В Самаре представители аграрной науки и бизнеса обсудили сохранение плодородия почв
В Самарской области ведется активная работа по увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции. Несмотря на погодные условия, по данным регионального минсельхоза, за последние два года ежегодный объем производства зерновых и масличных составил около 4 млн тонн суммарно. Такой объем серьезно сказывается на содержании гумуса и балансе питательных веществ в пахотных землях. Как сохранить стабильность производства и при этом сберечь почву – стратегический ресурс страны? Журнал «Первый» продолжает публиковать мнения экспертов в сфере устойчивого землепользования.
Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ, Яна СЕРГЕЕВА (фото)
Межрегиональный семинар по вопросам сохранения плодородия почв прошел в центре «Мой бизнес», организаторами выступили министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Академия наук Республики Татарстан, ГБУ ДПО «Самара-АРИС», ассоциация «Народный фермер Самарской области», станция агрохимической службы «Самарская» и Казахский научно-исследовательский институт защиты и карантина растений им. Ж.Жиембаева.
Станция агрохимической службы уже много десятилетий проводит мониторинг почвенного плодородия в области, и динамика неутешительна: при сельхозпроизводстве мы забираем намного больше из земли, чем возмещаем. В результате складывается устойчивая тенденция снижения органического вещества в почве, что приводит к падению урожайности. Одним из возможных выходов из ситуации может стать органическое земледелие. Оно не только будет способствовать восстановлению экосистемы и биологического равновесия, которые непременно приведут к улучшению свойств почвы и росту ее плодородия, но и повлияет на качество получаемых урожаев. Представители научного сообщества Республики Татарстан познакомили участников мероприятия с региональной системой организации биоземледелия, современными системами мелиорации в органическом растениеводстве, разработками беспилотных авиационных систем, помогающих точечно вносить средства защиты и питания растений. Самарские ученые, в свою очередь, рассказали об основах цифрового органического земледелия в Среднем Поволжье, а сельхозпроизводители поделились своими практическими наработками в области биоземледелия.
Денис Пономарев, генеральный директор ООО «Эковремя»
В 2023 году утверждена Стратегия развития производства органической продукции в РФ до 2030 года, и мы должны работать в соответствии с ней для сохранения окружающей среды, здоровья человека, восстановления плодородия почв. Органическое сельское хозяйство – это прежде всего отказ от использования минеральных удобрений и химических веществ. То есть сельхозпроизводителям нужно переходить на отечественные биологические средства защиты и питания растений. В нашей области слабо развито производство органических удобрений, поэтому мы выбрали это актуальное направление.
Компания «Эковремя» занимается производством органических удобрений из ППЖ (побочные продукты животноводства, куриный помет). В настоящее время совместно с Самарским аграрным университетом мы проводим испытания нашего препарата, так как для включения его в Государственный каталог агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, нужно провести минимум три года исследований в полях, в производственных посевах. В течение двух лет уже проведены исследования на озимой пшенице, в 2025 году запланированы исследования на бобовых культурах (сое и чечевице). Надеемся на получение в конце года хороших результатов именно по бобовым. Так как основной отличительной чертой нашего удобрения является органическое вещество (массовая доля органического вещества в пересчете на углерод примерно 44%), а бобовые культуры, как известно, очень отзывчивы именно на органику, мы рассчитываем получить наглядный результат уже в первый вегетационный период.
Мы тесно сотрудничает с Самарским гипсовым комбинатом, поставщиком гипсо- и доломитосодержащих продуктов, которые используются как удобрения-мелиоранты. При смешивании и гранулировании в разной рецептуре наших удобрений они положительно влияют на уровень реакции среды почвы, на процессы превращения органических веществ в гумус, обогащают почву микроэлементами.
Александр Бахмуров, председатель Общественного совета при УФНС по Самарской области, государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга, эксперт Общественной палаты Самарской области
Организация и проведение семинара по теме сохранения плодородия почв – очень важный шаг со стороны министерства сельского хозяйства Самарской области. Такие семинары должны проводиться регулярно и охватывать всех сельхозпроизводителей региона. Но главное – в министерстве должна быть структура, которая занималась бы именно развитием системы органического земледелия в нашей области, потому что вопросы сохранения и повышения плодородия почв включают множество различных аспектов. Семинар показал, что в одном все мы сходимся: плодородие почвы падает и необходимо его повышать. Но для решения проблемы предлагаются совершенно разные методы. Одни призывают вносить больше органических удобрений, другие – минеральных, третьи – микробиологические добавки. Пятеро выступающих – пять разных методов. Поэтому орган, который будет заниматься этими вопросами, должен работать под эгидой министерства.
