановке Петра Базарона, одноактный балет «Два Голубя», картина из балета «Конек-Горбунок», здесь редакцию балета возобновил сам Юрий Петрович Бурлака. Обсуждаем с художественным руководителем работу над балетными спектаклями «Снегурочка» из наследия Натальи Даниловой на музыку Петра Ильича Чайковского, а также спектакль «Фея кукол» на музыку Йозефа Байера. Другое название балета – «Игрушечный магазин». Это будет очень ценный подарок не только для наших учащихся, но и для зрителей.
Конечно, училищу нужен учебный театр. Мы можем выйти на сцену Театра полным составом раз-два в году, нам порой очень сложно, о репетиции на сцене остается только мечтать. У Театра большой насыщенный репертуар, в нем сегодня сосредоточена большая часть культурной жизни региона. Если у хореографического училища появятся свои дом и сцена, мы сможем постоянно показывать, как растут наши талантливые студенты в профессиональном плане. Это могут быть и картины из классических балетов, и открытые репетиции, и тематические постановки.
Интересный пример многожанровой литературно-хореографической постановки мы создали в прошедшем году – «Светлячки жизни», приуроченной к снятию блокады Ленинграда, на основе дневников артистов балета Мариинского театра.
Я вновь и вновь обращаюсь к имени Н.Даниловой. Изучая архивные документы (благо, их много сохранено в центральном архиве в Санкт-Петербурге), узнаю, что учащиеся ленинградского училища давали спектакли один раз в два месяца, то есть по четыре-пять спектаклей в год, а также несколько раз в году участвовали в спектаклях Мариинского театра.
Что касается ближайших планов: к 80-летию Победы планируем выпустить спектакль «Артерия Победы» о девушках-зенитчицах, которые в годы войны держали оборону Александровского моста через Волгу. За основу взяли рукопись Серафимы Печниковой, одной из зенитчиц. А еще у нас есть мечта: поставить с младшими учащимися спектакль «Театральные сказки» Илзе Лиепы. Эту постановку мы планируем создать для знакомства детей с балетным искусством, чтобы с первой встречи балет стал для маленького зрителя интересным, понятным, близким.
— Каким вы видите будущее самарской школы балета?
— Самарская балетная школа может стать одной из лучших региональных школ России. Предпосылки для этого есть, они ощутимы, главное – подкрепить творческий потенциал школы соответствующей материально-технической базой. Это поможет привлечь большее количество творчески одаренных детей и, соответственно, обеспечить качественный задел для подготовки талантливых артистов балета.