Органическое земледелие – это целый комплекс мер: и рациональное применение удобрений, и использование биопрепаратов для защиты растений, и правильный подбор культур… Но чтобы этот комплекс систематически применялся на наших полях, необходимо обучение фермеров и крупных сельхозпроизводителей практическим основам органического производства. А те, кто уже имеет успешный опыт биоземледелия, могут им поделиться. Кроме того, сертификация удобрений, проведение лабораторной экспертизы, полевых экспериментов, заключения различных ведомств – это и финансовые, и временные затраты. Для Самарского гипсового комбината, например, этот процесс занял около трех лет. Поэтому нужен центр, который помогал бы хозяйствам пройти все эти этапы, используя опыт других предприятий и возможности министерства.
Эта структура должна обобщать опыт применения методов органического земледелия, организовывать обучение, следить за изменением законодательства, взаимодействовать с Россельхознадзором, Росприроднадзором. Есть разные подходы к решению проблемы плодородия почв, многие из них взаимоисключающие, поэтому необходима логичная политика регионального министерства сельского хозяйства, направленная на исполнение указа президента «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» и закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Указ в любом случае должен быть выполнен, и Самарская область не должна оказаться на позиции догоняющих. Уже проведение подобных семинаров говорит о том, что мы в тренде российской и мировой аграрной политики.
Сергей Обущенко, директор Станции агрохимической службы «Самарская», доктор сельскохозяйственных наук
В постсоветский период аграрное производство стало бизнесом, со всеми вытекающими отсюда последствиями: сельхозпроизводители выращивают наиболее востребованные культуры, от которых получают максимальный доход, и используют технологии, которые позволяют минимизировать затраты. По этому пути мы развиваемся более 30 лет. Самарская область, как все черноземье, характеризуется тем, что у нас очень большие запасы органического вещества, местами достигающие 1-1,5 метра. За счет них мы сейчас и живем, «залезая в карман» будущим поколениям. Высокие урожаи в 2017 году, 2022 году объясняются стечением обстоятельств: в нужное время было достаточное количество осадков. Запасы органики в течение какого-то периода времени позволят нам получать достойный урожай с минимальными вложениями, до тех пор пока вся эта органика не минерализуется и мы не дойдем до материнской породы. Снижение плодородия происходит уже сейчас, но когда органическое вещество физически исчезнет, вот тогда наступит проблема. И восстановить почвы будет очень сложно, а может быть, и невозможно. Поэтому сегодня в сельхозпроизводстве стоит задача хотя бы не ухудшать текущее положение, а в дальнейшем необходимо принимать меры для восстановления почвенного плодородия.
Сегодня этот вопрос поднимается очень широко, тогда как десять лет назад от него еще отмахивались. Лучше всего эта идея сформулирована Либихом: вещество и энергия, отчужденные из почвы с урожаем, должны быть компенсированы (возвращены в почву) с определенной степенью превышения. Сторонники органического земледелия часто не признают применение минеральных удобрений. В моем представлении, необходимо сбалансированное внесение органоминерального питания и в тех же количествах, в которых выносится. По нашим данным, ежегодно по Самарской области минерализуется в среднем 0,65-0,63 тонны гумуса на гектар – столько же необходимо и вносить.
Кроме того, сохранить плодородие возможно только в комплексе мер: это и внесение органики, и соблюдение севооборота, и применение минеральных удобрений, и использование современных технологий обработки почвы. Некорректно сравнивать природу и сельхозпроизводство. В природе очень редко встречаются целые поля монокультур, и все, что выросло на этом поле, здесь же и остается. Никто в природе не забирает выросшее в течение десятилетий и столетий. Поэтому человек должен возмещать то, что забирает с урожаем. У нас в области есть несколько предприятий, которые производят 12-15 млн тонн удобрений ежегодно, а вносим на поля около 4-5 млн, то есть даже половины того, что производим, мы не используем у себя. Желательно, чтобы этих предприятий становилось больше. А наша работа – подсказать, что и как необходимо вносить на каждый участок поля, чтобы получить высокий и качественный урожай и при этом сохранить почву.
Василий Фокин, генеральный директор ООО «Семена»
В Самарской области, как и во всей России, существует проблема потери гумуса в почвах. Какими бы химическими методами ни пробовали повлиять на этот процесс, положительных изменений нет. Раньше пожнивные остатки вывозились на солому, на корм скоту, сейчас они остаются на полях, но все равно в тех хозяйствах, которые плотно сидят на «химии», идет минерализация, а прироста гумуса нет.
Как восстановить плодородие почвы? Это целая система: определенный севооборот, механическое уничтожение сорняков, применение биопрепаратов, создание полезащитных лесополос. Мы не работаем ни с химическими фунгицидами, ни с инсектицидами, не вносим химические удобрения, и в нашем хозяйстве процент гумуса постоянно растет. Резкий рост идет там, где мы применяем сидераты (от 1 до 1,5% за четыре года), меньше – где просто вносим пожнивные остатки (0,1-0,4% за четыре года).
Осознание необходимости перехода на биоземледелие пришло давно, но не было научных знаний, реального опыта, как вести сельское хозяйство без химии. Информацию собирали по крупицам, доступные препараты и методы испытывали на собственных полях. Состояние земли с каждым годом ухудшается, вместе с тем ухудшается и здоровье людей, ведь только на чистой земле можно вырастить полезные для человека продукты питания.
В настоящее время у нас площадь посевов 4800 га, мы используем только методы органического земледелия. Это не только биологические удобрения, но и средства защиты растений от болезней и вредителей. Они безопасны для человека и окружающей среды, восстанавливают не только плодородие почв, но и саму экосистему. Мы начинали с подсолнечника, кукурузы – через пять лет идет бешеное восстановление местной флоры и фауны, восстанавливается баланс, и специальной защиты уже не требуется. Заодно и соседям помогаем избавляться от вредителей, так как энтомофаги передвигаются на расстояние до 300 км. В природе все отлажено, и через несколько лет восстанавливаются природные процессы саморегулирования, экосистема начинает справляться с болезнями и вредителями самостоятельно. Не надо пытаться покорить природу, надо идти с ней в ногу. Можно ей помочь возродиться естественным путем, но не покорять.
Сергей Зудилин, доктор сельскохозяйственных наук, профессор
Большая проблема в России – снижение плодородия почв. Наши черноземы, которые считаются лучшими почвами в мире, сегодня утрачивают свое значение. Но в Самарской области на долю черноземов приходится 94% земель сельхозназначения. Еще в середине XIX века великий русский почвовед В.В.Докучаев обследовал почвы европейской части России, и, по данным на 1861 год, в Самарской области в 2/3 почв содержание гумуса превышало 15%. В конце 1980-х средневзвешенное содержание гумуса в наших почвах уже составляло 6%, а в настоящее время – лишь 4,2%. То есть за 150 лет из-за бездумного хозяйствования мы потеряли плодородие почв втрое. При таком отношении к земле через 20-30 лет у нас могут начаться процессы опустынивания.
Проблема здесь в первую очередь в том, что сельхозпроизводители не работают над тем, чтобы восстанавливать плодородие почв, относятся к земле потребительски, не вносят в достаточной мере в первую очередь органические удобрения. Старый постулат агрономов гласит, что только при внесении органических удобрений можно обеспечить воспроизводство почвенного плодородия. Еще в 1930-е годы академик В.Р.Вильямс разработал травопольную систему земледелия как естественное средство восстановления плодородия почвы. К сожалению, потом от нее отошли, и начались процессы деградации.
У нас очень много отходов сельского хозяйства, бытовых, пищевых и прочих органических отходов жизнедеятельности человека. Пора разработать технологии переработки этих отходов в инновационные органические удобрения, которые сельхозпроизводители могут вносить в почву. Есть много наработок. Главное – для каждого предприятия на основе агроэкологической оценки почвенно-климатических условий должна быть разработана своя система земледелия, которая включает в себя основные элементы: систему обработки почвы, систему защиты растений, систему удобрения, систему севооборота и т.д. В ней должны быть прописаны рентабельные культуры и, главное, условия обеспечения воспроизводства почвенного плодородия. Разработка адаптивно-ландшафтной системы земледелия должна стартовать, потому что процессы опустынивания уже начались. Это видно невооруженным глазом: 30 лет назад наши поля были более черные, сейчас цвет скорее серо-коричневый. Основные законы по развитию органического сельского хозяйства приняты, и мы должны работать в соответствии с этими законами.
Олег Оленин, кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник
На данный момент есть и технологии, и оборудование, чтобы производить органические многокомпонентные удобрения и биопрепараты, которые по своей эффективности не только не уступают, но и превосходят минеральные удобрения и пестициды, но при этом вдвое-втрое дешевле по себестоимости и производства, и внесения. Проведенные за последние десять лет по всей стране десятки и сотни полевых экспериментов это блестяще доказали. Много таких доказательств собрал Союз органического земледелия, который интенсивно развивает это направление.
Мы в Самарском аграрном университете разрабатываем, патентуем, производим такие органические удобрения и биопрепараты, реализуем их сельхозпроизводителям и осуществляем агросопровождение, то есть непосредственно занимаемся их внедрением. Биопрепараты у нас есть для всех групп полевых культур (около 14 видов), они различаются по составу в зависимости от групп культур. Многокомпонентные органические удобрения на основе диатомита и цеолита (11 наименований) также различаются по составу в зависимости от цели и условий применения.
В прошлом году наши препараты были внесены на 5000 га в 23 сельхозпредприятиях. Мы регулярно их объезжаем, ведем агроконсультирование, поэтому на личном опыте знаем все нюансы и трудности внедрения новых удобрений и препаратов. Здесь две главные проблемы. Во-первых, консервативность сельхозпроизводителей: они десятилетиями работают по привычной схеме и не хотят рисковать. Во-вторых, необходимо возвращать определенные административные рычаги районным сельхозуправлениям. Районные управления сельского хозяйства обязательно должны вести контроль за сельхозпредприятиями, за состоянием почв, за тем, что и как вносится на поля. То есть следить за исполнением законодательства об органическом земледелии.